Вторую неделю на верфи с утроенной силой идет работа по сканированию чертежей архива Соломбальской судоверфи. Документов много, и чтобы помочь нашему благородному делу, в Архангельск из Москвы приехала Мария Квитко – морской практик и яхтсменка из Москвы.
Об актуальных вопросах сканирования, масштабе предстоящего нам подвига и о том, из чего состоит работа с архивом – в интервью Марии на нашем сайте.
О себе
Я из Москвы, всегда работала в банках, получается, это пятнадцать с лишним лет. Не так давно я уволилась и ради интереса попробовала заняться чем-то из сферы своих хобби. Один сезон занималась детской парусной школой в Москве, в Строгино. Это хорошее дело, но сейчас там спальный сезон, поэтому я решила съездить в Архангельск.
Я давно хотела приехать, но с офисной работой это сложно: нужно брать отпуск или подгадывать праздники с выходными. А сейчас сложилась уникальная ситуация, когда я еще не хочу устраиваться на офисную работу, а парусная школа пока в спячке.
За неделю работы с чертежами я поняла принцип работы и объем задач, мне были интересны эти папки и их содержание.
За день у нас получается отсканировать одну папку с чертежами при условии, что работают два человека, а документы в папке – простые. Если чертеж без общих планов, не для последующих распечаток в большом формате, то выбираем разрешение триста точек на дюйм, и все происходит быстрее.
Если это большие, красивые общие планы, которые можно потом использовать в эстетических целях, то мы берем разрешение шестьсот точек на дюйм, и все идет гораздо дольше. Чертежи формата больше, чем А0, нужно сканировать по частям и потом сшивать в фотошопе. После сканирования, кадрирования, склеивания и обработки они сохраняются заново.
Мы оптимизировали этот процесс, как могли. Параллельно с обработкой идет сканирование следующего чертежа, но ожидание все равно занимает какое-то время.
Папок у нас сорок две, и сами они тоже разные. Все документы в них имеют сквозную нумерацию. Это удобно для работы, но иногда один номер обозначает один чертеж, а иногда он присвоен целой книжке из двадцати страниц с разными чертежами. Их надо расшить, отсканировать, сохранить как отдельные файлы и объединить в один pdf-файл.
Некоторые чертежи сохранились хорошо, а некоторые такие, что кажется, дунешь – и он рассыплется. Конечно, сканируем все очень бережно.
Сам процесс сканирования не очень сложный. Нужно было выработать алгоритм, который мы определили опытным путем, а дальше все просто.
Коллапс первой недели
В первую неделю шла настройка рабочего процесса. На днях мы случайно обнаружили, что какая-то часть работы была сделана немножко неправильно. Мы сканировали и сохраняли все в высоком разрешении, но в какой-то момент что-то пошло не так. Половина чертежей сохранилась в разрешении сто точек на дюйм, как обычная картинка из интернета.
Хорошо, что мы заметили это довольно рано и переделать пришлось только полторы папки. Огромное спасибо Наталье Николаевне Бединой и ее студентам за помощь в сканировании! Вместе мы все перепроверили, нашли, в какой момент и почему у нас стало так получаться, и исправили это.
Раньше у нас были размытые правила работы. Теперь мы коллегиально утвердили точные алгоритмы: какие чертежи в каком формате сканировать и так далее. Пришла ясность, и теперь мы сохраняем все в нужном разрешении. Я написала инструкцию: сначала одну, а потом и вторую, исправленную и дополненную – она будет висеть на стене в лаборатории.
Сейчас я разбираю каталоги, вношу правки, переношу готовые отсканированные папки, сверяю их и переношу на жесткий диск.
Оригиналы файлов занимают много места. Если это сложный чертеж формата больше А0, и он сканируется по частям, а затем склеивается в фотошопе, – то его файл весит около трех гигабайтов. При оптимизации изображения и наложении слоев получается гигабайта полтора. Чертежи поменьше весят около пятисот мегабайт.
Классификация чертежей
В архиве нет папок, которые были бы тематически объединены, например, «Зверобойная шхуна» и все о ней: начиная от общего вида во всех разрезах и заканчивая винтиком и шпунтиком. К сожалению, все разбросано хаотично: в одной папке идут два чертежа рыболовного судна, потом три чертежа моторно-парусного, потом зверобойная шхуна, потом молоток, потом свисток в разрезе, а потом крутящийся стул – логики в порядковой нумерации нет.
Файлы мы стараемся называть максимально подробно, например, «Зверобойная шхуна, кронштейн для самовара». Обычно наименование листа содержит хоть какую-то отсылку к судну, но и это бывает не всегда.
Чтобы потом как-то использовать эти чертежи, нужно будет каталогизировать и классифицировать их, настроить поиск по цифровому архиву.
В качестве классификатора больше всего напрашивается тип судна, чтобы можно было открыть папку «Зверобойная шхуна» и пролистать ее всю. Но можно было бы классифицировать чертежи по типам конструктивных элементов: килевые части, всякие разные шпангоуты, детали корпуса, такелажа, обшивки и так далее.
Сейчас Миша и Женя внизу ломают голову над вопросом дейдвуда для Поморской шхуны – эта деталь может быть совершенно разных конструкций. И вот, среди отсканированных папок, здесь, в лаборатории, мы нашли чертежи различных вариантов этой детали и показали их ребятам.
Мне кажется, это должно помогать их инженерной мысли.
Материал подготовила пресс-секретарь верфи Катя Суворова.
#АрхивСоломбальскойСудоверфи #ДеревянноеСудостроение #ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна #ФондПрезидентскихГрантов #ФондПотанина
Внимание! Товарищество поморского судостроения приглашает добровольцев, которые хотят принять участие в изучении чертежей, калек, фотографий архива Соломбальской судоверфи и помочь нам с оцифровкой уникальных документов.
Мы ищем патриотов своего города и приглашаем Вас посетить нашу верфь. Готовы провести экскурсии для любого количества гостей. Будем рады всем, кто готов посвятить свое время сохранению наследия деревянного судостроения!
Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.