Постройка экспедиционного карбаса «Архангелъ» 2021 год

Объявление: Постройка карбаса, мастер-класс 16-30 января 2021 на верфи Товарищества поморского судостроения.

Товарищи морские практики и судостроители! Объявляем, что с 16 по 30 января нового 2021 года в Архангельске на верфи Товарищества поморского судостроения будет построен парусно-весельный карбас 6,6 метров длинной. Руководить стройкой будет мастер народного судостроения Виктор Петрович Кузнецов из села Лешуконское Архангельской области. Карбас будет построен также быстро, как в старину: всего за две недели. Желающие смогут познакомятся с технологией изготовления карбаса и принять участие в его строительстве под руководством мастера. Плотницкий мастер-класс откроет работу студии столярного и плотницкого мастерства верфи Товарищество поморского судостроения для жителей Архангельск и Архангельской области. Карбасы — самый старый из ныне существующих типов поморских судов. Впервые сшивные карбаса упоминаются в 1591 г. в «Таможенной грамоте» Соловецкого монастыря, то есть почти 500 лет назад. Известны карбаса промысловые, разъездные, почтовые, грузовые, таможенные, лоцманские и т. д. Карбас универсальная лодка-труженик: легкая и мореходная. Обладая хорошей всхожестью на волну и достаточной устойчивостью, карбас практически не принимает внутрь брызг. Типичный карбас имеет острую корму, прямую линию киля, вертикальный форштевень, незначительно наклоненный в корму ахтерштевень. Обшивка делается кромка на кромку на мощных, редко поставленных шпангоутах — кокорах. Для строительства используется легкая древесина ели. Новый карбас будет построена для участия в экспедиции по старинным поморским дорогам, которыми шло освоение пространств Сибири. Просим заранее сообщать о желании участвовать в мастер-классе!

Дневник стройки

Этот карбас Товариществу поморского судостроения заказали участники проекта «Тайны Мангазеи» — экспедиции по старинному водному пути из Мангазеи (легендарный город на реке Таз — приток Оби) в Новую Мангазею (Старотуруханск на реке Турухан — приток Енисея). За образец договорились взять карбас «Вашку» которую мы вместе с Виктором Петровичем построили в Лешуконии в 2017 году. Для нас это будет первое судно, построенное на верфи Товарищества, первая стройка и школа судостроения.

18 января.
В понедельнику участники мастер-классов подготовили место для постройки карбаса, изготовили козлы для закладки карбаса. Высянилось, что Виктор привез только одну кокору для штевня вместо двух. Недостающую заготовку для форштевня решили сделать клееной, благо, технология выклйки кривых элементов нам уже хорошо знакома. Острогали доски для выклейки заготовки, опилили балку для киля, опробовали пресс для вырубки шайб из листа меди, заклеили заготовку для форштевня. Вечером Виктор Петрович вырезал из бруса киль.

19 января.  Виктор Петрович сделал замки для соединения киля со штевнями. В этот же день мастера и добровольцы разневолили клееную заготовку форштевеня. Виктор Петрович подрезал его и сделал шпунт для присоединения первого набоя обшивки – шпунтового пояса. Доработка киля и форштевня с ахтерштевнем заняла целый день, ночью их поставили на клей – эпоксидную смолу.

Набор мастера-карбасника.

20 января. Виктор Петрович подстрогал киль и штевни карбаса, цепной электропилой выбрал по всему килю шпунт – углубление, куда входит обшивочная доска. Ее прихватили медными гвоздями, а затем при помощи рычагов завалили и подтянули к штевням. Таким обзразом, доска в середине киля лежит горизонтально, а к штевням изгибается и становится вертикальной. Чтобы доски не ломались при скручивании, накануне мастер запарил доски в кипятке и оставил на ночь завернутыми в полиэтилен.  Интересный момент: чтобы доска приобрела необходимую форму, Виктор Петрович прикрутил две кобылки поперек киля. В классической школе для этого делают шаблон, а на Мезени, откуда родом Виктор Петрович, практикуют особую технологию  «рассольского шитья». Эта технология названа по имени мастера Рассолова. Рассоловское шитье требует от мастера хорошего глазомера. Также в этот день, используя соединение «в ус», нарастили доски до длины 7 метров.

21 января. Накануне выяснилось, что карбас нужно переделывать — заказчики не согласились с клееным форштевнем и попросили использовать исключительно кокоры. Пришлось Виктору Петровичу отправляться домой в Лешуконье за новыми кокорами. Благо, десяток-другой кокор в его сарайчике мастера всегда имеется. Посидев за столом, подумав и посовещавшись, решили для себя, что вся эта история – во благо. Переделывать начатый карбас не станем, заложим новый, а старый останется на верфи в качестве учебного пособия. (Кокора — часть ствола и самого большого корня дерева которая вместе представляет изогнутый элемент в форме буквы «Г». Из таких природных кривулин делают штевки, брештуки, кницы, шпангоуты).

25 января. Виктор Петрович выстрогал новый киль (по-поморски — донницу), обработал две кокоры, привезенные им из Лешуконья в субботу, поставил ахтерштевень с форштевнем и начал устанавливать доски обшивки.

26 января. По обновленному календарю – третий день стройки.
Виктор Петрович завершил делать третий набой обшивки и приступил к четвертому. Участники мастер классов помогают ему шить — расклепывают медные заклепки.

27 января. Карбас растет на глазах, сегодня поставили четвертый и пятый набои. Установили уровень бортов, чтобы относительно него шить карбас симметрично по высоте и ширине.

28 января. Установили еще два набоя. Поставили стяжки бортов. До этого момента карбас строился с разваленными бортами, теперь нужно загибать и поднимать их кверху. Для этого взяли две балки, обернули карбас веревкой и скрутили ее, чтобы притянуть борта друг к другу.

Помимо возведения карбаса в материально-физическом плане, занимаемся его духовно-поэтическим устроением. Все знают, что каждую часть судна необходимо хорошо острогать или опилить, но многие забывают, что для легкого и красивого хода его нужно должным образом опеть! Хорошему карбасу поют с самого рождения (чем сегодня по завершении работ и занимаются Никита Карбасов с Мишей Герасимовым и Мишей Крупениным).
Заверяем, что уже сейчас в нашем карбасе замечательно поётся, а значит, он вырастет большим, быстрым и крепким!

Примечание: фото Виктора Петровича, обнимающего карбас — не постановочное. Он действительно обнимает судно в конце рабочего дня, как человека! Одним словом, мы тут работаем с душой. Жить, строить и петь — это прекрасно!

29 января. Установили предпоследний набой карбаса.

1 февраля. Виктор Петрович начал подгонять шпангоуты карбаса — для этого он использует специальные кокоры. Слава расклепывает шпильки, которыми оболочка приклепывается к шпангоутам. .

2 февраля. Сегодня преимущественно стучим молотками на всех участках верфи — Виктор Петрович с Васей приклёпывают шпангоуты, Слава расклепывает заклепки, а Миша просит пощады, потому что работает над 3D-моделью шхуны за компьютером среди всеобщего грохота и грома. 

3 февраля. Сегодня Виктор Петрович устанавливает привальные брусья на карбасе.

Настал момент, когда визуально рост карбаса замедлился – всю свою форму он уже набрал.

5 февраля. Виктор Петрович ставил банки и планширь на карбасе. 

8 февраля. Красим карбас на второй раз, делаем весла. 

Прибыли на верфь представители проекта «Тайны Мангазеи» из Нового Уренгоя:  капитан карбаса Александр Рачёв, руководитель экспедиции Павел Нефёдов и фотограф Данил Хусаинов. Участники экспедиции смотрят, как заканчивается строительство корпуса карбаса, знакомятся с мастером Виктором Петровичем Кузнецовым, руководившим стройкой, а также узнают детали и конструктивные особенности судна, которые будут важны в предстоящем путешествии.

Краткий вывод наших гостей: карбас — произведение искусства.

Участники экспедиции сообщают, что влюбились в него сразу, как только увидели, и спрашивают, не жалко ли нам расставаться с таким прекрасным судном. А нам не жалко, потому что этот карбас ждут великие дела! Уже сегодня состоится освящение карбаса, на его борт будет нанесено имя, определенное путем онлайн голосования.

Лидирующие варианты:  Веха, Восток, Ямбург, Изленд, Николай Чудотворец. Которое из них победит, мы узнаем уже сегодня!  После освящения продолжится работа над мачтами и прочим оснащением судна.

9 февраля. В этот день на верфи состоялось освящение карбаса для проекта «Тайны Мангазеи»
Карбас получил имя «Архангелъ» (и это еще больше сроднило судно с городом, где оно появилось на свет). Участники экспедиции говорят, что решение было трудным и неожиданным, ведь в голосовании лидировали другие варианты названия… Но после трёх дней в Архангельске и на верфи к ребятам пришло совершенно новое имя.

А мы искренне рады принятому ими решению, ведь теперь история возрождения традиций деревянного судостроения на верфи Товарищества начнётся с карбаса под именем «Архангелъ». Такое вот знаковое и красивое событие — для нас, верфи и города, в котором возник морской флот России!

Чин освящения судна совершил священник Свято-Троицкого храма протоиерей Андрей Хрусталев. Накануне карбас готовили к освящению, красили и наносили на борт его замечательное имя.

Сегодня участники проекта «Тайны Мангазеи» отбывают домой, увозя с собой любовь к новому карбасу (мы в этом уверены!) и гусли, которые фотограф Данил Хусаинов сделал на нашей верфи под руководством мастера Миши Герасимова. Гусли отправятся в экспедицию вместе с её участниками – будут радовать путешественников в дороге!

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 9d36e9e8e5a121ac2c3bc8ddd82c8e06.jpg

15 февраля. Делаем первую мачту для «Архангела» и весла.

16 февраля. Поставили на карбас грот-мачту, примерили парус. Сегодня вечером попробуем поставить и фок-мачту. Продолжаем делать рулевое устройство «Архангела».

17 февраля. Изготовили и примерили фок-мачту. Она оказалась длинновата. Завтра будем укорачивать. Доделали вёсла и руль карбаса. Руль получился таким красивым, что жалко его красить, хочется просто залакировать. Даша доделала клотик на топ мачты.

18 февраля. Закончили примерять мачты, установили на них утки. Красим мачты и вёсла, устанавливаем руль. Даша продолжает выстрагивать небольшие дельные вещи, которые мы устанавливаем на карбас.

23 февраля& Богдан и Бобур ставят рым на форштевень. Даша устанавливает киповые планки для шкотов, Артем делает третью банку для гребцов. 

24 февраля.

Заканчиваем собирать и подкрашивать карбас «Архангелъ». Поставили водоотливную помпу. Установили третью банку и несколько уточек с гуськами. Осталось поставить уключины и заложить под них привальный брус. Сегодняшние гости верфи: медиацентр САФУ (журналисты берут интервью у студентов и мастеров, спрашивают про карбас, интересуются проектом «Тайны Мангазеи»).

1 марта. Сегодня основное, чем мы занимаемся – это подготовка судна «Архангелъ» к сдаче. Сделали киль-блоки для его перевозки, закончили устанавливать шесть весел. Идут какие-то небольшие доработки, которые никогда не кончаются, пока судно не сдашь. Журналисты «Региона 29» приезжали снимать про карбас сюжет.

2 марта. Посадили ребят на весла, поглядите, какие все сразу стали веселые. То ли еще будет, когда карбас спустят на воду!

4 марта. Шьем тент.

9 марта. Отправляем карбас в Новый Уренгой!

Карбас уехал. Через несколько месяцев от участника экспедиции «Тайна Мангазеи» Данила Хусаинова мы получили фотографии нашего «Архангела». Красиво и парни довольны!

Характеристика экспедиционного карбаса типа «Архангелъ»

Длина наибольшая 6,6 м

Ширина наибольая 2,2 м

Осадка максимальная в грузу 0,38 м

Высота надводного борта 0,45 м

Водоизмещение 0,3 т

Дэдвейт 1 т

Максимальное количество человек на борту 8

Типы движетелей: 2 паруса общей площадья 16 м/кв, 6 вёсел, подвесной мотор до 7,2 кВт.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре − два =

Прокрутить наверх