Брест. Понтон марины Мулен Блан
Мулен Блан — самая большая марина Бреста, здесь полно лодок, яхтенных магазинов, пляжных катамаранов и прочего морского. Всё здесь хорошо, только далеко от центра города.
Обычное дело в Бресте — почистить днище от устриц.
19 августа
На «Джульетте» команда морских практиков: Антон Навой, Фёдор Харлашин, Марат Хабибулин, Анна Дроздова, Ольга Золотуская, Ольга Русина, Григорий Ефимов, Евгений Шкаруба.
Перед выходом собрались с духом и нырнули в воды Ла-Манша. Вешали с Фёдором новый анод на винт. Старый растворился. Оказалось, не так страшно, особенно в гидрашке.
1145, вышли из Бреста. С остатками отлива выкатываемся из залива в море. Ветер встречный до 12 узлов. Пока идем на моторе. С моря в порт два буксира заводят голландский фрегат.
1310, поставили грот. Течение замерло и поворачивает на встречное.
1340, обошли мыс с маяком Тулунгет. Открыли стаксель. Заглушились. Теперь с полветром можно не спеша идти в Дуарнене.
Новички начинают рулить. Море как раз такое, как нужно.
1750, пришли в Дуарнене. Подумав, решили не заходить в приливную марину напротив музея в глубине залива. Встанем у гостевого причала. В таком случае, завтра выйдем в море в любое удобное время, не смотря на уровень воды.
Гуляли по набережным.
Совсем рядом с нами стоит большая гафельная шхуна. Красавица.
Люгерный «охотник за приливами». Эти лодочки, наловив рыбы, имели обыкновение подходить к прибрежным городам на полной воде, обсыхать и продавать рыбу прямо с борта, а со следующим приливом снова уходить в море.
Переход составил 30 миль.
20 августа
Были в морском музее. В который уже здесь раз и не могу отказаться от удовольствия еще раз заглянуть в это уютное заведение.
Тендер.
Проводка оттяжки галсового угла кливера и ватерштага одной веревкой.
1450, вышли из Дуарнене.
Боцманы тренируются работать с веревками на палубе.
Сегодня большой переход в Конкарно. Ветер будет или нет — не понятно. Прогноз сомневается. Прямо перед нами тренируются швертботы всех мастей. Моторные рибы вытаскивают вереницы оптимистов в море. Ветерок 12 узлов. Встречный. Прекрасно.
1510, встали под паруса. Солнце.
1630, лавируемся. Тихо, спокойно без варварской встречной волны. Экипаж поет революционные песни.
1920, подходим к мысу Ра. Ветер еще есть и течение поворачивает на попутное. Продолжаем идти под парусами. По борту плещут свежие пригоршни волн из Бискайского залива, не зло, играя.
2000, обошли рифы у страшного мыса Ра. Страшный он бывает в непогоду, когда Бискайская волна проходит над отливными течениями у мыса. Скорость таких течений бывает 5 и больше узлов. Вот тогда это страшно. А так, как сегодня, — не заметно. Ветер зашел на левый галс и стих. Завели мотор, помогаем парусам движком.
2120, заглушились. Небольшой ветерок с северо-востока.
2125, дельфины решили нас приободрить. Показали свои спины и хвосты.
Темно.
21 августа
0330, ветер зашел к северу и усилился до свежего. Идем галфвиндом, радуемся. Честно говоря, не рассчитывал на ветер сегодня ночью.
0507, обогнули мыс и лавируемся в Конкарно. После мыса ветер зашел навстречу. С хорошими кренами гуляем между банок и рифов. Читаем лоцманские знаки.
0710, пришли в Конкарно. Навстречу нам уже выходят гонщики на своих яхтах. Тренируются с раннего утра. Встали к понтону. Теперь спать, отдыхать и гулять.
Переход получился в 70 миль.
Были в морском музее Конкарно. Здесь много всего. В этот раз увидились парусные плоты из Бразилии. И парус на них хорош, и рулевое весло, и самое главное — шверт в швертовом колодце.
22 августа
Спокойный день. Выход утром после круассанов и эклеров.
Рядом гоночная одиночная лодочка. Наблюдаем новую тенденцию — нос картошкой или голландским ботинком.
Перед выходом разбираем схему отхода на шпрингах.
Недавно сделал такой нехитрый конструктор. Наклон доски обозначает ветер. Палочки — швартовые веревки. Просто и доходчиво.
1010, вышли из Конкарно.
1015, прошли над рифом, над которым в малую воду идти было бы нельзя.
Учим узлы.
1300, мчимся с прекрасным слабым ветром со скоростью 3 узла в сторону острова Груа. Года три назад, помнится, мы наскочили здесь на подводную скалу и отломали половину руля. Потом так и шли в Виго с оставшийся половинкой. «Джульетта» рулилась плавно тогда. Исполняла большие циркуляции в маринах.
1600, пришли в порт Тюди. Мест нет и не будет. Решили простоять ночь на якоре.
1650, встали на якорь напротив пляжа.
Чистили перо руля от ракушек. Надо же! Одни и те же заботы у нас связаны с Груа — рулевые.
Готовим на гриле сарадины.
2200, в кокпите поют песни.
Устроился спать на баке под звездами.
Переход 28 миль.
23 августа
0050, проснулся. Ветер развернулся и тянет нас понемногу на берег. Раздувает и поднимает волну. Надо сниматься.
0110, снялись с якоря. Ветер усилился.
0130, поставили паруса. Идем на остров Бель-Иль, что значит «Красивый остров».
0530, зашли в гавань Ле-Пале. С моря заходит волна. Места у хлипких понтонов для нас нет. Те лодки, что пришвартованы к понтону, размахивают мачтами, дергаются на швартовых как одержимые. В другом углу гавани, вокруг мурингов, еще одна группа лодок сбилась в кучу. Пришвартовались к этой стае. Мы большие, стоим в дальнем углу и нас качает меньше.
0900, проснулся на палубе. Вокруг носятся паромы, милая мадмуазель на тузике, стоя бочком, регулирует движение лодок. Просыпаются экипажи многострадальных и бесправных здесь лодок.
1000, зашли во внутреннюю гавань. Встали лагом к понтону, ворота закрылись, волна исчезла, «Джульетта» успокоились, расслабилась и уснула.
Переход 22 мили.
Днем ездили на другую сторону острова, к Порт-Котон, смотреть на мысы Клода Моне.
Шлялись по жаре, ослепленные солнцем. Маялись. Купались. Пили вино.
Объедали бесчисленную еживику с кустов.
Вернулись измученные и удовлетворенные Прекрасным островом.
24 августа
1030, прошли ворота в море. Уходим с Красивого острова.
1045, поставили паруса. Ветерок нас балует. Багштаг правого галса. Идем в Трините-сюр-Мер.
1157, слышим сигнал Пан-Пан.
1400, пришли в Трините-сюр-Мер. В марине много диковинных, маститых спортивных лодок. Скоро регата.
Переход сегодня 16 миль.
Ездили смотреть Карнак и чудные Карнакские камни. Очень хороши. Жаль, что экскурсия такая бездарная.
25 августа
Утром вышли в залив Морбиан. Глубокий, изрезанный бухтами залив, с множеством живописных островов, который называют внутренним морем. Скорость приливных течения в заливе достигают скорости парусной лодки, поэтому ходить здесь имеет смысл попутно с водой. Идем в самую глубь залива, в город Ванн. Придем в полную воду.
Постановочная фотография.
1400, прибыли в прекрассный Ванн. Переход 20 миль. Замечательная команда накануне расставания.
Плавание закончилось. Всего пройдено 186 миль.
После северных морей мы стараемся привести «Джульетту» в порядок. Последнее, что было сделано в Сен-Мало — отшлифовали палубу. В первый раз за десять лет службы. Теперь она нарядная сверкает свежестью и радостью. Андрею Тарбаеву за это большой привет! Это он две недели занимался лодкой в Сен-Мало.
Еще одно приятное дело — мы поменяли часть тросов леерного ограждения «Джульетты». Старые видели падение мачты в Тихом океане и от пережитого растянулись, потеряли бодрый вид, обтянуть их было уже невозможно. И вот мы заказали новые тросы в Питере у наших друзей Deel.ru. Тросы пришли во время, отлично запрессованные — в общем, мы их рекомендуем!
Машинка для установки наконечников на трос: http://deel.ru/shop.nsf/pages/swagingmachine?open
Наконечники для установки на трос: http://deel.ru/shop.nsf/pages/terminal?open
Талрепы под наконечники: http://deel.ru/shop.nsf/pages/art8275
Фото: Ольга Золотуская, Евгений Шкаруба.