Вниз по Мезени. Первое путешествие карбаса «Вашка». 3-5 июля

3 июля, деревня Большая Нисогора

Начинаем плавание нового карбаса вниз по реке. На борту «Вашки» экипаж: Владимир Манилов, Игорь Разуваев, Леонид Гройсман, Артём Москвин, Алексей Лузянин, Александр Мелешко, Даша Морозова и Евгений Шкаруба.
За два дня нам предстоит пройти больше ста километров вниз по течению Мезени. Хотя осадка нашего карбаса сейчас без дополнительного фальшкиля совсем неболшая, сантиметров сорок, в обычный год в это время нам пришлось бы везти карбас по дороге. Мезень в это время уже очень сильно мелеет. Мы так и планировали. Но позднее лето на Севере задержало процесс таяния снегов, Мезень сейчас по-весеннему полноводна. Точнее, полноводна она была две недели назад, когда мы начали строить карбас. Листья распускались, вода падала, мы строили карбас и гадали, успеем или нет спуститься по реке?
1123, вышли из Нисогоры.
Карбас ужас как перегружен. Мало того, что у нас очень много вещей, полтора экипажа (Алексей, Александр и Даша пойдут на «Морошке» после Кимжи), так у нас еще и фальшкиль лежит вдоль всего корпуса. Но в тесноте, да не в обиде, как говорят.
Грести в команде получается не сразу, но не так это и сложно. Учим под руководством Игоря команды: «Разобрать вёсла!», «Вёсла на воду!», «Табань!», «Навались!», «Суши вёсла!», «Вёсла наборот!»
19883692_1356916881044451_639654367_n
1147, прошли отметку 145 км. Ходко идем. Вместе с течением наша скорость около 9 км.
Мимо проплыла Малая Нисогора. Встречный ветер, солнечно, жарко.
Жду, когда начнутся мели, не отхожу от руля, завидую гребцам.
1223, отметка 140 км. Ни облачка на небе, тольк ветерок холодит.
1230, река разделяется на рукова (поплавни) и снова соединяется. Больших проблем с выбором правильного рукова у нас нет.
1243, зашли в деревню Заручьи.
1403, идем дальше.
1445, отметка 135 км. Наблюдаем, как быстро от гребли снашиваются кочета. Кочета — это такие вертикальные бруски, на которые насажены вёсла. Пробуем смазать их подсолнечным маслом, надеваем на кочета пластиковые бутылки.
1523, отметка 135 км.
1544, заскочили на отмель случайно. Первая.
1557, прошли деревню Юрома.
1609, отметка 125 км. Отлично гребется. Вахта гребца час — через час. Достаточно комфортно.
1723, отметка 115 км. Деревня Усть-Нерманка.
1740, деревня Кислома.
Не думал, что Мезень — такая заселеная река. Так плотно деревни на берегу, одна за одной. На Волге такого нет, наверное, ни то что в родной Сибири.
И солнце палит нещадно.
1755, 110 км.
1805, Палуга.
1825, отметка 105 км.
Население реки ловит рыбу. Всё время встречаем лодки и рыбаков, забрасывающих плывучие сетки (поплавни) в воду. Много людей на реке, много жилых деревень. Радость — путешествовать здесь.
1905, отметка 100 км. Проплыли нашу сегодняшнюю норму — 50 км.
Пришли в деревню Азаполье и встали на ночевку чуть ниже по течению.
19904551_1356926944376778_1647912073_n 19964729_1356926957710110_55400645_n

4 июля

19964715_1356927261043413_404462574_n
Вот какая птичка на коньке.
19987366_1356927294376743_753431421_n
Швабра изогнутая из часовни.
19894163_1356927494376723_473578547_n
19904415_1356928417709964_1765499554_n
Едем дальше. На реке сегодня попутный ветерок.
19904750_1356989684370504_949322996_n
0929, поставили паруса и поехали. Карбас оказался легчайшим на ход. Скорость 12 км.
1007, деревня Мелагора. Машут нам вслед руками.
Насколько меркартовская карта изобраэжает Север бескрайним, а он такой компактный и уютный.
1029, ветреный день сегодня.
1043, Черсова.
1054, 90 миль. Читаем замечательную книжку «Приключение четырех русских матросов, к острову Шпицберген унесенных».
1128, отметка 80 км. Способный ветер дует.
1140, прошли мимо Погорельца. Изначально собирались туда зайти. В Погорельце живет сестра Виктора Петровича, но выбрали неверный рукав Мезени и прошли мимо.
1228, побежал наш карбасик.
1240, отметка 75 км.
Время от времени ветер скисает и мы берем в руки весла.
1313, Кузьмогородское. Причалили к высокому угору. Гуляли по деревне. Обедали. Леонид снял видео с квадракоптера.

19970466_1356989431037196_486790111_n
19849105_1356989591037180_1111087765_n
19894075_1356989714370501_476178560_n
19964993_1356989634370509_1517981199_n
19866665_1356989407703865_1757642587_n
19904642_1356989441037195_1916364784_n
1600, вышли из Кузьмогородского. По заявкам гребущих Даша продолжает читать книжку вслух.
1629, отметка 60 км.
1713, деревня Жердь.
1735, прошли Мезенскую переправу. С берега Дима Амелин и Паша Вабищевич снимают кино. Не стали причаливать к ним, понадеелись на связь, но просчитались. Связи нет. Надеюсь, Дима понял, что мы идем в Кимжу, где стоит на берегу «Морошка».
1800, ищем протоку входа в реку Кимжа. Это оказалась сложным занятием. Большой отсров Голова на пути. Пробовал пройти вдоль него пешком. Много следов небольшого медведя вокруг.
19198548_1356989864370486_1599642837_n
2130, пришли в Кимжу. Последние пять километров гребли вверх против течения.
Нашли Диму и Пашу рядом с «Морошкой». Вся команда уже всборе, это хорошо.
19904479_1356989391037200_1874652930_n 19883511_1356989597703846_1075369289_n

5 июля

Утро ушло на поиск машины с подходящим шаровидным форкопом. Очень помогли местные жители — Иван Евгеньевич Мишуков, Евдокия Гавриловна, Павел Гаврилович Крупцов.
19883824_1356998381036301_288650818_n
19904554_1356998717702934_1756870891_n
Прицеп для проекта «Поморский карбас» изготовили наши друзья из компании «Курганские прицепы».Один из их профилей — большие двухосные прицепы для лодок от 600 до 2000 кг. Помню, как два года назад в Турции Александр Тупицин рассказывал о том, как они разрабатывали первую раму для своих прицепов. Теперь наш прицеп этот рассказ продемонстрировал.
Когда мы советовались с главным конструктором предприятия, я назвал ему вес «Морошки»: 1500 кг. Потом выяснилось, что «Морошка» пустая, без мотора и балласта, весит 2000 кг. Значит, во время движения и в момент переворота на прицепе было около 2500 кг. Много. Буханка сложилась всмятку, а прицеп подняли и он поехал дальше.
Но лучше бы ребята не проверяли выносливость прицепа и не переворачивались по пути к нам. Мы тогда здорово переживали за них.

1110, скинули «Морошку».
19894255_1356998334369639_843417231_n 19970652_1356998864369586_2046595602_n 19970502_1356998631036276_383142814_n 19970833_1356998847702921_215092446_n
19964921_1356998767702929_1576626371_n 19894476_1356998741036265_1226189845_n
19873803_1356998471036292_1092827692_n
1540, вышли из Кимжи.
1640, Виктор Петрович встречает нас в устье Кимжи на казанке и проводит в село Дорогорское к старому деревянному дому на берегу реки — дому своего отца. Сейчас здесь живет его сестра Евдокия Петровна. Ночуем сегодня у них.
Но сначала навешиваем на карбас фальшкиль. Дальше пойдет глубокая река, будем испытывать эту консрукцию с добавленным фальшкилем, которую я нигде еще не встречал, кроме модели карбаса из Архангельского краеведческого музея.
Вытащили вещи из карбаса и легко втроемположили его на борт. Выбили чепики и установили фальшкиль. Осадка карбаса увеличилвась на 20 см.
19244336_1356998907702915_1874116551_n
19894113_1357000001036139_1611252243_n
19904754_1357000474369425_64490642_n
19970795_1356999844369488_330567057_n
Теперь уха и застолье в доме мастера.
Завтра приедет Максим Тян и стартуем в Белое море.

Партнеры проекта «Поморский карбас»:

Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».

Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + четыре =

Прокрутить вверх