3 июля, деревня Большая Нисогора
Начинаем плавание нового карбаса вниз по реке. На борту «Вашки» экипаж: Владимир Манилов, Игорь Разуваев, Леонид Гройсман, Артём Москвин, Алексей Лузянин, Александр Мелешко, Даша Морозова и Евгений Шкаруба.
За два дня нам предстоит пройти больше ста километров вниз по течению Мезени. Хотя осадка нашего карбаса сейчас без дополнительного фальшкиля совсем неболшая, сантиметров сорок, в обычный год в это время нам пришлось бы везти карбас по дороге. Мезень в это время уже очень сильно мелеет. Мы так и планировали. Но позднее лето на Севере задержало процесс таяния снегов, Мезень сейчас по-весеннему полноводна. Точнее, полноводна она была две недели назад, когда мы начали строить карбас. Листья распускались, вода падала, мы строили карбас и гадали, успеем или нет спуститься по реке?
1123, вышли из Нисогоры.
Карбас ужас как перегружен. Мало того, что у нас очень много вещей, полтора экипажа (Алексей, Александр и Даша пойдут на «Морошке» после Кимжи), так у нас еще и фальшкиль лежит вдоль всего корпуса. Но в тесноте, да не в обиде, как говорят.
Грести в команде получается не сразу, но не так это и сложно. Учим под руководством Игоря команды: «Разобрать вёсла!», «Вёсла на воду!», «Табань!», «Навались!», «Суши вёсла!», «Вёсла наборот!»
1147, прошли отметку 145 км. Ходко идем. Вместе с течением наша скорость около 9 км.
Мимо проплыла Малая Нисогора. Встречный ветер, солнечно, жарко.
Жду, когда начнутся мели, не отхожу от руля, завидую гребцам.
1223, отметка 140 км. Ни облачка на небе, тольк ветерок холодит.
1230, река разделяется на рукова (поплавни) и снова соединяется. Больших проблем с выбором правильного рукова у нас нет.
1243, зашли в деревню Заручьи.
1403, идем дальше.
1445, отметка 135 км. Наблюдаем, как быстро от гребли снашиваются кочета. Кочета — это такие вертикальные бруски, на которые насажены вёсла. Пробуем смазать их подсолнечным маслом, надеваем на кочета пластиковые бутылки.
1523, отметка 135 км.
1544, заскочили на отмель случайно. Первая.
1557, прошли деревню Юрома.
1609, отметка 125 км. Отлично гребется. Вахта гребца час — через час. Достаточно комфортно.
1723, отметка 115 км. Деревня Усть-Нерманка.
1740, деревня Кислома.
Не думал, что Мезень — такая заселеная река. Так плотно деревни на берегу, одна за одной. На Волге такого нет, наверное, ни то что в родной Сибири.
И солнце палит нещадно.
1755, 110 км.
1805, Палуга.
1825, отметка 105 км.
Население реки ловит рыбу. Всё время встречаем лодки и рыбаков, забрасывающих плывучие сетки (поплавни) в воду. Много людей на реке, много жилых деревень. Радость — путешествовать здесь.
1905, отметка 100 км. Проплыли нашу сегодняшнюю норму — 50 км.
Пришли в деревню Азаполье и встали на ночевку чуть ниже по течению.
4 июля
Вот какая птичка на коньке.
Швабра изогнутая из часовни.
Едем дальше. На реке сегодня попутный ветерок.
0929, поставили паруса и поехали. Карбас оказался легчайшим на ход. Скорость 12 км.
1007, деревня Мелагора. Машут нам вслед руками.
Насколько меркартовская карта изобраэжает Север бескрайним, а он такой компактный и уютный.
1029, ветреный день сегодня.
1043, Черсова.
1054, 90 миль. Читаем замечательную книжку «Приключение четырех русских матросов, к острову Шпицберген унесенных».
1128, отметка 80 км. Способный ветер дует.
1140, прошли мимо Погорельца. Изначально собирались туда зайти. В Погорельце живет сестра Виктора Петровича, но выбрали неверный рукав Мезени и прошли мимо.
1228, побежал наш карбасик.
1240, отметка 75 км.
Время от времени ветер скисает и мы берем в руки весла.
1313, Кузьмогородское. Причалили к высокому угору. Гуляли по деревне. Обедали. Леонид снял видео с квадракоптера.
1600, вышли из Кузьмогородского. По заявкам гребущих Даша продолжает читать книжку вслух.
1629, отметка 60 км.
1713, деревня Жердь.
1735, прошли Мезенскую переправу. С берега Дима Амелин и Паша Вабищевич снимают кино. Не стали причаливать к ним, понадеелись на связь, но просчитались. Связи нет. Надеюсь, Дима понял, что мы идем в Кимжу, где стоит на берегу «Морошка».
1800, ищем протоку входа в реку Кимжа. Это оказалась сложным занятием. Большой отсров Голова на пути. Пробовал пройти вдоль него пешком. Много следов небольшого медведя вокруг.
2130, пришли в Кимжу. Последние пять километров гребли вверх против течения.
Нашли Диму и Пашу рядом с «Морошкой». Вся команда уже всборе, это хорошо.
5 июля
Утро ушло на поиск машины с подходящим шаровидным форкопом. Очень помогли местные жители — Иван Евгеньевич Мишуков, Евдокия Гавриловна, Павел Гаврилович Крупцов.
Прицеп для проекта «Поморский карбас» изготовили наши друзья из компании «Курганские прицепы».Один из их профилей — большие двухосные прицепы для лодок от 600 до 2000 кг. Помню, как два года назад в Турции Александр Тупицин рассказывал о том, как они разрабатывали первую раму для своих прицепов. Теперь наш прицеп этот рассказ продемонстрировал.
Когда мы советовались с главным конструктором предприятия, я назвал ему вес «Морошки»: 1500 кг. Потом выяснилось, что «Морошка» пустая, без мотора и балласта, весит 2000 кг. Значит, во время движения и в момент переворота на прицепе было около 2500 кг. Много. Буханка сложилась всмятку, а прицеп подняли и он поехал дальше.
Но лучше бы ребята не проверяли выносливость прицепа и не переворачивались по пути к нам. Мы тогда здорово переживали за них.
1110, скинули «Морошку».
1540, вышли из Кимжи.
1640, Виктор Петрович встречает нас в устье Кимжи на казанке и проводит в село Дорогорское к старому деревянному дому на берегу реки — дому своего отца. Сейчас здесь живет его сестра Евдокия Петровна. Ночуем сегодня у них.
Но сначала навешиваем на карбас фальшкиль. Дальше пойдет глубокая река, будем испытывать эту консрукцию с добавленным фальшкилем, которую я нигде еще не встречал, кроме модели карбаса из Архангельского краеведческого музея.
Вытащили вещи из карбаса и легко втроемположили его на борт. Выбили чепики и установили фальшкиль. Осадка карбаса увеличилвась на 20 см.
Теперь уха и застолье в доме мастера.
Завтра приедет Максим Тян и стартуем в Белое море.
Партнеры проекта «Поморский карбас»:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.