Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Канарские острова

Морские практики

Алексей Филлиповский

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

По реке Мезень на парусно-гребных карбасах. Первая часть

Усть-Кыма. 9 июля. День заезда.

К вечеру экипажи речных карбасов «Шармань» и «Шалман» разными путями прибыли к точке старта в деревне Усть-Кыма на реке Мезень. Добирались по-разному: одна часть — на самолете, другая — на микро-автобусе, а мы с Володей Маниловым — на машинах вместе с карбасами, по очереди 7 и 8 июля. Всего участие в плавании примут 11 человек. Экипаж «Шармани»: Марина Литвинцева, Наталья Чернова, Анна Надеинская, Полина, Варвара и Евгений Шкаруба. Экипаж «Шалмана» Никита Литвиненко, Михаил Филипповский, Алина Саранча, Даниил Шкаруба и Владимир Манилов.

В Койносе по прилёту.

Аэродром а Койносе

Усть-Кыма.

Усть Кыма

зырянки на склоне

Наши новые карбасы или, как правильнее их называть, карбаски (есть еще один вариант названия — «верховки») построены на реке Мезень в селе Лешуконское Виктором Петровичем Кузнецовым. Это вытянутые, с низким бортом лодки клинкерной постройки. Такие раньше ходили по рекам под веслами и на моторах. Сегодня карбаски вытесняются более плоскими и дешевыми зырянками. С появлением моторов значение легкости хода уступило грузоподъемности. Но на веслах округлые, с плавными обводами, карбаски идут, конечно, легче, почти летят.

Вчера, перед выездом из Лешуконского.

отправка новых лодок из Лешуконского

Обмываем новое судно.

Мастер обмывает новый карбас

Очередная зырянка на стапелях.

Новая зырянка

Наша цель — освоить весельно-парусный маршрут на Мезени. Такая идея появился два года назад, когда мы сплавились из Лешуконского по Мезени на новом карбасе «Вашка». За два дня на веслах и под парусом прошли 100 километров. Впечатление от плавания вниз по течению реки среди старинных поморских сёл и живописных северных берегов привело к желанию пройти по Мезени еще раз, более полным маршрутом и на более подходящих лодках («Вашка»— морской карбас). Для сплава мы выбрали не каяки, не надувные катамараны или лодки, а традиционные деревянные суда. Мезень — спокойная, без перекатов река, мореходность наших карбасов здесь естественна и достаточна, а комфорта в наших еловых карбасках намного больше.

Местная зырянка на ходу.

местные зырянки

«Шармань» и «Шалман».

карбаски верховки

10 июля

Завтрак перед отплытием.

перед стартом

Лагерь морских практиков стоит на правом берегу Мезени у деревни Усть-Кыма. Вчера вечером нас угостили баней, поэтому, несмотря на прохладную ночь и комаров, выходим в плавание довольные и полные надежд. Разбились на два экипажа, собрали лагерь, загрузились в карбаски и стартуем.

0922, отчалили.

Слабый попутный ветерок, но парус пока не ставим, потому что река скоро сделает большой, на десять километров, зигзаг и ветер, наверняка, зайдет нам на встречу. Эта чудесная извилина русла называется Чучепалский мег. В центре петли стоит старинная деревня Чучепала. 

на веслах на верховке

0935, лодка «Шалман» обнаружила нехватку шпринтовой реи и пристала к берегу, дабы послать гонца и вернуть потерю. Лодка «Шармань» продолжает движение. 

0950, поставили парус. Пока зарифленый. Непонятно, как наши узкие лодки («Шармань» 8.5 метров в длину и 1.4 метра в ширину) будут крениться. Понемногу идем вперед, поджидаем «Шалман». Парус — прекрассное дополнение веслам. 

1000, груженая лодка легко справляется с креном, поэтому открываем полный парус.

1010, Чучепалский мег начинает свой поворот, ветер разворачивается навстречу, убираем парус, беремся за весла. Одновременно гребут три гребца. Один на передней банке двумя веслами и двое на центральной банке. Лодка легка на ходу, но встречный ветер мешает.

1018, гребем против ветра, прошли устье впадения реки Мутасья. 

1040-1100, решили размять ноги и пройти бечевой. Толка от нашей инициативы немного.

1108, вышли на реку на веслах.

1109, увидели «Шалман». 

1116, встречный ветер до 20 узлов, гребем изо всех сил. 

1130, догадались убрать мачту. Дело пошло лучше, но все равно, движение наше не похоже на легкую прогулку.

1340, надоело грести. Связались с «Шалманом» швартовыми — пьем и закусываем. 

перекус

Лишний раз вставать в узкой лодке не стоит. Поэтому рюмку чаю рулевому подают на весле.

апперетив

1420, пришли в Палащелье. Разбили лагерь немного ниже деревни на большой галечной косе. Ставим палатки, тент от дождя, ждем ухудшение погоды, гуляем по деревни.верховка на веслах

Прошли сегодня около 20 километров.

11 июля

Всю ночь дождь, морось, сильные порыва ветра. То, что не было вовремя убрано под тент, промокло. Довольно холодно и бесприютно на реке.

старые зырянки

Нежилые интерьеры брошенных домов.

нежылые интерьеры

старые сани

1220, начали бурлачить. Свежий встречный ветер подкинул нам эту идею.

бичева

бичевой против ветра

1234, закончили бурлачить, не пошло это дело. Полная дурь. Песок рыхлый, тяжело идти. Сели на вёсла.

вода Мезени

1304, ветер стихает, карбас наш летит приободренно, стремится на Север. Выбираем дорогу около высоких берегов, там, где идет основное течение и меньше встречного ветра.

1320, когда гребёшь против ветра, очень полезны перекусы! 

1520, нет сил грести против ветра, а после сала смертельно захотели чаю.  

1546, осматривали полуразрушенные лома Конещелья и раздумывали, не стать ли здесь на ночь. 

1700, отошли от берега Конещелья, идем в Белощелье. Иногда кажется, что сейчас пойдет снег.

1800, прибыли в Белощелье. Мы промокли, мы натерпелись мокрого встречного ветра и решили переночевать в гостевом доме. Не слишком уютно, но есть баня. Это плюс.

вяжем узлы

Сегодня прошли меньше 20 километров.

12 июля

Утром, после теплой ночи и вчерашней бани, практики спят мертвым сном. Самый гуманный способ в таком случае — включать музыку и будить их на завтрак патриото-лирическими песнями.

0950, чиним весло. Вчера мы его подломили. Только вышел на улицу, как Одиссей с веслом на плече и первый встречный не отказал нам в помощи. Александр. Живет и работает в Архангельске, но каждый год бывает в Белощелье. Приводит в порядок свой родовой дом. 

Белощелье живая деревня. Видно, что живут поморы, со смекалкой, механизмами, джипами, которые стригут траву. Жаль коров нету.

дом с журавлём

Белощелье

старый дом

1330, стартуем из Белощелья. Тепло. Ветра нет. Есть комары. Нет встречного ветра! Сегодня надо сделать большой переход. 

1450, перекус. Повод полениться. 

IMG_3800

1516, небольшой дождик. Хороший предлог, чтобы поехать дальше. Хотя, грех жаловаться, нас и так приятно тащит попутным течением. 

1600, пришли в Ценогору.

синий крест

1640, поставили парус, вышли из Ценогоры. 

1703, идем под парусом с хорошей с скоростью. Следом за нами идет большая грозовая туча и поддувает на нас своим ветерком. Лодки, как и ожидалось, очень легкие на парусном ходу. 

под парусами

1808, дождь догнал. 

1821, лодка уверенно идет в пол-ветра. 

2000, пришли в Селище. Ищем ночлег на сегодняшнюю ночь. Лагерь ставить не хочется.

На берегу много интересных лодок. Например, эта, с объеденной палубой. Что вынудило хозяина на такое раздевание судна? Две весомые причины: облегчить судно и сдать металлалом.

IMG_3859

А вот этот карбасок, без шуток, представляет собой большой интерес. Хотя транец у него уже осовременен, сделан плоским, под мотор, но форма корпуса еще зримо показывает тенденции старого судостроения. Сильно зауженная к носу и корме, такая форма наиболее обтекаемая. Лодка не «тащит» за собой воду. Скользит как рыба в воде, при этом, правда, проигрывая в грузоподъемности.

карбасок или верховка

Прошли сегодня 25 километров.

13 июля

Дом нашего ночлега.

дом в Селище

В музее Деда Мартына. Татьяна Ивановна рассказывает и показывает.

у деда Мартына

И даже разрешила нашим практикам померять музейные одежки.

с балалайкой

Сэлфи. А как же!

селфи в сарафанах

съемка

Поля и Варя

1420, обмерили карбасок Николая Дмитриевича Максимова и вышли дальше. 

1700,  были в Колмогорах. Очень вкусная вода в ключе. 

DCIM100MEDIADJI_0025.JPG

на Мезени у косы

1740, несемся с попутными течениями. Купаемся! Тепло ужас как.  

штиль

1900, причалили к песчаной косе напротив деревни Палощелье. Легкий ветерок продолжает нам благоволить и сдувает всю комаринную братию подальше. Сегодня прошли 30 километров

14 июля

Вчерашние переодевания нас вдохновили, девушки надели свои сарафаны и мы устроили фотосессию с карбасами.

фотосессия

Есть такое старая фото: три поморские женки гребут на карбасе.

фотосесссия на лодках

Пасторальные картинки. Нужно еще будет понять, в какую такую сторону мы покатились с вами, товарищи!

Наташа и Марина

три грации под парусом

1200, после фотосессии отчалили дальше. Сегодня нам нужно пройти Лешуконское. Поменять там весло, пройти понтонную переправу и прийти в Нисогору.

1410, прошли приток Вашки, идем к переправе.

1430, благополучно переправились. Виктор Петрович принёс новое весло .

1642, отобедали. Попутный способный ветерок тянет нас дальше. Едем «бабочкой».

бабочкой

1718, проходим деревню Березник на красном угоре. Кажется, что от этой горы так и веет жаром. 

красный угор

1900, пришли в Большую Нисогору.

Храм на угоре

Прошли сегодня 35 километров. В сумме от Усть-Кымы получается 100 километров. Половина пути.

Фотографии Владимира Манилова, Никиты Литвененко, Марины Литвинцевой и Евгения Шкаруба.

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

1 comment to По реке Мезень на парусно-гребных карбасах. Первая часть

  • Aanatoly

    Приходится удивляться, как Женя тебя на все хватает.
    Желаю всегда быть таким оптимистом и чрезвычайно любознательным человеком.
    Большое спасибо за яхтенные документы и огромный привет от нас со Светой тебе, Полине, Вареньке. Будьте здоровы. Анатолий.

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>