Автор: Евгений Шкаруба
Художник: Сергей Беспамятных
Издательский Дом «Моя Планета»
Страниц: 512

Судовой журнал, который Евгений Шкаруба, шкипер клуба «Морские практики», вел в течение пяти лет:
с апреля 2010 по апрель 2015 года...


школа

«Джульетта»

Куба

Морские практики

м-практики

Архивы

Скидка 10% назвавшему пароль «морские практики»

logo_slam

15293306_1202768423142564_1398167415_o-png
logo-yakhtklub-2

Рубрики

Морские практики на барках Крузенштерн и Седов

Друзья, у нас есть возможность пройти морскую практику на  барке «Крузенштерн» — на том самом легендарном судне, о котором мы с вами пели в детстве. Это совершенно необычная практика — возможность увидеть своими глазами жизнь большого парусного корабля, залезть на мачту, разобраться с парусным вооружением фрегата и барка и еще многое всего, о чем яхтсмены только догадываются и не догадываются.

dcdce4180d1ce1caff1e95051d7f3d13

Гамбург (Германия) – Гданьск (Польша), 11 – 18 мая

Для нас, яхтсменов, есть специальная программа обучения «Матрос барка «Крузенштерн»». В плане-графике занятий возможны изменения в зависимости от навигационной и гидрометеорологической обстановки, но всегда в пользу практикантов.

Участие во всех мероприятиях на борту добровольное. 

Дата Время начала Время окончания Тема
11.05      
12.00 15.00 Прибытие на УПС «Крузенштерн» на рейде. Размещение по жилым помещениям. 
16.30 19.00 Вводный инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности. План операций с мусором. Ознакомление с распорядком дня и судовыми правилами. Ознакомление с расположением и назначением основных жилых, бытовых и служебных помещений. Ознакомление с судовыми расписаниями по тревогам. Действия  практикантов при сигнале тревог.  
20.00 23.00 Учебный фильм
12.05
09.00 11.00 Знакомство с кораблем. Экскурсии по кораблю
13.00 15.00 Спасательные плоты. Спасательные жилеты. Устройство, хранение. Эвакуация экипажа. Поведение на плоту.  Практическое занятие.
16.30 18.00 Вводная лекция программы. Содержание, задачи курса. 
18.00 19.00 Встреча с капитаном и экипажем
21.00 23.00 Учебный фильм 
13.05
08.15 09.45 Типы парусного вооружения. Паруса УПС «Крузенштерн»
09.45 11.30 Знакомство с парусным вооружением УПС «Крузенштерн»
13.00 14.30 Лекция «Судовая организация» 
16.00 18.00 Инструктаж по работе на высоте. Учебные подъемы. Марсовая площадка. Не менее 3 раз
18.00 19.30 Лекция «История больших парусных судов» 
  21.30 23.00 Учебный фильм
 
 
14.05
08.15 09.45 Ориентирование относительно яхты и ветра. Курсы яхты относительно ветра. Вымпельный ветер. Настройка парусов.
09.45 11-30 Учебные подъемы на мачты, салинговая площадка. Не менее 3 раз. Ходовая вахта. 
13.00 15.30 Экскурсии в машинное отделение, парусную мастерскую ходовой мостик
16.00 18.00 Экскурсии в машинное отделение, парусную мастерскую,  ходовой мостик — вторая серия
18.00 19.30 Лекция «Гидрометеорология. Системы локальных и глобальных ветров. Признаки изменения погоды. Прием прогноза погоды. Шкала Бофорта. Циклоны и Антициклоны. «
21.30 23.00 Учебный фильм
15.05
08.15 09.45 Экскурсия в музей «Крузенштерна»
09.45 11-30 Учебные подъемы на мачту. Выход на реи. 
13.00 15.30 Такелажные работы, узлы, огоны, сплесни. Практическое занятие.
16.30 18.00 Вахта на штурвале
18.00 19.30 Посещение храма
21.30 23.00 Учебный фильм
16.05
08.15 09.45 Что такое Навигация. Основные задачи навигации. Основные понятия навигации: координаты, направления, расстояние, скорость.
09.45 11-30 Учебные подъемы на мачту. Выход на реи. Такелажные работы, узлы, огоны, сплесни. Практическое занятие.
13.00 15.30 Правила парусных соревнований
16.30 18.00 Вахта на штурвале
18.00 19.30 Карта: содержание, масштаб, геомодель, оформление, условные обозначения. Инструменты для работы с картой. Задачи, решаемые на карте. Счисление позиции и прокладка курса. Учет дрейфа и сноса.
21.30 23.00 Учебный фильм
17.05
08.15 09.45 Лекция «Основы яхтинга. Почему лодка ходит против ветра. Парусное вооружение бермудский шлюп. Управление парусами.  Шкоты, фалы и т.д.
09.45 11-30 Учебные подъемы на мачту. Выход на реи…Боевая укатка парусов. 
13.00 15.30 Упражнение «Оставь свой след на Крузенштерне»
14.30 15.30 Гидрометеорология для яхтинга
18.00 19.30 Встреча с капитаном. Подведение итогов похода. 
21.00 23.00 Концерт для экипажа и курсантов
18.05
09.00 11.00 Убытие с борта на рейде. Порт Гданьск. Автобусный трансфер в Калининград
17.00  Вылеты в Москву

Стоимость участия 117.500 рублей.

В стоимость программы входит: размещение в 10-12 – местных кубриках, четырехразовое питание, морская страховка, медицинская помощь на борту, образовательная программа, комплект одежды (поло, жилетка), визовая поддержка (направление на судно с указанием маршрута, которое является подтверждением бронирования).
В стоимость не входят авиабилеты, визы.

 

Кроме того, есть возможность принять участие в походе на барке «Седов» на фестиваль «Руанская Армада».
Гамбург — Руан, 1-7 июня

«Руанская Армада» — это это международный фестиваль парусных судов и военных кораблей, который проходит во французском городе Руане, древней столице Нормандии один раз в пять лет. Один из красивейших городов Франции – Руан – расположен на берегу Сены и знаменит своим собором Нотр-Дам, а также тем, что здесь была казнена Жанна Д’Арк.

Руанская Армада – не только показ самых красивых парусников мира. В течение фестивальных дней также можно ступить на палубу любого корабля-участника, познакомиться с морскими традициями различных флотов, послушать музыку на фестивальных концертах, посмотреть различные театральные представления и гала-шествие моряков по улицам средневекового Руана, поучаствовать в спортивных соревнованиях с матросами, подать свой голос на выборах мисс-Армада, стать свидетелем великолепных ежевечерних фейерверков. Когда в последний день корабли покидают город Руан, колонна растягивается на 120 километров.

Стоимость 124 500 рублей.

ar 2

 

 

Ниже выдержка из судового журнала наших практик на «Крузенштерене» осенью 2015 года. Мы только полгода как вернулись из кругосветки и попали на практику на этот перекраской барк.

«Морские практики» на «Крузенштерне», Польша — Санкт-Петербург, 29 октября — 4 ноября 2015 года
29 октября, порт Свиноустье, Польша

IMG_1939

Приехали на «Крузенштерн». Разместились в кубриках №5, №7 и в каюте «Для научных сотрудников». Морских практиков на борту десять: Алексей и Мария Самошкины, Руслан Фазлыев, Михаил Калядко, Павел Минсуркин, Дмитрий Иванов, Елена Пушкарева, Михаил Косарев, Игорь Истомин, Евгений Шкаруба. Больше практикантов-туристов нет. Обычно их здесь больше, но на этом рейсе должно быть меньше 12 человек, иначе учебное парусное судно «Крузенштерн» попадет в регистр пассажирских. Такие правила диктует проход российской границы. На борту за нас отвечает старший штурман Виталий Сергеевич.

Мы приехали около 1800. На судне пусто. Команда и курсанты гуляют на берегу. Уже стемнело. Морозно. «Крузенштерн» стоит в туманной дымке и в свете прожекторов.

IMG_6290
По дороге учили термины: эзельгофт — это штука, которая соединяет ствол мачты и стеньгу.
IMG_6277
Завтра стартуем в Питер. Переход по Балтике составит около 700 миль. Финишируем 4 ноября у Набережной Лейтенанта Шмидта.
Учим матчасть по роману-справочнику Вячеслава Крапивина «Фрегат звенящий» . Хорошая книжка.
IMG_6456

30 октября

0700, «Корабельное время 7 часов, сегодня 30 октября, пятница», — объявление по радио, с которого начинается утро. Ждем отхода. Глазеем на барк с палубы и берега. Вот этот котяра стережет «Крузенштерн» от крыс.

IMG_6315

В море четырехразовое питание: завтрак с 7.30 до 8.30, обед с 11.30 до 12.30, полдник с 15.30 до 16.30, ужин с 19.30 до 20.30. Кормят очень хорошо. В нашем распоряжении столовая для иностранных практикантов.

Накрывает на стол приветливая девушка Марина и один из дневальных курсантов.

IMG_0142

1205, отошли от причала. С берега приветливо машут руками. Суеты при отходе нет. Все спокойно, по-рабочему. Буксир развернул нос «Крузенштерна» в сторону моря, мы дали малый вперед — выходим.

Матросы разбирают швартовы.

IMG_0152

Убирают трап.

IMG_6333

1300, поднялись в ходовую рубку. Прошли инструктаж по техники безопасности.

IMG_6363

1400, нас, практикантов, распределили по трем мачтам. Я, Дмитрий и Игорь — на фоке. Боцман нашей мачты —  Сергей Сергеевич. Не болтун. Под присмотром двух матросов поднимались на марсовую площадку.

Первый подъем на мачту. Волнительно. Руки изо всех сил вцепляются в ванты и быстро устают.

На марсовой площадке постояли пристегнутые страховкой и спустились вниз.

IMG_0170
IMG_0193

Не представляю, сколько нужно подняться наверх, чтобы перестать бояться. Для практики еще раз поднялись на верх. Курсанты училища по прибытии на борт проходят десятидневный вводный курс. У нас столько времени нет, поэтому нужно спешить. Хорошо, что нас пустили по два раза.

Возбуждение в коллективе морских практиков. Рядом с грот-мачтой люк, из которого пахнет тушеной капустой. Обед.

1700, еще один иструктаж. Примеряли термогидрокостюм.

2030, парусный аврал. Начинается он с того, что по судовой радиосвязи обьявляют: «Приготовиться к парусному авралу, ставим косые паруса». Через несколько минут повторяют: «Парусный аврал, парусный аврал, парусный аврал», звенит звоночек.

Поднимаемся наверх. В темноте курсанты в красных страховочных поясах стоят готовые поднять паруса. Боцман показывает нам группу курсантов, к которой приписаны мы. Готовят паруса. По команде рванули с веревкой в руках по палубе, позже поняли, что это — фал. Парус поднялся, шкотовые подобрали шкоты. Я успел только немного поснимать. Пока ничего не понятно.

IMG_6446
 IMG_6449
 IMG_6453

Новые термины за день. «Штормовка» — крючек для надежной фиксации двери во время качки.

IMG_6291ц,

«Медведки» на шкотах нужны для того, чтобы не терлись паруса.

IMG_6481
«Бейфут» — шарнир, который соединяет рей с мачтой. Внизу шкала, на которой рисками обозначен угол поворота рея.
IMG_6484

Понемногу знакомимся с судном. Вот ворсты, которые не дают талрепам провернуться. На кофель-нагельных планках висят брасы, гитовы и гарденя.

IMG_2018

2100, смотрели старый документальный фильм про однотипный с нашим «Крузенштерном» барк «Памир». Курсанты в фильме резво бегают по мачтам.

К вечеру, как у молодого бойца, есть только одно желание — скорее лечь спать.

31 октября

Ночью слышно, как волна ходит за бортом.

0700, объявление по радио: «7 утра, суббота, мы находимся в Балтийском море, ветер 5 метров в секунду, несем косые паруса, температура 12 градусов, до Санкт-Петербурга осталось 535 миль.

Все морские практики оценили то, что нам утром сообщают, где мы находимся.

0900, экскурсия со старшим боцманом Михаилом Александровичем по палубе.

IMG_6510

Этот кончик называется стопор, а узел, соответственно, стопорный.

IMG_6518

1030, подъем на мачту. Неожиданно лихо поднялись до салинга, а потом к верхней фор-бом-брам-рее, дошли до самого нока. Страх уже не тот. Он, конечно, остался, но больше сконцентрирован в руках, которые так сильно цепляются за снасти, что пальцы немеют.

IMG_0307
 IMG_2007
IMG_6596
IMG_0304
IMG_0315
IMG_0330

Алексей хорошо сказал, что «Крузенштерн»— это взрослая площадка для лазанья.

IMG_0336

1355, парусный аврал. Ставили нижние и верхние марселя. Сначала нужно поднять реи верхних марселей, затем курсанты поднимаются на реи, отдают сезни и вываливаю паруса. После, того как все спускаются вниз, с палубы травят гитовы и гарденя, одновременно выбирая шкоты.

1500, экскурсия к парусному мастеру Игорю. Совсем мало места, зато много энтузиазма и опыта.

IMG_0991

1630, учебная тревога, учимся покидать судно. Весь экипаж выходит к спасательным плотам. Примеряем термогидрокостюмы.

IMG_0355

1840, парусный аврал, брасопим реи. Ветер заходит к корме, поворачиваем реи перепендекулярно диаметральной плоскости.

IMG_6657

Из «Наставления по управлению учебно-парусным судном «Крузенштерн»»: «Практика считает наиболее выгодным угол брасопки рей такой, при котором реями делится пополам угол, составляемый курсом и направлением ветра».

Ветер усилился. «Крузенштерн» тихонько покачивает.

 IMG_6667

Вечером тоже, что и вчера — очень хочется спать.

1 ноября, Балтийское море, барк «Крузенштерн»

0900, ветер до пяти баллов, волнение и плохая видимость, из-за погоды на мачту нас сегодня не пустили. Тогда, пока нам не запретили и это, мы пробрались на бушприт.

IMG_6694
IMG_6712
IMG_6743

Чувствуется первый крен.

IMG_6779

1000, лекции в ходовой рубке, в штурманской и в радиорубке. Второй штурман Александр Рудольфович и Леонид (радиооператор), подробно нам все рассказывают и показывают.

IMG_0548

1300, экскурсия в машинное отделение. Ничего не слышно. Грохот, но чистенько.

IMG_6809
 IMG_1049

Были у рулевых механизмов. Здесь, у руля, видно, как закладывают руль под ветер до 20 градусов. «Крузенштерн» сильно приводится к ветру, надо бы ему передних парусов прибавить.

IMG_6817

1400, вязали узлы под руководством старшего боцмана. Научился быстро вязать калмыцкий узел. До этого учил его по книжке, но вся прелесть калмыцкого узла именно в способе вязки, по книжке такому не научат.

IMG_0436

1600, два часа рулежки ручным штурвалом системы Девиса. Старший боцман дал команду отключить гидропривод, подсоединил тяги управления штурвала и мы начали рулить. Курс 78 градусов. «Крузенштерн» заметно приводится, уваливаем его, закладывая руль (12 квадратных метров) под ветер до 27 градусов. Крутить руль тяжело и, главное, не чувствуется обратной связи: нагрузки на руле не то, что на чуткой «Джульетте», держать судно на курсе непросто. Спасает то, что «Крузенштерн» неповоротлив и мы успеваем реагировать на его рысканье. Одновременно штурвал крутят четыре человека. Наша вахта до шести вечера.

Стемнело, палуба освещена как театральная сцена. На юте, кроме м-практиков, никого. Машины застопорены, «Крузенштерн» идет под парусами.

1900, парусный аврал. Убирали верхние и нижние марселя. Неожиданно нас послали с марсовыми на реи. Рангоут и такелаж хорошо освещены прожекторами. Наши места в середине рей. Висим в темноте между небом и морем. Укатка и завалка парусов мне показались несложными, но завязать сезень выбленочным узлом с первого раза не получилось.
 
Вечером все усталые и довольные.
2 ноября
IMG_5109

0900, утром лекция на тему «Повороты оверштаг и через фордевинд большого парусного судна». Лекцию прочитал капитан «Крузенштерна» Михаил Петрович Еремченко. Оказалось, что у больших парусников с прямым вооружением все наоборот: поворот через фордевинд простой, брасопь реи и всех делов, а вот оверштаг — сложный. Когда судно приближается к левентику, паруса на реях забирают встречный ветер и начинают тормозить судно. Хода завершить поворот хватает не всегда. Тогда судно набирает задний ход, перекладывает руль на другой борт, брасопит (поворачивает)  реи и так заканчивает поворот. Команда «Крузенштерна» делает поворот через оверштаг 15 минут в лучшем случае (но это редко), а на заднем ходу 1 час.

1030, подъем на мачты. Ходили по реям.

IMG_2149

IMG_0494
1245, встретили подводную лодку.
IMG_6922

1330, на траверзе мыса Юменда экипаж «Крузенштерна» почтил память погибших на Балтике при Переходе Балтийского флота из Таллина в Кронштадт в августе 1941г.

IMG_6945
Поставили нижние марселя.
IMG_0564
IMG_0531
1530, полдник.
IMG_0528

1920, крен чувствуется по ватерлинии супа в кастрюле.

Любимые команды дня: «Брасопить реи! Равнение на брасах!»

IMG_4961

Зубрилка действий при ситуации «Человек за бортом»: круг, тревога, наблюдение. Так учат на флоте.

Собираю мнение морских практиков о том, что дает участие в плавании на «Крузенштерне» нам, яхтсменам:

— понимание процесса управления большим парусным судном;

— очень нравится, что нам с утра обьявляют где, в каком море мы находимся;

— прогулочный яхтинг сегодня часто не несет правильного отношение к морю, а здесь это есть;

— возможность перенять живой опыт у тех, кто работает на барке;

— четырехразовое питание,

—  погружение во флотский уклад жизни с обязаностями, правилами, авралами;

— нам комфортно на судне, нас здесь очень доброжелательно принимают все, от капитана до курсантов;

— осуществление мечты, думали, что это — как в космос полететь, о космических кораблях не мечтаем, но о плавании на таком паруснике мечтали, это как другая планета;

— взрослая площадока для лазания, нас здесь везде пускают полазать;

— понимание важности слаженной командной работы, яхтой можно управляться в одиночку, а здесь без ста человек поворот оверштаг не сделать;

— режим, спланированость, важность присутствия формальностей в морской жизни;

— расширение кругозора!

 
3 ноября

0830, парусный аврал. Уборка и укатка парусов. Легли в дрейф. До Питера всего 70 миль, а прийти мы должны завтра рано утром.

Два самых распространенных выражения на борту «Крузенштерна»: «Скажем так» и «Стоп-так!»

Команда «Стоп-так!» у нас любимая. Скоро по ней будем отличать настоящих парусников от не настоящих.

Команда занимается приборкой. Готовится к Питеру. Мы стараемся им не слишком мешать, больше предоставлены сами себе.

IMG_7006
IMG_0610

Залезли на фок рею. Поднялся к самому топу. Страх высоты начал отпускать, но руки предпочитают цепляться «намертво».

IMG_2156

Вечером капитан вручил сертификаты матросов «Крузенштерна».

Смотрели конкурсные видео курсантов. Отличные ребята растут. Лучший фильм был у нашей буфетчицы Марины! Самый смешной, про танцы.

4 ноября

0727, встали у стенки Набережной Лейтенанта Шмидта. Плавание закончилось. Отличная морская практика!
 
Фотографии:  Алексея и Марии Самошкиных, Руслана Фазлыев, Михаила Калядко, Елены Пушкаревой, Евгения Шкаруба.
 

Поделиться в социальных сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в LiveJournal

Leave a Reply

 

 

 

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>