Судовой журнал «Джульетты». Плавание по Шпицбергену. Часть II. Баренцбург — Магдалина-фьорд — Логийр. 8-13 августа 2018 года

8 августа. Баренцбург.

Баренцбург - Магндалена - Лонгиер
Продорлжаем плавание по Шпицбергену. Сегодня мы стартуем на север, вдоль западного побережья острова. Пройдем так далеко, как успеем, но смысла гнать лодку ради миль и самых высоких широт нет. Будем высаживаться, гулять по берегу, смотреть местности и наслаждаться. Как говорят мои друзья: «Лучше место там, где мы есть сейчас».
На борту «Джульетты» экипаж: Роман Корчагин, Антон Навой, Фёдор Харлашин, Сергей и Тимофей Ряполовы, Евгений Шкаруба.
Поправили флаг-фал.
IMG_2383
1430, вышли из Баренцбурга. Солнечно. Слабый ветерок с севера. Идем на моторе.
1500, выходим из Гронфьорда. Встречный ветер до 15 узлов у мыса Фестинген. Ставим паруса.
1520, ветер 20 узлов. Русловые ветра продолжают удивлять. Градиентного ветра по прогнозу в Баренцбурге почти нет, а здесь вдруг влетает с океана ревущий поток. Волны тоже почти нет. Значит, это локальный ветерок и скоро мы его пройдём.
С запада подтягивает туман.
IMG_2393
1700, как и предполагалось, ветер просвистел и скис. Убрали стаксель, завели мотор.
1725, гадаем, где положить сегодня якорь. Рома и Сергей занимаются навигационным оборудованием. Матросы и боцман вяжут узлы.
1736, огибаем мыс Даудманнсодден. Идем на север вдоль западного побережья Шпицбергена. Слева от нас в 10 милях сейчас длинный остров Принца Карла. Скоро он прикроет нас от волны с Запада.
1830, отключил гениратор. Проблемы с ним. Замигал инвертер.
1920, встали на якорь в местечке Хамерхамна. Нормальное такое местечко, прикрытое узким изогнутым мысом и островами. Прошли в самую глубину бухты, положили якорь и замерли до утра. На берегу виднеется строение, завтра пойдем его исследовать.

9 августа

0230, пришла еще одна лодка — сосед на якорной стоянке. Внутрь бухты они не пошли, встали снаружи.
Ночью лодку крутило из стороны в сторону. Не знаю почему. Ветра почти нет, а нас вертит — я чувствую все эти изменения положения в пространстве, просыпаюсь, высовываю нос в люк и вижу, что всё в прорядке.
1000, высадились в местечке Меринга. Несколько домов, риб на якоре. Думали, высадимся спокойно, осмотримся и погуляем по окрестностям. Первыми на нас налетели крачки, а потом хуже того — крикливая хозяйка этих домов. Накричала на нас, заявив, что стоянка частная и на карте это отмечено, а мы тревожим птиц. Давно не встречал такой разгоряченной дамы.
Ушли подальше от крачек и их хозяйки. Гуляли по этой планете без деревьев. Рассматривали щербатую поверхность этого спутника Земли.
На берегу нашли антропоморфный фаллический сейд. У нас в Белом море на архипелаге Кузова таких стояло много, пока место не стало популярно среди туристов: приехали эзотерики и разрушили замечательный памятник неолита — самое большое скопление сейдов в Европе. Трагедия. Настоящая трагедия.
IMG_2412
Здесь вокруг сейда свалены медвежьи капканы. Страшные штуки, средневековые.
1200, снялись с якоря.
1230, легкий туман. Видимость полторы мили.
Читали про домики, к которым мы высаживались. Пытались найти на карте отметку о том, что это частное место. Ничего не сказано про частные владения или то, что высаживаться там нельзя. Вздорная баба там.
1300, поймали малюсенькую треску. Даже неудобно.
1450, примерно середина пролива Форлансундет. Форлансундет — это вытянутый пролив между Шпицбергеном и островом Принца Карла. Если подниматься на север, то этот пролив — самый удобный и спокойный путь, прикрытый от океанской волны. В конце пролива нас ждет мелкий фарватер. В лоции написано, что его не любили китобои. Мелко, пролив широкий и невозможно оборудовать его створами, а буи или вехи снесут льды.
На обед был куринный бульон, курица и голубцы.
Ставим грот. Ветер сложился в фьорде в подходящий попутный до 14 узлов.
Натянули над баком водосборник. Пробуем заманить в него дождик. Этот водосборник мы недавно отремонтировали — поклон Ирине Чиркиной! Хотели собирать в него дождевую воду, но с дождями нынче туго. Может, сегодня получится.
IMG_2491
1620, эта яхта навстречу — мечта круизера дальнего плавания.
IMG_2499
1700, заходим на мелкий фарватер.
1710, два метра под килем. Ветер 14 узлов. Заглушили движек идем под одним гротом.
Понимаешь, почему китобои не любили этот фарватер. На таком просторе сложно быть уверенным, ориентиров нет. Створы не поставить — далеко. Бакены не поставить — лед сомнёт. Зимой, наверное, здесь часто туманы, значит идти надо на ощупь. Это нам сейчас хорошо, с карт-плотерами, представляю, как им было тяжело.
IMG_2528
IMG_0986
1727, закончили проходить фарватер.
2010, огибаем отмели напротив мыса Квадехукен. Заходим в Конгсфьорд. Ветер с юга, галфвинд правого галса.
IMG_2535
2130, пришли в Нью-Олесунн. Есть вода и электричество!
IMG_2654
Приходили полицейские. Проверили разрешение на практику здесь. Говорят, медведи рядом! Хоть одним глазочком на них бы взглянуть…

10 августа

Нью-Олесунн — это посёлок учёных. Здесь уже нет магазинов или туристических контор. Зато стоят огромные радиоантенны и еще есть мачта-пирс, от которой на Северный Полюс стартовали дирижабли Нансена и Нобеля.
IMG_1024
Дирижабли разбились давно, а мачта стоит себе.
Гуляли по посёлку и к мачте.
IMG_2633
IMG_2640
А это — паровозик-кукушка. На угле работает, уголь возит.
IMG_2608
IMG_2616
Вот так это было.
IMG_2614
Чтобы выйти за пределы посёлка, нужно зарядить ружьё.
IMG_2628
1315, вышли из Олесунна. Идем в фьорд Магдалины.
1333, выходим из Королевского фьорда. Встречаем много льда на воде. Приходится маневрировать, чтобы не стать ледоколом.
IMG_2682
1400, поставили грот.
1520, лежал и думал, а чего это я лежу? Зачем я им сказал проехать между мелями около мыса? Лежад, лежал, потом не выдержал и вышел посмотреть — а они уже прошли!
1640, катимся на север. Хорошо, что с ветром, а не на моторе.
IMG_2688
1715, видим баркентину «Антигуа». Предложил Антону с ними поболтать — и он это сделал. На другом конце оказалась словоохотливая тетенька. Повезло Антону! Правда, вопросы у него были… Спрашивал, почему они паруса не ставят? А ветра нет — штиль. Мы то ладно, по ветру дрейфуем. Но тетеньке, кажется, понравились вопросы Антона.
IMG_2692
1820, безуспешная рыбалка в мутной водичке.
1958, Фёдор Олегович отгадал мою загадку «Сто мудрецов» меньше, чем за два часа. Самый лучший ответ на моей практике.
2010, еще одна неудачная рыбалка.
2250, закончили рыбачить в Фьорде Магдалена. Час стояли и буквально вымолили пять хвостов трески!
IMG_2701
Большая и маленькая.
IMG_2709
Пока рыбачили, мимо нас прошло пять катеров. А на якорной стоянке, куда мы идем, вижу три мачты.
2323, встали на якорь в бухте Трицы напротив Могильного мыса. Только положили якорь, как соседняя лодка под польским флагом сильно нас удивила: снялась с якоря и со всего маху въехала в здоровенный кусок льда. Лодка их затряслась от гнева до самого клотика.

11 августа

0030, едим капченую треску.
0610, проснулся от звука. Очень тонкий плеск капель и лапотание крохотной волны. Вышел на улицу — кусок айсберга величиной с «Джульетту» прямо под нашим бортом.
IMG_2729
Долго отпихивал его от нас. Уперся доской, которую мы нашли недавно на прогулке. Но вместо айсберга получалось, что я двигал «Джульетту». Она отодвигается, а айсбергу — ничего. Отпускаю доску — и «Джульетта» возвращается на своё место поближе к холодному соседу.
IMG_2730
0740, закончили отталкивать от себя этот кусок льда. С трудом уговорили его оставить нас в покое и топать дальше.
IMG_2719
0920, переправились на берег, совершили вылазку к леднику.
IMG_2743
Крачки не дремлют. Приходится надевать камень на голову.
IMG_2763
1022, след медведя на нашем пути.
Ледник движется со скоростью 5 метров в секунду!
IMG_2821
IMG_1093
DCIM100MEDIADJI_0057.JPG
IMG_2886
1220, вернулись на «Джульетту».
1250, снялись с якоря. Идем к выводному леднику, что рядом с якорной стоянкой.
IMG_2906
Стаксельная шхуна — польское научное судно.
IMG_2912
1310, пытались рыбачить рядом с ледником. Увы! Рыбы и здесь нет.
Спускали тузик со съемочной командой Антон-Фёдор. Маневрируем между большими и мелкими льдинами.
1605, выходим из Магдалена-фьорда. Идем на север, на самый край западного побережья Шпицбергена. Нам медведя найти — и всё, считай программа выполнена. Ещё севернее уже не пойдём
IMG_2929
IMG_1144
1800, всталина якорную стоянку.
2230, поехали исследовать берег и искать медведя.

12 августа

0045, вернулись на лодку. По дороге чуть не забрали чужую сеть. Вот как это было… Недавно рядом с нами встала на якорь яхта. Мы пропустили её появление. И, видимо, пропустили то, как моряки с этой яхты поставили пару сеток рядом с берегом. По возвращении мы увидели одну сетку, привязанную к большому бревну на берегу. Думали, она сама сюда приплыла с бревном. Оказалось — нет. Вовремя сообразили, что тащим чужое.
0055, чаф-чаф, плюнь-плюнь. Плещется водичка. Ром в стакан наливаем, слушаем воду и поем.
0653, снялись с якоря.
0705, поставили грот. Ветер слабый, попутнный.
IMG_2943
0740, дрейфуем по ветру. Тихо шелестим в южном направлении. Скорость 4 узла. Бережем сон своих товарищей. Такой сон на плавном парусном ходу да по ветру… Ох, как полезен человеку! Время, проведенное на вахте в таком режиме, не защитывается в логбуке жизни. Но это не главное. На парусном ходу приходят в голову такие мысли, которых нет в обычной жизни. Прибавьте чистую совесть, чувство выполненного долга, солнечных зайчиков, отраженных водой — всё это есть состояние утренней НИРВАНЫ.
Изучаем глагол «замыть» от Федора. Сейчас замою посуду, например.
0830, отхожу ко сну.
IMG_2964
1355, кит напротив мыса Митры.
1430, отличная погода, если не считать, что мало ветра. Помогаем парусам мотором. На обед суп со свежей морской капустой и салат с ней же. Утром, когда поднимали якорь, вытащили целый куст.
1625, сегодня сплю. И завтра буду спать весь день. Возвращаемся на юг. Экипаж опытный, места уже хоженные, можно поспать.
1720, встаем на якорь в Энгельс-бухте. Не очень она мне нравится. Карта очень условная и не понятно, где начинается мелкая часть шельфа.
1800, определились с якорем. Пришлось три раза его перекладывать. Спускали тузик с Антоном, Фёдором и ручным эхолотом. Буквально, щупали рельеф вручную. Наконец, нашли место.
1900, высадились на берег. Снова следы медведя. Точнее, медведицы с медвежонком.
IMG_2974
Устроили прощальный пикник на берегу. Жарили сосиски на гриле, выпивали за северный край мира, снова искали медведей и в конце, отчаявшись,  расстреливали боезапас по мишени.
DCIM100MEDIADJI_0094.JPG
IMG_3018
Кончились винтовочные патроны — достали ракетницу!

IMG_3033

Оленей напугали.

DCIM100MEDIADJI_0129.JPG
13 августа

0730, снялись с якоря.
0830, на завтрак изысканнейшая манная каша от Ромы. С изюмом, курагой и корицей (меня, как знатока манных каш, особенно покорила здесь корица).
0919, проходим мелкий фарватер между Шпицбергеном и островом Принца Карла.
1230, прекрасно было спать. И никто не будил. Экипаж «Джульетты» в пике своей формы. Матросы, боцманы и штурманы — умудренные навигацией во льдах, в самых высоких широтах. Мчимся с солнцем и попутным ветром в Лонгйир.
1525, Сергей чинит нашу связь. Почти все сделал. Только рация осталась. Починил АИС — а это в местных туманах очень важно.
1635, скрутили  поворот через фордевинд, легли на левый галс и входим в Исфьорд.
1830, идем мимо Баренцбурга.
1920, Грумант напротив. Исфьорд как родной. Хотя мы здесь почти ничего ещё не знаем.
IMG_3046
2030, пришли в Лонгйир. Плавание закончено. Всё прошло благополучно, если не считать того, что мы так и не встретили медведей.
А вот и «Антигуа» Антона.
IMG_3099
Всего за десять дней прошли 380 миль.
KOBX0303
Фотографии Евгения Шкаруба и Романа Корчагина.
 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − восемь =

Прокрутить вверх