4 августа. Порт Лонгйир
На борту «Джульетты» новый экипаж: Роман Корчагин, Антон Навой, Фёдор Харлашин, Сергей и Тимофей Ряполовы, Евгений Шкаруба.
Стоим у понтонов Лонгйира. Вокруг кипит жизнь. Слышно как рядом с «Джульеттой» ходят и разговаривают на самых разных языках. Идет разгрузка и загрузка провианта, бункировка топливом и пресной водой, прощание убывающих на материк экипажей и приезд новых. Лонгйир — главный перевалочный пункт архипелага Свальбард. Мы называем Шпицберген — Шпицбергеном, а иностранцы называют его Свальбард. Рома открыл мне тайну разночтений: Шпицберген — это главный остров архипелага Свальбард. Вот в чем дело, оказывается. Мне Шпицберген ближе. Тем более, что плавать мы собираемся именно по фиордам Шпицбергена.
А поморы, кстати, называли архипелаг Грумантом. Считается, что это искаженное слово «Гренландия». Очень может быть.
Плавание второго экипажа посвящено исключительно архипелагу. Старт и финиш в Лонгйире. Длина путешествия 10 дней. У нас будет время исследовать Исфьорд, сходить в Пирамиду, Баренцбург и на север архипелага до фьорда Магдалины и еще выше, насколько успеем дотянуться.
Стоим в окружении разных судов, яхт и пароходов. Видим много старых, крепких судов экспедиционного толка со стальным или деревянным корпусом. Они сочетают в себе практичность, прочность и романтизм настоящих морских бродяг. Их используют как для туристических, так и для научных целей. Больших, современных судов почти нет. Только туристические лайнеры. Много парусников. Больших и средних. Надо сказать, при всей сложности нашей жизни здесь «Джульетта» — самая чистенькая и красивая, как всегда.
Днём закупили провиант. Посетили контору муниципалитета — получили разрешение на практику здесь. В магазине туристического снаряжения взяли в прокат винтовку 1943 года выпуска и ракетницу — это для медведей.
Человек с ружьём — обычная картинка в Лонгйире. Но вот есть знаки, которые запрещают входить с оружием в банки и магазины. Это понятно.
1910, команда гуляет и готовит ужин, а я сплю впрок.
5 августа
0950, отошли от понтона Лонгйира. Сегодня мы идем в посёлок Пирамида. Это около 30 миль по фиордам в северо-восточном направлении. Дальше план путешествия может корректироваться погодой, но в целом — зайдем в Баренцбург, помоемся там в бане и выйдем из Исфьорда на западное побережье Шпицбергена. Будем двигаться на север, пока хватит времени. Там есть несколько интересных мест, которые стоит посетить: посёлок ученых Новый Алесунн, фьорд Магдалины. Есть еще много красоты севернее, посмотрим, будет ли у нас время посетить.
1200, ветер 20 узлов. Сомневаюсь, правильно ли мы делаем, что идем сегодня в Пирамиду? Вдруг там такая же волна и ветер, как было в прошлый раз?
1215, Антона наверху на руле прёт от фантастической реальности, что нас окружает. Стоит на штурвале, горланит во всё горло песни и всё время взывает к Фёдору. Не понимаю, к нашему или к какому-то другому, Большому Фёдору, к которому взывают.
1400, пробовали рыбачить рядом с бухтой Скансбухта. Безуспешно. Вода мутная. Или местная треска не нагуляла аппетита? Не пойму. Вода действительно мутная. Ледники выносят в фьорды легкие фракции сланца. Может, наша треска не видит крючков под водой?
1520, Пирамида. Причалили вторым бортом к польской лодке. На верху сидят три противных тётки и воротят нос. Такое редко бывает. Но с поляками — бывает.
1540, перешли к другой стороне понтона. Подальше от польских тёток и возможного ветра с ледника.
Рома зарядил ружьё, Антон повесил на бедро кобуру с ракетницей и наш отряд двинулся исследовать Пирамиду — скульптуру присутствия на Шпицбергене СССР.
Не буду повторяться видами Пирамиды, которых было много в прошлом репортаже. Всего несколько свежих находок. Например, вот это место с скальными выходами и иконами.
Бутылочный домик неподалёку от посёлка. Больше всего меня радуют эти домики отдыха — спутники посёлка. Только подумайте: горстка людей живущих на самом краю света. Казалось бы, куда уединеннее. Но некоторые из них время от времени уходят отдохнуть от своих соседей, чтобы побыть одному. Космонавты выходящие в открытый космос покурить.
Ну и затея с бутылками, конечно, хороша.
Ракурсы Пирамиды.
Голубой писец Пирамиды.
6 августа
Утром гуляли на ледник. Этот маршрут мне уже знаком. Всего около двух часов пути из посёлка вверх по одной из долин, сначала вдоль водопроводных коммуникаций, потом на озеро, где стоит гостевой домик и дальше подьем на небольшой ледник.
Перед выходом ветер повернул на северный, порывистый, до штормового. Мы стоим под самой горой, что будет у понтона в течении дня казалось непонятным. Сергей с Тимом решили остаться на лодке. Жаль, что они с нами не пошли, но мне так стало спокойнее.
На обратном пути видели мелких тундрянных куропаток (лат. Lagopus mutus).
1800, вернулись на лодку, пообедали, отдохнули и стартовали из Пирамиды.
1815, поставили зарифленый грот.
Сразу понятно, кто сегодня на лодке штурман.
Сегодня в баре Пирамиды нам рассказали, что недавно сюда приезжал норвежский король. Настоящий. Инкогнито. Взял горный велосипед на прокат. Такой велосипед в посёлке оказался один, поэтому двум охранникам достались обычные прокатные велосипеды с багажными корзинками впереди. Так они за королём и ездили по посёлку.
Стало понятно, чью яхту мы видели в Лонгйире. Экипаж там нарядный и носит бескозырки.
1920, ветер северный до 25 узлов. Вылетаем с ним из Билефьорда в главный Исфьорд.
1950, ветер 30 узлов. Завернули в Сассефьорд. Поставили штормовой стаксель. Как только завернули за угол, ветер кончился.
2150, встали на якорь в бухте Бьенахамна, что в переводе с норвежского означает «прекрасная, хорошая бухта». Расположена на перекрестке двух фиордов под высокими живописными скалами. Недалеко от стоянки в воду спускается выводной ледник. Пускает по воде ледяные кораблики. Сейчас он далеко от нашей стоянки, но надо присмотреть за этой шальной флотилией.
Знакомтесь — тупик. Латинское название «Fratercula arctica», что означает «Арктический монашек». Когда взлетает, очень смешно машет крылышками.
Коптим сосиски в гриле. Смотрим «Джентельмены удачи».
7 августа
Ночью лодку крутил переменчивый ветерок из фьорда. Проверял на прочьность мои нервы и наш якорь. Я эти его повороты прекрасно чувствовал и каждый час просыпался.
Утром на стоянку принесло льды. Пришлось выставить ледовую вахту и отталкивать самые назойливые куски ледника отпорным крюком.
Занимались «Джульеттой». Сергей разбирается с навигационной системой и сильно в ней продвинулся, наладил АIS, а это очень хорошо. У меня получилось завести вторую Вебасту. Редкий случай, когда обе Вебасты на ходу. Ужасно капризная штука. Рома хозяйничает на камбузе. Матросы Антон и Федор под руководством Тимофея учатся вязать выбленочный узел.
1150, собрались на берег, я даже сапоги надел, но посмотрел на льды, которые прибывают и прибывают, и понял, что лучше мне остаться на лодке. Если что, переставлюсь на соседнюю стоянку. Встану к поляками. Вчера мы не стали мешать их уединению, а сегодня не будем миндальничать.
Заказал экспедиции найти большой дрын, чтобы отгонять льдины, и отправил с Богом.
Вот такие хреновухи мимо нас ездят.
1220, смотрю, как льды надвигаются и мучусь вопросом: пора мне сваливать на соседнюю стоянку или нет? Не выдержал и попросил экспедицию с тузиком вернуться на лодку.
1315, тузик и его экипаж на лодке. Срочно снимаемся.
1335, снялись с якоря, только собрались удирать, как здесь тюлень к нам приплыл. Пришлось покрутиться вокруг его дивана.
1400, закончили проходить полосу мелкого льда. Идем в Баренцбург. Встречный веткр около 12 узлов. Готовим обед.
Держим на мыс Дьябасодден.
Тимофей на ледовой вахте.
1450, поставили грот.
1540, поставили стаксель.
1650, заставил себя поспать, пока есть такая возможность. Лонгйир по левому борту.
1850, посёлок Грумант на траверзе левого борта. Жаль, здесь нет якорной стоянки для нас. Это был первый советский шахтерский посёлок здесь. Потом что-то произошло, кажется ледник сошел, и перерезал железную дорогу, посёлок оставили. В бухте есть дом Русанова, но нам туда сложно попасть: бухта глубокая, якорь некуда положить.
1925, убрали паруса. Ветра мало.
2100, пришли в Баренцбург.
Встали у знакомого понтона, лагом к вежливой немецкой лодке. За нами, посмотрите, стоит контейнеровоз «Баренц» из Архангельска. Приятное соседство.
Баренцбург принимает и отправляет посылки, готовится к длинной зиме.
Теперь отдыхать, есть пельмени в столовой, мыться в бане, а завтра стартовать на север.