11 сентября. Сен-Мало. Марина Вобан
На борту «Джульетты» экипаж: Антон Навой, Елена Ершова, Алексей Самошкин, Мария Квитко, Игорь и Сергей Шевцовы, Евгений Шкаруба.
Впереди плавание вдоль берегов Нормандии. Завтра подует сильный западный ветер — мы собираемся хорошенько подъехать на нём, а сегодня гуляем по Сен-Мало.
Башня Солидор. Сейчас в этой башне находится небольшой музей кейп-хорнеров, парусных судов, их капитанов и экипажей, тех, кто в начале двадцатого века регулярно совершал рейсы из Франции в Чили. Это был одновременно и расцвет, и закат коммерческого парусного флота. Пароходы наступали на пятки, но большие стальные парусники, вооруженные фрегатами, еще держали марку, регулярно ходили через мыс Горн на запад и на восток, возили грузы с западного побережья Южной Америки.
Капитаны кейп-хорнеры.
Экипажи.
В музее много экспонатов матросских поделок: небольшие диорамы, бутылочные модели — творчество моряков, свободных от вахты.
Рабочая карта.
Вид с башни на малой воде.
12 сентября
1104, ворота гавани Сен-Мало открылись, мы зашли внутрь шлюза. Опустимся на пару метров вниз, заправимся в соседней марине топливом и пойдем в Шербург, до него 60 миль, к ночи будем в Нормандии.
1150, выходим в море после заправки. Почему-то вспомнилось, как одна девушка приезжала к нам на Кубу: провожая дочку в море, мама, наслышенная о перебоях с продуктами на Острове Свободы, положила ей в вещи плитки гемоглобина, чтобы девочка могла подкрепиться в дороге. Но продуктов хватало, а гемоглобин выкладывать на стол было не удобно. Поэтому пришлось его есть тихонько на баке, в одиночестве, на жарком солнце. Почему это вспомнилось сейчас — не знаю.
Часов с десяти вечера у мыса Аг нам прилетит юго-западный ветер, силой до 45 узлов. Надеюсь, мы всё правильно рассчитали и к этому времени течение повернёт на попутное. Иначе… Что там будет, когда столкнётся штормовая волна и противное течение, скоростью 5 узлов?
1240, прошли фарватером, поставили паруса. Сначала зарифленые, потом расхрабрились и открыли полные. Ветер 20 узлов, полный галфвинд левого галса. Ждем усиления. А пока солнце светит и ничего не предвещает. Несемся вперед.
1430, летим по ветру и волне 8-9 узлов несмотря на то, что встречное течение набирает силу. Тормозит нас на узелок. Глубина в заливе смешная, всего 30-20-10-5 и меньше метров. Кругом рифы, между которыми мы петляем, как зайцы. Стараемся уйти от погони, юго запад уже закрыт мокрыми серыми тучами. Идет штормовой фронт.
1520, штормовые предупреждения по радио каждые 15 минут. Голоса у дикторов как у артистов. Ничего драматического не говорят, а мурашки по коже.
1548, «Уважаемый клиент, добро пожаловать в Великобританию» — Алексей эсэмэску получил. Проходим остров Джерси по левому борту. Жаль, сюда теперь без английских виз никак нельзя. А я только Гюго прочитал, «Труженики моря».
1830, очередное штормовое предупреждение на 8 узлов. До мыса Аг, который будет самым сложным и за которым мы укроемся, еще 20 миль.
1850, встречное течение три узла. По нашим расчетам оно повернет на попутное в восемь вечера. Снова предупреждение о шторме. Пока дует 22 узла.
1930, убрали грот. Ветер до 31 узла. Взяли немного мористее, чтобы отодвинуться от наветренного берега. До мыса 17 миль. Только сейчас сообразил, что если ветер усилится, но не повернет, а будет дуть на берег, — мы здесь такие с лоскутком стакселя при ветре 45 узлов.
1950, зарифили стаксель, ветер 36 узлов. Идем относительно воды 8 узлов. Истинная скорость 5 узлов.
2010, ветер 38 узлов на порывах. Зарифили стаксель еще. Оставили метр. Надели спасжилеты. Мы сейчас под ветром островов Джерси, Гернси и прочих поменьше, но волна уже два метра.
2100, ветер на порывах 42 узла. Течение все еще встречное, задирает волну. Гребнем накрыло кокпит. Вылилось на нас ванна воды и долго гуляла по кокпиту, пока не утекла через шпигаты. Обновил сапожки, которые Ваня Шинкаркин мне нашёл в Москве.
2130, как будто немного разгладилась, значит, течение поворачивает на попутное. Прибавили узел истинной скорости.
2140, 45 узлов ветерок.
2210, течение становится попутным. До мыса пять миль.
2230, по-моему, волны 3 метра, не меньше. Темень, ничего не видать. Огромные гребни волн смутно белеют в темноте.
Ничего не видно, кроме приборов и маяка на мысу. Как рулевые справляются — не понимаю.
2250, огибаем мыс Аг. Скрутили поворот, легли на правый галс, наконец-то. Скорость 12 узлов.
2330, спрятались от волны за мысом.
13 сентября
0100, пришли к гостевому, непонятному понтону в марине порта Шербург. Понтон обозначен как гостевой, но почему-то без электричества, воды и не соединён с землей. Швартовались в ветер 40 узлов, в дождь. Капли бъют по глазам, если смотришь против ветра. Встали. Потеряли круглый кранец, пока готовились к швартовке. Обнаружил, что слегка свернули стол в кают-компании.
0230, воспоминание о шторме: как будто к акулам в клетке ныряли. Вовремя спрятались от волны. Вот, что значит, предсказуемый прогноз.
Утром никуда не пошли. Остались в Шербурге. Только перешли к нормальному понтону. В Вааст, куда мы собирались зайти после Шербурга, нас не пускают, говорят, что там что-то красят и уровень воды в приливной марине вместо 2.5 метра всего 2.2 метра. Нам этого не хватит. Решили сегодня отдохнуть, и идти завтра уже подальше.
Напротив офиса марины пришвартованы знаменитые «Пен Дюк» Эрика Табарли. Мы насчитали четыре. Третьего не хватает. Погиб Эрик, но дело его живет во Франции.
Утренняя картинка: у детей урок физкультуры, точнее — моря.
Третий класс.
Напротив марины Шербурга находится большой морской музей.
Французская атомная лодка.
Пусть эта лодка одна из первых, но очень смахивает на питерскую котельную. Обязательно возьмите распечатку текста на русском, если загляните сюда. Смешной перевод.
Главное впечатление, которое поймал, — убого у них в подлодке. Помню, как покойный Саша Баженов показывал живопись своего папы. Живопись была вытянутой формы, с березками, закатанная полимером и предназначенная для интерьерьеров наших подводных лодок.
Экспозиция «Титаника», в отличии от лодки (настоящая, можно все потрогать), — почти полностью визуальная. Только морской музей, откуда отправлялся в последнее плавание «Титаник», настоящий. Но это не мешает погрузиться в атмосферу трагедии.
Лодка-луна.
Кнехт.
14 сентября
Утром мимо нас прошла еще одна колонна школьников. Уроки моря.
1038, вышли из Шербурга.
Ветер 30 узлов. Увидели бригантину под половиной парусов и открыли стаксель на полную. Вспомнились дети на оптимистах, которые выходили в аванпорт сегодня утром на занятия.
1115, волна тычет «Джульетте» в брюхо, никак не может успокоиться. Разволновавшаяся волна.
1203, прилетал вертолет. Здоровый. Завис у нас над головой, повисел так — и улетел. Послушали 16 канал — никто не вызывает.
1220, сделали поворот через фордевинд напротив мыса Гэтвиль.
1650, прибавили грот бабочкой. «Джульетта», как пришпоренная лошадь, помчалась галопом. Скорость 11 узлов. Ветер 25 узлов.
1830, встали к гостевому понтону городка Уистреам. Порт приливный, ждем, когда откроют ворота шлюзов. Прошли сегодня 50 миль.
2000, прошли шлюзы и встали в тихой, спокойной марине. Дожди один за другим.
Напротив «Джульетты» — некрупная гафельная шхуна.
Раньше я думал, что у нас на севере самые широкие, развалистые лодки с высоким бортом. А теперь вижу, что здесь, у французского побережья, лодки еще более мореходные. Правда, парусов у них значительно больше.
15 сентября
Утро. Шлюзовые камеры Уистреама. Ворота открываются за два часа до полной воды. Слева, сразу за шлюзами, удобная марина. Правда, так и не разобрались, как принять душ горячей водой.
Осушка.
Гуляли и по городу, и по дождливому и ветреному пляжу, пока не нашли солнечный уголок, чтобы устроить небольшой пикник.
Свежие сардины очень напоминают селедку.
1915, прошли шлюзы. Идем в Гавр, это совсем рядом, немногим больше 25 миль. Мы хотели сразу идти в Онфлёр, но там тоже приливная марина. С одной водой выйти из Уистреама и прийти в Онфлёр не получится.
2000, поставили паруса, бабочка.
2300 пришли в Гавр. Ночной порт, темный порт, никого вокруг.
16 сентября
0530, вышли из Гавра. Идем к утреннему открытию ворот Онфлера. Старый город-гавань совсем рядом с Гавром в устье Сены. Здесь викинги высаживались во Франции, поднимались по Сене к Парижу и осаждали его. Отсюда пошло название Нормандия.
0830, прешли в порт Онфлёр. Встали в шлюзе.
Прошли шлюзы, нашли около гостевого причала целый ворох разнокалиберных лодок. Стоят лагом по пять-шесть штук. Регата. Встали рядом.
Говорят, Онфлер очень красивый город. Немного отдохнём и отправимся его смотреть.
Уведомление: Ла-Манш 2017