6 июля. Дорогорское
Ночевали в отцовском доме Виктора Петровича.
Практики разбрелись на ночлег по бесчисленным комнатам, рабочим помещениям, на чердак и в баню — сложно было потом собрать всех вместе. Провел инструктаж о том, как будем идти в море на двух судах, о том, что значит для безопасности порядок на лодке. Всячески стараюсь настроить экипаж «Морошки», которой будет командовать Алексей Лузянин на рабочий лад. Только сейчас до меня доходит, что сложно будет командовать двумя судами сразу. Договорились о распределении работы на лодках.
Мы ждем Максима Тяна, он приедет в обед. До этого времени нужно успеть разобрать и уложить вещи в лодках, вещей у нас очень много. Решили распределить свинцовый балласт с «Морошки» на оба судна.
1400, приехал Максим. Экипажи в сборе.
Экипаж карбаса «Вашка»: Артём Москвин, Максим Тян, Игорь Разуваев, Леонид Гройсман, Владимир Манилов, Евгений Шкаруба.
Экипаж судна сопровождения «Морошка»: Александр Мелешко, Дмитрий Амелин, Павел Вабищевич, Даша Морозова, Алексей Лузянин.
1530, вышли из Дорогорского. Виктор Петрович помахал нам на прощание рукой со своего берега.
Короткие дожди. Тепло. Идем вниз по течению. Долго открывали паруса. Плохо работает связь между судами.
1620. прошли Заозерье.
1630, взяты на буксир «Морошкой».
1654, отметка 30 км.
1742, отметка 20 км.
1900, перед заходом в Каменку сели на мель. Карбас наш стал намного глубже сидеть с надставленым фальш-килем. Пришлось надевать бродни и лезть в воду.
1920, встали к берегу Каменки.
Леонид и Артём тренируются. Готовятся запускать квадракоптер с лодки.
Вода быстро уходит. Чтобы карбас не завалился на борт, подставляем боковые подпорки — ноги. Дождит. Готовим ужин и лодки. Я пытаюсь поработать в интернете и хоть немного поспать перед выходом в море. Вода начинает прибывать. Отход назначен на полночь, примерно за полтора часа до полной воды. Прогноз обещает небольшой попутный ветерок до обеда, потом сильный Северный ветер.
7 июля
Спешу выйти в море, потому что днем начнется северный ветер и здесь, у наветренного Абрамовского берега, будет очень непросто найти укрытие. Укрыться можно будет только у подветренного берега острова Моржевец, но успеем ли мы до него дойти? С друго стороны, надо идти и делать маршрут. Подходят практики и говорят что интернет обещал три дня жары и южного ветра. Где они это нашли? Понятно, что ребятам хочется отдохнуть. Неприятно давать непопулярные распоряжения.
0012, вышли из Каменки. Штиль, скоро начнется отлив.
0200, сильное отливное течение добавляет нам скорости. Дует встречный ветер, «Морошка» буксирует карбас.
0228, красный буй по правому борту. Интересно, у меня на карте его нет. Я бы пошел вдоль левого берега залива, а Алексей на «Морошке», выходит, выбрал правильный правый берег. Отлично.
0245, прошли мыс Толстик. Выходим в Мезенскую губу.
0300, отдали буксир на время. Сели на вёсла, чтобы размяться и согреться.
0420, закончили грести. С севера надвигается туман. Южного ветра так и не было. А как обещали его доверчивым морякам. Сегодня с 1500 начнется северный ветер, и притом сильный. Мы спешим. Нам надо использовать погодное окно с переменным ветром сегодня, чтобы пройти хоть часть маршрута. Рискуем, потому что от севера укрыться можно только в Койде или под Моржовцом. В Койду можно зайти в полную воду. Мели от устья реки распространяются в море на десять и больше километров и карта не бьет, потому что мощные течения постоянно двигают эти банки и кошки. Значит, без гарантии обсохнуть на начинающейся волне нам в Койду не зайти. Полная вода в Койде будет в 1230. Если подует обещаный умереный северо-восток, мы поставим паруса и успеем дойти. Если нет, то нужно или идти на моторе, или… На веслах нам не успеть. Можно укрыться в Долгощелье, но туда такой долгий заход, что… В принцепе, если мы не попадаем в Койду, мы можем спрятаться под ветром Моржовца. Если дойдем туда.
Оставляю решение, куда идти на потом, на момент траверза Абрамовского маяка.
0853, прошли уже Нерпичте. Начался прилив. Думаем, куда нам идти. Мы все на буксире, неспортивно, согласен. До этого мы бодро шли с отливным течением из Мезенской губы. Теперь течение сменилось на встречное приливное.
1005, пробовали ставить парус. Ветер немного зашел к северо-востоку, но недостаточно, чтобы тянуть нас вперед. Солнечно и полосы густого тумана. Мне становится все неуютнее глядя на эти полосы тумана с севера. С парусами сложно работать. Шпринтовое вооружение. Пока его поставишь, пока спустишь. Хотя судить рано. Надо еще работать.
1130, поставили паруса напротив Абрамовского маяка. Пытаемся помогать ими «Морошке». Хорошо, что она у нас есть. На веслах, и против ветра, мы бы здесь точно не прошли.
1230, время полной воды в Койде. Нам туда еще 15 миль. Идем медленно. Начинается встречная волна. Течение сменилось на попутное, но волна нас сильно тормозит. Северный ветер задирает волну. Паруса наши работают, курс полный бэйдевинд. «Морошка» не успевает быть у нас всегда впереди. Мы ее дергаем и разворачиваем. Хорошего хода не получается. Мне всё тревожнее за два судна.
1330, перешел на «Морошку». На карбасе убрали паруса. Поднимается волна. До входа еще 10 миль. Ругаю себя за безрассудство. За то, что пытались грести, идти под парусами, снимать кино и потеряли драгоценное время, вместо того, чтобы идти на моторе изо всех сил. Не важно, что неспортивно, только сейчас понимаю слова, которые нам говорили: «Без мотора пойдете?Хм… Моторчик небольшой вам не помешал бы».
1410, ветер. Начинаем заходить в залив Койды. Я почти уверен, что нам не хватит высоты воды чтобы зайти в реку. У меня есть старые треки, которые я писал в том году. Но шансов, что речка не поменяла фарватер, нет. Думаю, мы пройдем две трети глубины залива и встанем. Уткнемся в песчанную банку. Нас начнет захлестывать волна, но не долго, вода быстро уйдет. Нужно будет выпрыгнуть в воду тем, у кого есть бродни и удержать лодку от того, чтобы нас развернуло лагом к волне. Проблема еще в том, что течение и ветер сейчасдруг против друга. Нужно продержаться с полчаса, пока мы не обсохнем. Потом переведем дух, вода уйдет из устья, мы увидем фарватер. Надо будет повернуть лодки носом на ветер и готовиться к приливу. Лодки… Поворачиваю голову и вижу карбас на буксире. Только теперь понимаю глупость высокого фальшкиля на нем. При осушке его положит наборт и он начнет брать воду. Если карбас подпереть ногами на волне, они выламают верхние набои. В таком случае, нам его не спасти. Две лодки — это проблема теперь. Одиннадцать человек и очень много вещей посреди холодного залива. Дурно становится от мысли, что решение заходить сейчас сюда неправильное. В отлив и начинающийся шторм с севера — неверное. Может, надо поворачивать в море нос, навстречу волне и понемногу пытаться идти к Моржовцу? До него миль 30. Две лодки и один мотор. Если он откажет, паруса нам вряд ли помогут, нас выбрасит на кошки Абрамовского берега. Или возвращаться в залив Кулой?
Пытаюсь рассказать жителям «Морошки» о наших поблеммах мелкого берега и надвигающего шторма. Даю инструкции, как себя вести. Хотя понимаю, что это бессмысленно. Только напряжет их сейчас и почти не поможет уже через 10 минут, когда волна на отмели встанет на дыбы и мы коснемся корпусом песка. Потом, если все пройдет благополучно и мы успеем зайти в реку, они не поймут зачем нужны эти страшилки. Всё равно пытаюсь говорить.
Глубина под килем начала быстро убывать. Идем по прошлогоднему треку. Волна невысокая, меньше метра, короткая. Напоминаю себе кролика, который идет в пасть к удаву.
1520, почти зашли в Койду. Уровня воды хватило ровно на столько, чтобы подойти к самому входу в устье и частично укрыться косой. Острило, как говорят. Из тумана показался высокий угор берега. Как в кино мимо проехал мотоциклист.
Лодки обсохли за 15 минут, чтобы карбас не упал, поставили подпорки. Надо убрать фальшкиль. Или походить еще? Интересно все же. Как он будет лавироваться? Напряжение от захода сюда спадает. Завели якоря в сторону моря. Разожгли костер. Сейчас полводы. Значит, мы всплывем часов через шесть. Кто-то пошел искать жилье нам в Койде на следующие дни. Назначил сбор в 2000. Будем встречать прилив и заходить в реку. Время от времени мимо проезжают рыбаки на мотоциклах. Каждый обязательно говорит, что надо завести якорь в сторону моря и что штормовое предупреждение на трое суток. Некоторые даже не сходят с мотоцикла. Кричат на ходу и едут дальше. Лег спать в «Вашке». Блаженство.
2000, приливу уже два часа. Все практики вернулись к своим судам. Вода возвращается и начинает бить суда в борт.
2030, развернулись носом в море. Подтягиваемся на якорях. Сделали ошибку: нужно было постоять на якоре полчаса. Вода накрыла бы банки и мы спокойно зашли в реку. Вместо этого мы пошли сразу. Лодки подхватило приливное течение и попутный ветер. Воды в реке было еще мало. Нас вытаскивало на мелкие банки. Приходилось прыгать в воду и снова разворачивать нос против волны. Мало кто не намок.
Мы с Максом искупались. Не успели запрыгнуть я в «Морошку», он — в карбас. Лодки несколько раз сталкивались друг с другом. Тяжело руководить двумя судами. Сорвал голос раздавая бесполезные в этом бардаке команды. Когда Макс был в воде и его начало придавливать карбасом к берегу, Дима зычно крикнул: «Человек за бортом!» Игорь на руле крыл «Морошку» за то, что она уткнулась носом в мель и перегородило дорогу карбасу, чуть не сломали весла левого борта, рёбра Лени. Артём в коротких яхтенных сапогах прыгнул в воду по грудь. Не знаю, удалось ли Паше снять эту кадриль с которой мы ворвались в реку и в село Койда и встали к берегу на наше прошлогоднее место.
2200, пришли к знакомому, грязному, покрытому няшей берегу. Перевозим вещи в дом приезжего. Пьем водку из горла, на болшие радости сил не осталось.
Партнеры проекта «Поморский карбас»:
Русское географическое общество, Кенозерский национальный парк, Архангельский краеведческий музей, Товарищество северного мореходства, Северный морской музей, Российская Газета, Российский исторический журнал «Родина», МегаФон, Национальный фотоархив «ГеоФото», Производственное предприятие «Курганские прицепы», Яхтенная одежда «Slam».
Спонсорами фильма выступили друзья и члены клуба «Морские практики». Большое спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу — Юрию Бойко, Михаилу Косареву, Павлу Тиняеву, Даше Морозовой, Олегу Емельянову, Анне Надеинской, Дмитрию Цейтлину, Алексею Филлиповскому, Марине Литвинцевой, Сергею Пьянкову, Александру Тупицину, Алексею Мартынову, Надежде Николаевне Масленниковой, Михаилу Гончаревкому, Артёму Москвину, Евгениии Анатольевне, Василию Козлобаеву, Алекасндру Александровичу М. и Наталье Климовой, Наталье Юрьевне Т.