11 июля, город Мезень
На борту «Морошки» экипаж: Андрей Валерьевич Ружников, Кирилл Евгеньевич Кондратьев и Евгений Викторович Шкаруба. Продолжаем плавание по поморским маршрутам в Белом море. Впереди дорога вдоль Абрамовского берега до горла Белого моря, вдоль Зимнего берега в Северную Двину и Архангельск. Когда круг замкнется, будем считать, что мы сделали Малую кругосветку вокруг Беломорско-Кулойского плато.
Сегодня один из самых сложных участков пути — выход из Мезенского залива. Длина залива 25 километров, ширина до 10 километров. Карта не соответствует действительности, потому что кошки, которыми перегорожено русло, меняют свое местоположение каждый год. Пройти даже «Морошке» с осадкой 60 см можно только по Полной воде, и то нужно знать фарватер. Скорость приливных течений до 7 узлов. Вода падает очень быстро. Если бы еще местные мореходы не ленились, поставили створы по берегам и обозначили фарватер, было бы легче, но они делать этого не хотят, предпочитают считать Мезенскую губу самым тяжелым для навигации местом в мире, что правда, особенно в плохую погоду. Хорошо, что сегодня нет ветра и волны, а иначе, если по ошибке выскочить на каменную коргу посреди залива, можно остаться без лодки среди холодной и быстрой северной воды.
Вчера ночевали у Александра Игнатьевича. Это его творчество.
Захряпки. Есть традиция на Севере: ставить таких вот человеков в лесу или на речке.
Вечер закончился застольем, с разговорам, водкой и якорями.
0725, завели моторы, выходим в реку Мезень. Вместе с нами проводить и показать фарватер вышел на своем карбасе Александр Игнатьевич Коткин, герой фильма «Счастливые люди». Фарватер на выходе для нас совсем мелкий, а воды сейчас малые, близкие к квадратуре, как здесь говорят, упалые. Маловодье, как еще называют.
По дороге в Каменку к нам подсели Николай Федотович Окулов, журналист из Мезени, Александр и Клавдия Михайловна Хорошавины, кинодокументалисты из Архангельска. Снимают кино о Мезени, едут в Каменку по своим, киношным, делам.
0728, Полная вода — 6,1 метра.
0815, высадили пассажиров в Каменке, попрощались и отваливаем от берега. Привет и слова благодарности Николаю Федотовичу и Александру Игнатовичу за «Морошку»: лодка благополучно простояла под присмотром целый месяц в Мезени.
1030, прошли мыс Толстик, выходим в море. Думал, что не успеем выйти, вода упадёт и мы обсохнем здесь до следующей Полной воды.
1130, идем по створам на выходе из залива. Единственные створы здесь. А что мешает пройти на Малой воде по Мезенскому заливу и поставить навигационную обстановку?
С погодой нам везет: солнце, тепло, ветер с северного поворачивает на восточный, нам попутный.
1250, взрослому человеку полезен дневной сон. Разбудил меня небольшой шквальчик, который задел нас краешком напротив Аповского мыса. Идем по-поморски с приливными течениями. Отлив вытянул нас в море, ждем перемену воды, чтобы зайти в реку Койда.
1345, Малая вода — 4,1 метра.
1600, прошли мимо Кулойского залива и уперлись во встречное течение. Здесь в мае мы заканчивали плавание по старинному Пинежскому волоку. По волоку можно ходить только весной, когда уровень воды в реке высокий. Этой дорогой пользовались, чтобы в самом начале лета, когда в море еще может быть лед и плохая погода, забрасывать суда выше горла Белого моря, в Долгощелье, Мезень и дальше на север к Каниному мысу.
Ветер слабый, стоим на месте. Качает нас настолько сильно, что прямо ужас.
1605, нашел источник стука, который мешал последние пару часов: бутылка шампанского бьется о борт. Ждет своего часа. Короткий дождь.
1850, Полная вода — 7,8 м.
1900, прошли Абрамовский маяк. Вокруг ходят дождевые тучи.
2200, пришли к устью Койды. Вода быстро падает, не успеваем зайти в устье. Пробовали найти фарватер. На карте он уверенно указан, но карта «не бьет». Ткнулись в мель под правым берегом и обсохли. Вода падает на глазах.
Взяли с Кириллом навигатор и прогулялись в сторону деревни, идем вдоль фарватера по кромке литорали, рисуем на карте трек.
12 июня
0149, Малая вода -3,4 м.
0430, воды заприбыло столько, что можно начинать двигаться в реку.
0505, вслед за водой и мы пришли в реку, в село Койда. Встали в центре, напротив старого причала и легли спать.
0735, Полная вода — 7,8 м. Переход составил 40 миль.
Гуляли по селу. Андрей Валерьевич здесь учительствовал в молодости, 25 лет назад. Многих помнит и его помнят.
Койда — очень большое село. К старому центру прибавлены большие производственные площади колхоза Поморья «Освобождение». Сейчас колхоз уже не тот, но все равно, на хорошем плаву, купил новый рыболовецкий траулер, теперь у него их три.
Традиционный уклад поморский жизни уходит в прошлое все дальше, вместе с огромными старыми домами. Вместе с карбасами, которые доживают свое и последняя служба которых будет — стоять нагруженным камнями у берега, защищать собой его от воды и ветра.
Часовня сделанная из верхушки маяка в память о погибших в море односельчанах.
Виды набережной.
Грузовые карбаса, на которых с реки возят в село дрова и сено.
Обмерили один такой — получилось 12 метров в длину, 3,5 метра в ширину.
Моща!
Старая дори. Отходившие свое старые суда у поморов служат свою последнюю службу, защищая берег от волны.
Необыкновенно красивые здесь кладбища. Их несколько: обычное православное, староверское и родовое.
1406, Малая вода — 3,3 м. «Морошка» благополучно завалилась на правый борт. Проблема выходить на берег. Дно реки покрыто няшей — это такая противная смесь глины, ила и песка. Сапогои вязнут в ней, намучаешься…
1942, Полная вода — 7,3 м.
Вечером бывшие соседи Андрея, Степан и Елена Титовы, стопили нам баню.
Из поморской приливной терминологии:
«Сизигийные приливы, когда уровень воды во время прилива или отлива достигает максимальных значений называют «большеводьем», а в квадратуру «маловодьем». В Койдской губе пик большеводья приходится на время — через трое с половиной суток, или через семь вод после новолуния или полнолуния. Период, когда приливы становятся больше, называют отжилой (оживающей, растущей) водой. Новолуние или полнолуние, соответственно, называют «полвод отжилых вод». Период, когда дело идет к квадратуре и приливы мельчают, называют «упалыми водами». Самые малые приливы случаются в Койде через трое с половиной суток или семь вод после первой или третьей четверти луны. Сами точки квадратуры называют «полвод упалых вод»».
Сейчас в Койдской губе время упалых вод. Приливы становятся меньше. Сегодня вечером во время Полной воды я не успел столкнуть «Морошку» на глубокое место. Вода пришла всего на полчаса и лодка снова обсохла. Завтра придется быть на чеку, иначе не сможем выйти дальше.
Вечером.
Еще карбас.
Руины. Жаль что не довелось побывать здесь лет тридцать назад.
13 июля
0705, Полная вода. Насилу столкнули «Морошку» на глубину и вышли из Койды. Ветер южный, слабый, попутный. Выходим из устья с отливом. Дорога знакомая, уверено срезаем углы фарватера. Подьем воды здесь до пяти метров, так что можно не церемониться.
0835, выходим из Койденской губы. Напротив мыса Яроватый поставили генакер. Море гладкое и теплое, не верится, что мы так далеко на севере. Устроился в тени, под крышей рубки, спасаюсь от жары.
1042, прошли мыс Воронов и Воронцовский маяк. На мысу пограничники, сверлят сейчас нас своими зоркими глазами. Пропуск в пограничную зону у нас все еще в Архангельске. Долго его делают или не делают, во всяком случае, документы на пропуск мы подали раньше, чем в прошлый раз, а пропуск нам все еще не оформили. Пограничники нас видят, но своего судна у них нет. Надеюсь, они не станут нас догонять по берегу.
Открыли бутылочку коньяка в честь прохождения самой северной части маршрута. Северный Полярный Круг всего в двух километрах от нас, кажется, я его вижу.
Заканчивается Абрамовский берег и начинается Зимний берег Белого моря, мы входим в горло Белого моря.
Продолжаем идти с попутным отливным течением. Мчимся. Ветер кончился, мы завели мотор. Идти, конечно, стало не так весело, как под генакером, но радует, ьчто наш прогноз «бъет» и все идет по плану.
1330, впереди по курсу большая грозовая туча из под которой вылетает ветерок. Спешим добраться до устья Майды пока он не подул сильнее.
1405, встали у берега, в двух километрах от устья Майды. Пока Кирилл и Андрей возились с якорями, подтягивали лодку на прибылой воде, я сходил с карт-плотером к устью и прошел по берегу отмелей — нарисовал треком линию фарватера по правому берегу. Когда вода поднимится, можно будет смело идти вдоль этой линии.
1457, Малая вода — 1,3м.
1600, вернулся на лодку, отобедали и идем в Майду.
1805 пришли в Майду. Заход в губу проще, чем, например, в Койде. Можно заходить с пол-воды.
Прошли по речке в деревню.
Вода в Майде после сегодняшнего дня прогрелась градусов до двадцати. Первым начал купаться Кирилл, а потом к нему присоединились местные пацаны. Тепло сегодня, комаров нет, что за лето такое, не понимаю.
1949, Полная вода — 3,2 м.
Гуляли по деревне. Что-то с Кириллом на фото…
Жителей не видно, хотя постоянно здесь прописано около ста человек. Деревня умирает, или перерождается, не знаю как правильно назвать этот процесс. Старые деревянные дома построенные прадедами почти сгнили. Что-то еще держится, но половина лежит в руинах. Новых домов мало и они, как правило, безликие, безыскусные — утилитарно простые. Лодок на воде много, есть два больших грузовых карбаса, такие же, как мы видели в Койде. карбасы на воде, на них по реке привозят дрова. На брештуках карбасов вырезаны года постройки — «2000» и «2001». Больше таких не делают.
Уведомление: Белое море 2016
Уведомление: Белое море 2017