Ёла

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Второй этап (24 – 29 июня 2025 года)

24 – 25 ИЮНЯ. ДОЖИТЬ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА 1250, вышли из гостеприимнейшего Рыбинска. Вчера с Сашей Баранниковым на посошок поездили по заливу на основном моторе Volvo Penta. Работает, но хорошо, что у нас есть подвесной Parsun на борту. К нему у меня больше доверия.С Артёмом и Тимуром вывели «Матеру» на отмель, разгрузили, завалили на борт и […]

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Второй этап (24 – 29 июня 2025 года) Read More »

Соломбальская судоверфь — Афанасий Иванович Мелехов

Работая над проектом «Ёла», мы взяли несколько интервью у тех, кто, будучи подростком, строил ёлы на верфи в Соломбале во время Великой Отечественной войны. Чуть позже мы нашли в соцсетях страницу Нины Афанасьевны Сергеевой — дочери исполняющего обязанности директора, а прежде — начальника планово-технического отдела и главного инженера Соломбальской судоверфи Афанасия Ивановича Мелехова. В прошлых

Соломбальская судоверфь — Афанасий Иванович Мелехов Read More »

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года)

С декабря 2024 по июнь 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения силами городских подростков и мастеров верфи была построена парусно-моторная ёла проекта 1943 года. В годы Великой Отечественной войны такие лодки на Соломбальской судоверфи строили дети — чтобы закрыть недостаток рабочих рук, пока взрослые мастера находятся на фронте, и чтобы помочь военному городу бороться с

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года) Read More »

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее

Приближается спуск ёлы. Работы на верфи становятся всё более интенсивными, инструмент жужжит и воет, не переставая, а плотники поминутно используют экспрессивные выражения, которые редакторский отдел верфи предлагает заменить на более культурные варианты (например, «какая досада!»; «я говорил, но все остались безразличны»; «вот так неприятность!» и «это не имеет значения». Как бы то ни было, прогресс

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее Read More »

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Вторым непосредственным участником событий и бывшим подростком-судостроителем, которого нам удалось найти, стала Валентина Павловна Матонина.Валентине Павловне девяносто семь лет, четырнадцатилетней девочкой она приехала работать в Архангельск из Кировской области — и осталась в Соломбале

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей» Read More »

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец

В прошлом выпуске мы завершили работы с обшивкой ёлы. Теперь, когда все набои на месте, и корпус лодки готов (разве что транца ещё нет), мы можем начинать ставить шпангоуты. Шпангоуты — это поперечные связи лодки, её «рёбра». Они будут обеспечивать жёсткость корпуса и принимать на себя нагрузки от волн, ветра, грузов и прочих вещей, делая

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец Read More »

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка

За бортом апрель, дети на верфи продолжают строить ёлу. Обшивка лодки собрана, теперь, чтобы защитить её от воды, гниения и прочих неприятных вещей, нужно а) заменить саморезы на чопики со смолой, б) зашпаклевать лодку. Но обо всём по порядку. При установке обшивки набои, во-первых, склеивались между собой на смолу с аэросилом, а во-вторых, крепились друг

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка Read More »

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Наверное, самое ценное, что даётся нам во время этой работы — это возможность поговорить с непосредственными свидетелями и участниками событий, теми самыми детьми-судостроителями военного времени. Первым таким человеком стала Нина Алексеевна Дремова. В семнадцать

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай» Read More »

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки

За три недели установили все 11 набоев ёлы с обоих бортов. Посмотрите, какая вышла барракуда! Ребята говорят, что в носу эта лодка выглядит, как крейсер, дальше похожа на карбас, ещё дальше — на ЯЛ-6, а в корме — уже совершенная мандолина. Как мы помним, в ординаты чертежей Соломбальской судоверфи закрались какие-то ошибки — их после

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки Read More »

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени

Центральное место в проекте «Ёла» занимают подростки-судостроители, их опыт и их история. Мы хотим построить «детскую» ёлу, как они, мы ищем их самих — тогдашних детей, теперешних 99-летних бабушек и дедушек, берём у них интервью (большая удача, что это ещё возможно), встречаемся с их родными, собираем воспоминания, документы и фотографии. Мы называем их труд подвигом,

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени Read More »

Прокрутить вверх