Ёла

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года)

С декабря 2024 по июнь 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения силами городских подростков и мастеров верфи была построена парусно-моторная ёла проекта 1943 года. В годы Великой Отечественной войны такие лодки на Соломбальской судоверфи строили дети — чтобы закрыть недостаток рабочих рук, пока взрослые мастера находятся на фронте, и чтобы помочь военному городу бороться с […]

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года) Read More »

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее

Приближается спуск ёлы. Работы на верфи становятся всё более интенсивными, инструмент жужжит и воет, не переставая, а плотники поминутно используют экспрессивные выражения, которые редакторский отдел верфи предлагает заменить на более культурные варианты (например, «какая досада!»; «я говорил, но все остались безразличны»; «вот так неприятность!» и «это не имеет значения». Как бы то ни было, прогресс

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее Read More »

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Вторым непосредственным участником событий и бывшим подростком-судостроителем, которого нам удалось найти, стала Валентина Павловна Матонина.Валентине Павловне девяносто семь лет, четырнадцатилетней девочкой она приехала работать в Архангельск из Кировской области — и осталась в Соломбале

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей» Read More »

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец

В прошлом выпуске мы завершили работы с обшивкой ёлы. Теперь, когда все набои на месте, и корпус лодки готов (разве что транца ещё нет), мы можем начинать ставить шпангоуты. Шпангоуты — это поперечные связи лодки, её «рёбра». Они будут обеспечивать жёсткость корпуса и принимать на себя нагрузки от волн, ветра, грузов и прочих вещей, делая

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец Read More »

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка

За бортом апрель, дети на верфи продолжают строить ёлу. Обшивка лодки собрана, теперь, чтобы защитить её от воды, гниения и прочих неприятных вещей, нужно а) заменить саморезы на чопики со смолой, б) зашпаклевать лодку. Но обо всём по порядку. При установке обшивки набои, во-первых, склеивались между собой на смолу с аэросилом, а во-вторых, крепились друг

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка Read More »

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Наверное, самое ценное, что даётся нам во время этой работы — это возможность поговорить с непосредственными свидетелями и участниками событий, теми самыми детьми-судостроителями военного времени. Первым таким человеком стала Нина Алексеевна Дремова. В семнадцать

Дети Соломбальской судоверфи. Нина Алексеевна Дремова: «Семнадцать лет. Топор в руки — и работай» Read More »

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки

За три недели установили все 11 набоев ёлы с обоих бортов. Посмотрите, какая вышла барракуда! Ребята говорят, что в носу эта лодка выглядит, как крейсер, дальше похожа на карбас, ещё дальше — на ЯЛ-6, а в корме — уже совершенная мандолина. Как мы помним, в ординаты чертежей Соломбальской судоверфи закрались какие-то ошибки — их после

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки Read More »

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени

Центральное место в проекте «Ёла» занимают подростки-судостроители, их опыт и их история. Мы хотим построить «детскую» ёлу, как они, мы ищем их самих — тогдашних детей, теперешних 99-летних бабушек и дедушек, берём у них интервью (большая удача, что это ещё возможно), встречаемся с их родными, собираем воспоминания, документы и фотографии. Мы называем их труд подвигом,

Дети-судостроители — жизнь и работа на Соломбальской судоверфи военного времени Read More »

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх

Пробуем новую для нас технологию и испытываем инженерное решение Игоря Логинова — фанерный кондуктор (так говорит его создатель) или стапель (так зовём его мы) для шитья лодки килем вверх. Обычно происходит так — собирается закладка, которая затем ставится на обычный стапель килем вниз. На закладку устанавливаются кондукторы, задающие линию корпуса лодки. Снизу вверх, от шпунтового

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх Read More »

Ёла. Шаг второй — сборка закладки

В прошлом выпуске мы рассказывали о клеёной технологии изготовления деталей нашей ёлы. В этом расскажем про изготовление и сборку её закладки — позвоночника лодки. Отличительная особенность закладки Соломбальской ёлы — это то, что она состоит из множества деталей. Например, её дейдвуд насчитывает больше частей, чем дейдвуд Поморской шхуны, не говоря уже о том, что закладки

Ёла. Шаг второй — сборка закладки Read More »

Прокрутить вверх