Верфь

Дневник стройки поморского коча. 21 — 26 октября 2025 года

Часть четвёртая: шестьсот килограммов мха, драма и гниль. 21 ОКТЯБРЯ. ОСЕННИЕ ЗАГОТОВКИ. ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ Пока на верфи готовят закладку, мы с Федором, Владимиром и Дмитрием отправились на осенние заготовки по Северной Двине. Цель поездки — болота на торфяном берегу рядом с Лайским доком. Наверное, это последняя поездка по реке в этом году. Нам нужно […]

Дневник стройки поморского коча. 21 — 26 октября 2025 года Read More »

Дневник стройки поморского коча. 11 — 20 октября 2025 года

В сентябре 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения началось строительство КОЧА – поморского судна первопроходцев и промышленников 16 – 17 вв. С октября того же года капитан верфи Евгений Шкаруба начал вести дневник стройки. Мы дополняем записи капитана материалами из конструкторских чатов проекта и публикуем их вместе, чтобы читатели смогли отследить хронологию постройки поморского коча.Это

Дневник стройки поморского коча. 11 — 20 октября 2025 года Read More »

Дневник стройки поморского коча. 1 — 10 октября 2025 года

В сентябре 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения началось строительство КОЧА – поморского судна первопроходцев и промышленников 16 – 17 вв. С октября того же года капитан верфи Евгений Шкаруба начал вести дневник стройки коча, и сегодня мы публикуем его первую часть. 1 ОКТЯБРЯДавно нужно было начать писать этот дневник, но вот все откладывалось и

Дневник стройки поморского коча. 1 — 10 октября 2025 года Read More »

Хроники поморского коча — сентябрь 2025

Как вы помните, вернувшись из экспедиции на карбасе «Матера» в Мангазею год назад, мы сделали один важный вывод. Помните, какой? В Мангазею не ходили на карбасах! А на кочах — ходили.В подтверждение этому участники привезли из похода фрагменты средневекового коча, выловленные из реки Проходница на Канинском волоке.Естественно, будучи брошенным на благодатную землю верфи, такое зерно

Хроники поморского коча — сентябрь 2025 Read More »

Шитый карбас. Шаг 4 — шитьё вицей

Продолжаем наш плотницкий сериал о шитье поморской лодки для «Карбас-музея». Сегодня мы советуем вам перейти на наш сайт, чтобы увидеть больше фотографий технологического процесса, ведь в этом выпуске мы раскрываем главную карту — вицу и как ей шить. Поехали. Из леса Иван привёз еловые ветки, очищенные от боковых побегов. Эти ветки он скручивает кольцами, складывает

Шитый карбас. Шаг 4 — шитьё вицей Read More »

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки

За три недели установили все 11 набоев ёлы с обоих бортов. Посмотрите, какая вышла барракуда! Ребята говорят, что в носу эта лодка выглядит, как крейсер, дальше похожа на карбас, ещё дальше — на ЯЛ-6, а в корме — уже совершенная мандолина. Как мы помним, в ординаты чертежей Соломбальской судоверфи закрались какие-то ошибки — их после

Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки Read More »

Шитый карбас, шаг 4 — подготовка набоев к шитью: острожка, разметка, пристрагивание, распаривание, мох, смола, клешши и подгонка профиля

Продолжаем шить поморскую лодку для «Карбас- музея» в Кальчино. В четвёртой серии Ивану предстоит превратить еловые доски в изящно выгнутые набои обшивки.Все набоины имеют свой неповторимый профиль, и Иван придает необходимую форму каждой доске — при помощи рубанка, фуганка, топора и струга. Линию профиля диктует форма штевней. Чтобы доска стала пластичной и не лопнула при

Шитый карбас, шаг 4 — подготовка набоев к шитью: острожка, разметка, пристрагивание, распаривание, мох, смола, клешши и подгонка профиля Read More »

Шитый карбас. Шаг 3 — четверти, паз, не-стапель и кондуктора

Продолжаем наш плотницкий сериал о шитье поморской лодки для «Карбас-музея». В предыдущей серии Иван изготовил заготовку закладки — соединения киля и штевней будущего карбаса. Теперь, чтобы приступить к шитью, нужно выбрать четверти с обеих сторон закладки. Четверть на плотницком — это четвёртая часть бруса, один из его четырёх углов. В четверть, выбранную в закладке, придёт

Шитый карбас. Шаг 3 — четверти, паз, не-стапель и кондуктора Read More »

Шитый карбас. Шаг 2 — вытёсывание кокор и сборка закладки

Продолжаем рассказывать о том, как мастер Иван Горбунов шьёт традиционную поморскую лодку для «Карбас-музея».В прошлом выпуске мы добыли в лесу кокоры. Что делать, чтобы два бревна стали лодочной закладкой (килем со штевнями)? Сначала кокоры нужно окорить (очистить от коры) скобелем. Затем разметить профиль будущей закладки. Далее кокору необходимо обтесать топором на два канта (две параллельные

Шитый карбас. Шаг 2 — вытёсывание кокор и сборка закладки Read More »

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх

Пробуем новую для нас технологию и испытываем инженерное решение Игоря Логинова — фанерный кондуктор (так говорит его создатель) или стапель (так зовём его мы) для шитья лодки килем вверх. Обычно происходит так — собирается закладка, которая затем ставится на обычный стапель килем вниз. На закладку устанавливаются кондукторы, задающие линию корпуса лодки. Снизу вверх, от шпунтового

Ёла. Шаг третий — стапель-кондуктор и стройка килем вверх Read More »

Прокрутить вверх