“Место на карбасе”

Журналисты и блогеры смогут принять участие в экспедиции из Архангельска в Сибирь В начале июня этого года начнется уникальная экспедиция – “Мангазейских ход”, которую организует Товарищество поморского судостроения. Из Архангельска в Сибирь через Ледовитый океан пойдет поморский карбас. Это судно, создано по технологиям многовековой давности – без единого гвоздя. Нет на нем и мотора – […]

“Место на карбасе” Read More »

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Второй этап (24 – 29 июня 2025 года)

24 – 25 ИЮНЯ. ДОЖИТЬ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА 1250, вышли из гостеприимнейшего Рыбинска. Вчера с Сашей Баранниковым на посошок поездили по заливу на основном моторе Volvo Penta. Работает, но хорошо, что у нас есть подвесной Parsun на борту. К нему у меня больше доверия.С Артёмом и Тимуром вывели «Матеру» на отмель, разгрузили, завалили на борт и

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Второй этап (24 – 29 июня 2025 года) Read More »

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года)

С декабря 2024 по июнь 2025 на верфи Товарищества поморского судостроения силами городских подростков и мастеров верфи была построена парусно-моторная ёла проекта 1943 года. В годы Великой Отечественной войны такие лодки на Соломбальской судоверфи строили дети — чтобы закрыть недостаток рабочих рук, пока взрослые мастера находятся на фронте, и чтобы помочь военному городу бороться с

Судовой дневник «Матеры» и «Ёлы». Первый этап (15 – 21 июня 2025 года) Read More »

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее

Приближается спуск ёлы. Работы на верфи становятся всё более интенсивными, инструмент жужжит и воет, не переставая, а плотники поминутно используют экспрессивные выражения, которые редакторский отдел верфи предлагает заменить на более культурные варианты (например, «какая досада!»; «я говорил, но все остались безразличны»; «вот так неприятность!» и «это не имеет значения». Как бы то ни было, прогресс

Ёла. Шаг восьмой — руль, рубка, палуба, мотор, мачта, банки, переборки и прочее Read More »

Шитый карбас — в главных ролях (или о традиционном плотницком инструменте)

Основные плотницкие работы по шитью традиционного поморского карбаса завершены. Ивану ещё предстоит просмолить и спустить лодку на воду, а мы уже готовы огласить список тех, кто сыграл главные роли в восьми актах этого масштабного представления (после, разумеется, Ивана). В нашем случае всё это — инструменты, вот они: 1. Плотницкий топор. Основа основ. Если вы проследите

Шитый карбас — в главных ролях (или о традиционном плотницком инструменте) Read More »

Шитый карбас. Шаг 7 — шпангоуты

Продолжаем рассказывать об этапах строительства шитого вицей поморского карбаса. После установки брештуков, о которых мы рассказывали в прошлом выпуске, приходит время изготовления и установки шпангоутов. Шпангоуты — это поперечные связи судна, его рёбра. Само слово «шпангоут» происходит от нидерландских spant (ребро) и hout (древесина). Шпангоуты придают обшивке лодки жёсткость и сохраняют форму её корпуса. Как

Шитый карбас. Шаг 7 — шпангоуты Read More »

Шитый карбас. Шаг 6 — брештуки

Продолжаем рассказывать об этапах строительства шитого вицей поморского карбаса. В прошлом выпуске мы закончили делать обшивку лодки. В этом — поставим брештуки. Брештук — это треугольная деталь, соединяющая боковые части штевней лодки с её обшивкой и силовыми элементами бортового набора (в нашем случае — привальными брусьями). Эта деталь предназначена для усиления прочности и жёсткости. Когда

Шитый карбас. Шаг 6 — брештуки Read More »

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей»

Одна из важнейших частей проекта «Ёла» — сбор информации о детях, которые строили промысловые лодки на Соломбальской судоверфи во время войны. Вторым непосредственным участником событий и бывшим подростком-судостроителем, которого нам удалось найти, стала Валентина Павловна Матонина.Валентине Павловне девяносто семь лет, четырнадцатилетней девочкой она приехала работать в Архангельск из Кировской области — и осталась в Соломбале

Дети Соломбальской судоверфи. Валентина Павловна Матонина: «Мне было четырнадцать лет. Я работала конопатчицей» Read More »

Морские практики в Греции. 11-18 января 2025. Обратное путешествие в свежий ветер

Продолжаем учебное плавание на лодке «Елена» (Elan 43) теперь в обратную сторону — с Родоса в Афины. На борту команда: Илья Кривополенов, Павел Хазанов, Андрей Максименко, Александр Горожанцев, Никита Карбасов, Анастасия Михайлова, Антон Михеев и Евгений Шкаруба. 11 января Мы на Родосе, а дел все еще невпроворот. Приезжающие на второй «обратный» этап разбредаются по магазинам,

Морские практики в Греции. 11-18 января 2025. Обратное путешествие в свежий ветер Read More »

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец

В прошлом выпуске мы завершили работы с обшивкой ёлы. Теперь, когда все набои на месте, и корпус лодки готов (разве что транца ещё нет), мы можем начинать ставить шпангоуты. Шпангоуты — это поперечные связи лодки, её «рёбра». Они будут обеспечивать жёсткость корпуса и принимать на себя нагрузки от волн, ветра, грузов и прочих вещей, делая

Ёла. Шаг шестой — большой переворот, шпангоуты и транец Read More »

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка

За бортом апрель, дети на верфи продолжают строить ёлу. Обшивка лодки собрана, теперь, чтобы защитить её от воды, гниения и прочих неприятных вещей, нужно а) заменить саморезы на чопики со смолой, б) зашпаклевать лодку. Но обо всём по порядку. При установке обшивки набои, во-первых, склеивались между собой на смолу с аэросилом, а во-вторых, крепились друг

Ёла. Шаг пятый — чопики и шпаклёвка Read More »

Прокрутить вверх