17 июля. Тромсё
Снова я на Лофотенах! Как приятно уехать из сумасшедшей московской жары сюда, на самый север Норвегии, на край света, где только-только расцвела черемуха, а вокруг по горкам лежит снег…
В прошлом году мы с товарищами м-практиками уже были здесь на Лофотенских островах. Провели две замечательных недели на чартерной лодке компании Boreal Yachting.
Чартерные компании на Лофотенских островах— большая редкость. Маленькая компания Ивара, наверное, единственная в Тромсе. Что поделаешь? Лето короткое, условия тяжелые, цены… Например, чартер лодки 45 футов здесь стоит 4500 евро. Но все остальное, «север, воля, надежда — страна без границ», как у Высоцкого поется.
Прилетели в Тромсе вчера. Не обошлось без приключений. По пути, в аэропорту Осло, вдруг выяснилось, что багаж, который нам обещали доставить прямиком в Тромсе, все же нужно получать в Осло и самим тащить через таможню на регистрацию следующего рейса, а там — сдавать второй раз. Чудом мы с Мишей Косаревым (билеты у нас были на более поздний рейс) смогли найти по квиточкам чемоданы всей компании и сдать их на самолет. Хороши бы мы были без багажа, в цветных рубашках с короткими рукавами и тремя авоськами водки на фоне заснеженных фиордов!
Приехали в гостиницу. Вечером погуляли, подышали прохладным воздухом Заполярья.
Сегодня будем принимать лодку. Хотелось бы вечером выйти и встать на якорь в одной симпатичной, уже мне известной бухте часах в пяти ходу от Тромсё.
0913, удачные неудачи продолжают нас преследовать. Потерял кошелек и нашел его в гостинице.
Утром успели посмотреть на местный полярный музей. Экспозиция, конечно, провинциальная, но все равно интересная. Аквариумы с огромными плоскими камбалами, скучающие зубатки… Понравились два тюленя с белыми усами, плавающие как бесшумные космические корабли.
К вечеру весь экипаж был в сборе. Нас девять человек. Александр, Татьяна, Катя, Сергей Зборовские, Миша Косарев, Лена Никитина, Маша Квитко, Алексей Самошкин и я.
Пока я принимал лодку, большая часть команды отправилась закупать провизию. Ребята закупили очень много продуктов. Нужно было видеть лица местных жителей, когда мы выкатывали всю эту еду из магазина. Хорошо, что наша лодка, новенькая 47 футовая Delfia «Arctic Light», оказалась довольно вместительной и великодушно приняла в себя этот продуктовый состав.
Вечером, попрощавшись с радушными хозяевам и выпросив дополнительную удочку для трески, вышли и встали на якорь в семи милях от Тромсё, рядом с маленьким островком Руфуа. По пути поймали рыбу: увидели стаю чаек на воде и быстренько наловили трески у них под носом. Как здесь водится, закинули в воду несколько раз удочку и столько же раз вытащили ее с одной, двумя, тремя рыбами за раз. Потихоньку обживаемся на лодке.
18 июля
Около часа дня двинулись в путь. Здесь я, чтобы поддержать дух команды, предложил готовить обед. Это оказалось ошибкой. Скоро все окна в кокпите запотели, ничего не было видно, только дождь и туман. Шли «в слепую», навстречу время от времени выплывали суда. Наконец, когда через какое-то время обед был готов, мы подошли к мысу острова, который прикрывал нас от встречного западного ветра. Лодку стало кренить. Спешно проглотили макароны и начали лавировать в фиорде.
Часам к четырем дня серьезно раздуло. Шли с приличными кренами, зарифленым гротом и генуей. Ветер встречный по фиорду 25-30 узлов, на порывах до 35 узлов.
1830 отвязался и упал вводу кранец, на беду заметили и начали его спасать. Точнее, отрабатывать маневр «человек за бортом». Лучше бы мы его сразу бросили! Дуло уже прилично, мы подходили к кранцу как положено без хода, но зацепить его отпорным крюком, конечно, не могли. Человек бы в таких обстоятельствах сам схватился за веревку, или кто-то из команды прыгнул бы за ним, а кранец… Что с него взять.
Попыток через десять решили, что надо убирать паруса. Убрали. Ветер и волна такие, что лодка не идет против волны задним ходом. Вдобавок генуя начала раскрываться. Оторвало блок. Накричал на Лену за то, что она самовольно отправилась на бак и пыталась распутывать геную. Генуя в этот момент трепыхалась и билась на ветру как сумасшедшая. Прибавьте к этому еще двух человек, лежащих по бортам и жаждущих поймать кранец, черт бы его побрал! Чтобы изловить кранец, Алексей предложил взять Машу за ноги и опустить за борт…
В повороте растравленные шкоты гика снесли воздухозаборник на рубке. На этом, я решил, что все, хватит. Генуя еще больше развернулась, но так как шкоты вырвали блок и запутались вокруг генуи, скрутить ее было уже не возможно… Запахло жареным. Плюнув на кранец загнал всех в кокпит, увалился до багштага, лодка понеслась по ветру, геную прикрыл грот — стало возможным ее распутать и скрутить. К этому времени разагнало серьезную и крутую волну. Продолжили лавироваться под гротом.
К вечеру половину команды укачало. Лавировались до трех ночи. Полчетвертого встали в крошечной марине городка Harstad (68*48’1N 016*32’9E). За пару миль до парковки тормознули над банкой — за пять минут наловили много рыбы))
Потери, связанные со спасением кранца:
— вырванный кожух воздухозаборника;
— вырванный и потерянный блок каретки шкотов генуй;
— растрепанный защитный слой шкотового угла генуи;
— кажется, что-то с муфтой заднего хода, это — самое неприятное; Ивар предупреждал, что она может сломаться;
— и, наконец, кранец, будь он неладен!
19 июля.
Спасательный бот Колина Арчера
Дожди, дожди… Ветер. Довольно холодно. Вокруг на горах лежит снег.
В четыре утра пришвартовались в небольшом городке Andenes (69*19’5N 016*07’5E), на самом северном мысе острова с таким же названием. В прошлом году путь сюда мы искали в кромешном тумане. Отсюда каждый день стартуют экскурсии — китовые сафари. Вобще-то это банальная разводка для сухопутных туристов…
Но на яхте это не кажется таким удручающим! Нужно дождаться, когда отчалят корабли, и бросаться за ними в погоню. Сначала по узкому, извилистому фарватеру между каменных банок, похожему на трассу для слалома. Потом по морю, среди больших, почти океанских волн. У катеров скорость не в пример быстрее нашей, их нужно выслеживать в бинокль… Настоящая погоня!
Киты (кашалоты) кормятся неподалеку от Анденаса, там, где морское дно круто поднимается вверх. Место известное, но найти кашалотов, которые большую часть времени (пятьдесят минут из шестидесяти) проводят под водой и лишь ненадолго всплывают на поверхность, чтобы подышать, с яхты очень не просто. Другое дело — специальные экскурсионные суда, оборудованные сонарами или еще чем-то подобным, им гораздо проще…
Погоня заканчивается, дальше все не так интересно. Нужно ждать какое-то время, пристроившись за кормой слухачей. Вдруг над поверхностью метрах в ста появляется облачко пара и полоска спины кита. Подойти близко нельзя. Минут десять все щелкают фотоаппаратами… В конце кит машет хвостом и ныряет. Вот и все. Так было и в это раз.
В десять утра проснулись, позавтракали, успели набрать воды и в одиннадцать вприпрыжку понеслись догонять экскурсию. Милях в трех от берега настигли беглецов, потусовались в компании еще нескольких яхт, потом увидели что-то похожее на фонтанчик, затем хвост… И все. С чувством выполненного долга двинулись дальше.
1729, приняли сигнал PAN PAN RELAY. На моторной лодке отказал двигатель. Передали свой MMSY и координаты. Нам ответили, что мы далеко, поблагодарили, на этом и распрощались.
Ночевали в фиордах на якоре (68*48’3N 014*46’9E). Легли часа в три. Забавно человек реагирует на белые ночи! Спать не хочется, хватает трех-четырех часов, высыпатся. Распорядок суток перестал быть жестким и сполз куда-то в сторону больших суток. В сутках у нас теперь примерно двадцать пять часов! Сегодня легли спать в три, завтра в четыре ляжем, послезавтра в пять… Живем как получится. Я, положим, к этому уже привык, из-за вахт и т.д. Но остальные-то как легко прияли эту модель поведения? Не иначе белые ночи как-то особенно влияют на психику! Совсем они здесь белые… Куда там любимому Питер!
Завтрак плавно перешел в обед, мы изрядно подзадержались с выходом. Когда выходили, я потерял свою джинсовую шапку. Чего же еще я мог потерять? Даже не пытаюсь расстраиваться, все равно такую шапку мне уже не носить, да и нет таких слез… Ну и ладно! Надо что нибудь новенькое найти. В утешение пока куплю себе норвежскую вязанную шапочку с оленями…
Днем попали в шестибальный попутный ветер и довольно приличную волну. Рулили все по очереди. Можно сказать, все справлялись. Лодка на волнах разгонялась до 12 узлов. Пару раз хорошо приложило с борта шальной волной, но обошлось. Вообще в такую погоду нормальные люди убирают грот и идут под передним парусом… Но тогда где интерес?
За восемь часов пробежали по краю Норвежского моря и Ледовитого океана свой дневной рацион. В пол-одиннадцатого зашли в маленький городок Мельбу (68*29’7N 014*48’7E) для бункеровки водой. Встали у понтона местных рыбацких катеров, за три часа заправились, приняли «дома» душ, поужинали. Просветленные ликом, после душа и пары рюмок водки, поехали дальше на якорную стоянку. В три часа ночи (какого числа? стал путаться) встали на якорь в Lonkan (68*30’1N 015*20’6E) — фьорде, где стояли однажды в прошлом году. Я здесь мидий собирал у ручья… Надо будет повторить.
24 (?) июля
Вчера встали в одиннадцать утра, гуляли по лесу и гористым склонам Lonkan фиорда. Миша даже сбегал на горное озеро, из которого течет маленькая речка. Хотел дойти до самого близкого снега, но не смог. С воды кажется, что снег лежит совсем близко, на самом деле это не так. Да и дорога тяжелая: по камням, сквозь высокие папоротники и валежник.
Я в этот раз никуда не полез, гулял внизу. Нашел два огромных, хороших подосиновика. Часа в три дня поехали дальше. Шли под мотором, в узком и длинном фиорде. Пару раз останавливались на банках порыбачить. Прошли под высоченным мостом. Берега довольно обжитые. Но не перенаселенные.
Около семи вечера пришли в Трольфиорд (68*21′ 8N 014*55’9E). Это заповедник… Красиво. Почти отвесные стены. Кое-где к воде спускаются деревья. Водопады. За ближними горами виднеются дальние, запорошенные снегом. Непередаваемо глубокого цвета вода. Снова гуляли, собирали мидий, потом все вместе поехали на тузике кататься около водопадов и увидели в воде огромных крабов… Тут, конечно, на этих чудовищ началась сумасшедшая охота! Саша оказался большим любителем, специалистом по их части. Наловили огромный мешок.
Вышли в море около девяти вечера. До Сволвера оставалось около пятнадцати миль (68*18’8 014*56’1E), когда внезапно закончился дизель! Я смотрел датчик день назад, он показывал больше половины бака. Снова мне не везет с заправкой! Что ты будешь делать? Хорошо, что на борту была канистра с 20 литрами ДТ.
В тот момент, когда заглох мотор, мы шли против ветра в довольно узком фиорде. Слава Богу, под ветром не было банок! Быстренько поставили зарифленный грот и геную. Начали лавироваться. Все немножко напряглись: ситуация не из самых приятных… Кто-то примолк, кто-то, наоборот, стал много говорить, но в целом все справились с чувствами. Ветер пять балов. Сильная встречная волна. Лавировались, наверное, часов пять. За это время залили дизель в бак. Прокачали и завели движок. Однако до самого входа в марину его не включали, перестраховывались. Может и зря, но иногда это полезно. Нельзя же все время нарываться!
Перед самым заходом в марину, когда уже почти прошли последние подветренные рифы, я показывал, как приайтовывать грот к гику. Вдруг почувствовал неладное… Яхта шла прямиком на скалу! Оставалось корпуса три-четыре… Из-под козырька кокпита, заливаемого дождем и брызгами, отпотевающего изнутри, иногда почти ничего не видно. Чуть было не наругал Машу, которая стояла за рулем и пока еще не очень быстро ориентировалась в ситуации. Маша, как и все остальные, очень быстро учится, но практики не хватает. Учимся на ходу. Кажется, никто, кроме меня, маневр не оценил и не заметил. Хотя на меня он, пожалуй, произвел самое большое впечатление за день…
Через десять минут причалили в марине Сволвера (68*14’3N 014*34’8E). Было около пяти утра. Сегодня 24 июля.
Крабов мы поймали так много, что не можем их съесть. Днем возим с собой, а на ночь привязываем к веревочке и опускаем за борт.
Ах! чемоданы, чемоданы, чемоданы… :о) Помню прилетел как-то в апреле в Хорватию без чемодана… слава богу в авоське у меня была ветровка и свитер. Ну и ботинки с черной подошвой. Женя, надеюсь исчезнувших черных полосочек ты больше не находил (чемодан прилетел через двое суток, в другой, заранее обозначеный на побережье город). А в Москву как-то коллега из Франции этой зимой прилетел без чемодана, было -20-25, через неделю улетел обратно с воспалением лёгких. Долго отсутствовал на работе. Больше в Москву не хочет. А в Москве сейчас термометр подползает к отметке +35, уже завидую тем кто во фьордах будет прохлаждаться при +10+15.
Да.Чемоданы-сумочки. В прошлом годе прилетел с Новосиба на Майорку.Гнали лодку на Канары.В Москве сдал сумку в багаж транзитом сразу до Майорки.Зря.Остался в чём был.Увидел свой багаж только когда домой вернулся, в Толмачёво.Спасибо Аэрофлоту огромное. Пришлось заняться шопингом в не самом дешёвом месте Европы.С тех пор предпочитаю забирать свой багаж каждый раз на пересадках.
Уведомление: Плавание на яхте по Лофотенским островам 2010
Уведомление: Морской поход из Португалии на Канарские острова, 2010
Уведомление: Карибские острова 2010
Уведомление: Хорватия - Италия, 2010
Уведомление: Адриатическое море, 2010
Уведомление: Куба 2011
Уведомление: Греция, 2010
Уведомление: Греция 2010
Уведомление: Плавание через Гибралтар. 2010
Уведомление: Канары. Новый 2012 год
Уведомление: Адриатическое море, 2010
Уведомление: Норвегия 2016