Дневник стройки поморского коча. 29 декабря 2025 — 3 января 2026 года

Часть четырнадцатая: Новый год, мангазейцы и поперечный рычаг.

29 ДЕКАБРЯ

К Новому году в Архангельск стягиваются мангазейцы, которые на праздниках хотят приложить свои талантливые руки к строительству коча, на котором, очевидно, они же сами и отправятся в недалеком будущем во Владивосток.
Уже прибыли Слава Мизин и Артём Кривополенов, будут ещё Илья Михайлов, Миша Калинин и Коля Волков.
Поздним вечером Максим Матвеев привёз из Москвы Антона Спивака — связанным и в багажнике (зачеркнуто. это шутка! просто мы очень сильно ждали Антона назад (в Архангельск).

А практикант Саня сегодня не пришел. Наверное, думает, что наступили каникулы. Бедный! Он ещё не знает, что во взрослом мире нет никаких зимних каникул. Ладно, жизнь ещё откроет ему эту ужасную несправедливость.

Между тем, на верфи каникулами и не пахнет, а пахнет смолой и вицей. Доски вытёсываются, выстрагиваются, распариваются и ставятся, дырки сверлятся, вица вьётся, набои шьются.
Эхо топора отталкивается от стен десятиэтажки и возвращается к верфи.
Ваня лежит на коврике с молотком.
— Молодой человек, вы один тут отдыхаете?
— Один…

Примеряем левый третий набой коча в корме. А второй в корме уже пришили!

30 ДЕКАБРЯ

Впечатления от того, как идёт второй пояс обшивки, хорошие.
Ни одна из досок второго набоя пока не треснула. Носовые и кормовые трети установлены, остаётся поставить центральную левую часть, чтобы закрыть весь второй пояс.

Помните, мы говорили, что шпунтовый набой — самый сложный? Пока эта истина сбывается. Надеемся, что дальше будет становится легче.

Вечером поставили на мох и смолу левую кормовую часть третьего набоя.

31 ДЕКАБРЯ

Встретили на верфи Новый год. Даже бой курантов в полночь! Не припомним, чтобы когда-то делали это таким широким составом. Обычно к полуночи все расходятся по домам, а на верфи остаются только дежурные. В этот раз было много народу, даже дети.
Подвели итоги, похвалили друг друга. Ваня Горбунов свил ёлку из вицы, Слава Мизин танцевал. Все желали друг другу того, чтобы планы сбывались, а сил на их воплощение в жизнь хватало.

Напомним, что наши планы — это чтобы корабли строились и плыли по свету самыми разными маршрутами. Сил на это нужно много. Ну, двигаемся в Новый год!

2 ЯНВАРЯ

К вечеру второго дня Нового года доели салаты и взялись за инструменты и доски — поразмяться!

Женя и Антон сняли правую кормовую доску третьего набоя, стоявшую на вытяжке с тридцатого декабря. С края доска немного треснула. Отпилили полметра, завтра распарим и поставим заново.

Женя считает, что доски трескаются из-за неравномерного усилия, которое оказывает при скручивании набоя рычаг, упирающийся в верхнюю наружную грань доски. Нужно, чтобы это усилие приходило на всю плоскость доски равномерно, а не в одну точку. Этого отчасти можно добиться, забивая клинья между рычагом и доской.

3 ЯНВАРЯ

Суббота. В 5:30 утра (!) Жене в голову приходит мысль, что при скручивании в районе штевней на набой можно при помощи струбцин крепить поперечную доску-рычаг. Это распределит нагрузку на всю плоскость набоя, и у доски будет значительно больше шансов не треснуть.

Днём эту теорию проверили, и она работает. На фото видно, что на окончание носового набоя при помощи струбцин установлена доска размером 40 на 200 на 1700 миллиметров — такой рычаг легко скрутил и притянул доску к штевню. Дальше в дело пошли штатные круглые рычаги из жердей, потом поперечная доска-рычаг и струбцины были сняты, а набой прижали вплотную к штевню при помощи клиньев.

Метод действенный. Не знаем, о чем вы думаете в пять тридцать ранним субботним утром, но у нас вот так.

Ещё один вывод от капитана — доска, распаренная повторно, в парилке возвращает себе изначальную прямую форму, а доска, после распаривания стоящая на своём месте и затем снятая для подгонки, сохраняет выгнутую форму. Вывод: повторно распаривать доски при установке набоя не нужно, а подстрагивать и подгонять однажды распаренные доски следует на сухую, холодными.

Как и в любом деле, нужны условные 10 000 часов, чтобы овладеть мастерством. Женя конвертировал это время в пятьсот гнутых досок, которые нам предстоит поставить, чтобы основательно разобраться в этом вопросе. Копим опыт, наращиваем часы.

Продолжение следует.

Текст и фото: Катя Суворова

#КочМангазея#ПоморскийКоч

Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх