Часть пятая: технологическое отверстие, торжественное открытие и «теплица» для коча.
27 ОКТЯБРЯ. ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ
Вчера, в воскресенье, когда туман рассеялся над Кальчино, понтоны были уже вытащены на берег на зимнюю стоянку, а карбасы отдыхали внутри карбасного ангара, пришли тревожные телеграммы от Антонова. В телеграммах говорилось о том, что внутри килевого бревна обнаружена гниль. Размеры гнили неизвестны.
Сегодня я эту гниль увидел. Она большая, похожая на кариес.
Для начала быстро затащили киль внутрь верфи, чтобы работать не под дождём и в тепле. Здесь Артём, вооружившись пилой, в течение всего дня, похожий на брутального стоматолога, вырезал эту гниль. Оценив масштаб бедствия, создали бригаду по подготовке деревянной вставки. Для этого Алексей и Дмитрий, которые занимаются обшивкой шхуны, прекратили свои работы и начали выклеивать брус 450x100x4000 мм. Завтра этот брус вставим на место на смолу, прошьем нагелями и будем считать, что киль стал ещё крепче.
Егор и Миша (Тельнов — он нам давно помогал ломать кирпичные стены) принялись строить навес на месте стапеля. Конечно, строить Коч будем на свежем воздухе, но без крыши нам не обойтись, а крыша будет стоять на столбах, к которым крепятся кондуктора шпангоутов. Вырисовывается интересная конструкция.
Антон и Женя (Петров — приехал помочь нам на верфи) делают кондуктора.
Я воспользовался общей сумятицей и, несмотря на негодование Антонова, принялся ровнять топором плоскость киля. Это забавная история: Саша — яростный поборник мангазейского топора и если что-то рубит, то обязательно неровно. После его протёски поверхность сильно напоминает стиральную доску. В строительстве домов, бань, заборов этот стиль уместен, но Коч не баня, ему плыть, ему нужно быть гладким и герметичным. Убедить Сашу сгладить деревянную рябь на киле мне не удалось — пришлось делать самому, ещё Женю Петрова привлечь в соучастники. Несколько подровняв завихрения Антонова, мы получили вполне сносную поверхность, абсолютно топорной работы.
Завтра вклеим вставку в киль, послезавтра установим закладку на улице.



28 ОКТЯБРЯ
Верфь гудит, как улей.
Часть команды брошена на постройку навеса для коча на улице и делает узлы соединения брусьев (строить будем «в лапу»).






Часть команды выравнивает поверхность закладки и латает дыру в киле. Женя Петров политкорректно поправляет: «Не дыру, а технологическое отверстие». Предположим.





Артём докладывает, что килограмма три смолы уже зашпаклёвано в технологическое отверстие, и килограммов семь туда еще поместится. Вместе с Женей Петровым он примеряет клеёную заплатку киля и небезосновательно подозревает, что до самого момента торжественной закладки коча вкалывать придётся будь здоров.


Виновница аврала (то есть, трёхметровая гниль) невозмутимо лежит возле гибочного стола.

Антон Спивак взялся за второй кондуктор / шаблон шпангоута.

Механик посмеивается в усы. Лёша невозмутимо (как всегда) обшивает поморскую шхуну.
29 ОКТЯБРЯ. ДНЕВНИК ЕВГЕНИЯ ШКАРУБЫ
Мы успели. Острогали вставку на киле, установили кильблоки, вытащили киль на площадку… Утром я прикидывал, как буду развлекать гостей верфи в три часа дня, если мы не успеем к этому сроку всё подготовить. Думал, буду водить экскурсию, вместе будем поднимать штевни… Но мы чудом успели. Поставили и закрепили ахтершетвень, поставили форштевень, забили заветные нагеля из лиственницы. Закладка готова и ждет продолжения. Строительство коча началось.
Из официальных лиц области и города никто не пришёл.
Иногда я жалею, что мы строим в Архангельске, а не в Москве. Как во все времена – художникам нужны зрители.
Зато пришли наши друзья и сочувствующие верфи — немного человек пятьдесят. Приехали коллеги из Москвы. Праздник получился тихий. Уже вечером, когда гости почти все разошлись, приехал батюшка и осветил верфь и стройку.
Потом мы ещё раз выпили портвейна и разошлись по домам.











30 ОКТЯБРЯ
Выпрямляли килевую кокору. Носовой конец у неё слегка уходил вправо — поставили клинья, зажали, и теперь закладка стоит ровно. В таком состоянии она пробудет до момента спуска. Позже её дополнительно свяжет обшивка.


Артём приводит в божеский вид шпунт и запиливает поверхности под тёску.
31 ОКТЯБРЯ
Продолжаем делать нижнюю обвязку для уличного навеса вокруг коча.
Миша говорит, что мы будем строить его под плексигласовым колпаком, как трофейный танк Mark 5.
Это недалеко от правды: Женя сказал, что для навеса мы купим сотовый поликарбонат и будем растить поморский коч в теплице.


1 НОЯБРЯ
Снег на закладке лежит весь день, а на земле — растаял.


Антон Спивак и Женя Петров делают шаблоны коча. Сегодня идёт третий по счету и пятый — по нумерации.



2 НОЯБРЯ
На медиаканале «Студия КОЧ» — свежий выпуск сериала о нашей стройке. Серия «Сфагнум» рассказывает о мхе, шестьсот килограммов которого мы собрали на прошлой неделе, а теперь сушим на «Открытой палубе».
Перейдя по ссылке, вы найдёте всё, что хотели знать о мхе, но боялись спросить: https://vk.com/video-178944022_456239356




Продолжение следует.
Текст и фото: Евгений Шкаруба, Катя Суворова
#КочМангазея#ПоморскийКочСтроительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».