Станислав Терешков – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Слава Терешков, участник 5 этапа экспедиции «Мангазейский морской ход».

О «Матере», глиссирующей на скорости в десять узлов, передвижном «Бродвее» вдоль реки Таз, ненцах-рыболовах и мангазейском гастропутешествии – в интервью Кате Суворовой.

Станислав Терешков, 34 года. Этнограф, социальный антрополог, старший научный сотрудник сектора археологии и этнографии МВК им. И.С. Шемановского, Салехард. Родной город – Москва. Участник 5 этапа экспедиции (Сеяха – Обская губа – Тазовская губа – пос. Тазовский – Мангазея, 8 – 23 августа 2024 года).

Фото: Николай Волков

СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ВИКИНГИ И ЯМАЛ

До экспедиции я ходил на парусной лодке по Балтийскому морю – северная Польша, северная Германия, Дания, Швеция. Это была копия корабля, части корпуса которого нашли в Польше и датировали XII веком, но всё снаряжение – парусное вооружение и так далее – было взято из более ранней эпохи викингов. Наверное, её можно назвать ладьёй, и, в общем, она во многом похожа на карбас.

Фото: Николай Волков

Два года назад я переехал из Москвы в Салехард и сейчас занимаюсь как раз Ямалом. До этого я был не очень хорошо знаком с восточной частью округа, а в экспедиции мы побывали в трёх посёлках Тазовского района – это, собственно, Тазовский, Находка, и Антипаюта. Раньше я работал в основном с оленеводами, а здесь, на реке Таз, были ненцы-рыболовы – уже со своей историей, культурой и жизнью.

Фото: Николай Волков

Например, посёлок Антипаюта построен в таком неудачном месте, которое каждый год затапливает. Так вот, строятся там на огромных санях. И это не маленькие балки кочевников-оленеводов, которые изначально делаются такими, чтобы их легко было перевозить – а действительно огромные строения. Они не предназначены для кочевания, но в случае чего их можно куда-нибудь оттащить трактором, потому что земля под домами людям не принадлежит. Эта подвижная часть посёлка стоит вдоль реки и имеет местное название «Бродвей». А летом там же ставят «дачные» чумы, в которых живут и ловят рыбу.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Вообще, впечатлений из экспедиции масса, трудно выделить что-то одно.

На последнем этапе нас оставалось всего четверо, то есть, большую часть времени на «Матере» и «Товарище» было по два человека. Сам пятый этап, по сути, состоял из двух частей: морской – это Обская и Тазовская губа, где был установлен рекорд скорости в 10 узлов, и речной, где мы в основном тащили карбас бечевой вдоль берега. Проблему составляло довольно сильное встречное течение. При хорошем ветре мы дошли бы от Тазовского до Мангазеи за два-три дня, а так это заняло у нас неделю. И берега там не всегда приятные – где-то есть песочек, а где-то – няша с корягами.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Мне самому почти не приходилось именно тащить карбас – человеком на бечеве был у нас преимущественно Николай Волков. Накапливалась, в основном, эмоциональная усталость от того, что усилий для движения прилагается много, а проходим мы по чуть-чуть. Каждый день на завтра обещали хороший ветер, и каждый день это откладывалось уже на следующее «завтра». Но, конечно, ребятам во льдах и на Ямальском волоке было гораздо тяжелее.

А спасали нас очень хорошие, здоровые отношения в коллективе.

САМОЕ КЛАССНОЕ

Самое классное – это, конечно, свежий ветерок в Тазовской губе, когда мы разогнали карбас до 10 узлов, хотя по всем расчётам так быстро он идти не должен. Тут и попутные ветер с волной, и выход на глиссирование…

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

На реке Таз самым замечательным было общение с ненцами-рыболовами.

Фото: Николай Волков

Другим прекрасным впечатлением стало знакомство с участниками нашей команды, никого из которых я прежде не знал.

А ещё между собой мы назвали пятый этап гастропутешествием, потому с едой у нас всё было очень хорошо. Сначала это была оленина, а потом нам всё время дарили рыбу, и Игорь её готовил…

Фото: Николай Волков

И, конечно же, было интересно дойти до самой Мангазеи. Понятно, что сейчас там всё заросло, и, если бы не крест, не таблички, оставленные предыдущими экспедициями, было бы никак не понять, что на этом месте стояла Мангазея, был город…

Тем не менее, для нашего округа и для меня как для этнографа Мангазея – очень значимое место. Было здорово там побывать.

Фото: Николай Волков

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Николай Волков

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell, Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 9 =

Прокрутить вверх