Вместе с началом экспедиции «Мангазейский морской ход» начали свою работу наши просветительские проекты «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе». Следуя из Архангельска в Мангазею, экипаж «Матеры» останавливается в деревнях и сёлах, стоящих по берегам вдоль их маршрута – чтобы встречаться с детьми и местными жителями, рассказывать о поморах-первопроходцах, истории Севера и освоении Сибири, технологиях традиционного деревянного судостроения и мореходстве от средних веков и до наших времён.
На первом этапе лекторами и ведущими «Плавучего лектория» и «Музея на палубе» стали капитан экспедиции Евгений Шкаруба, профессор кафедры культурологи и религиоведения САФУ Василий Матонин, шеф-редактор научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» Григорий Тарасевич, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник МГУ Михаил Калинин и социокультурный антрополог Никита Карбасов.
За первые две недели экспедиции команда проекта посетила с уроками и лекциями деревни Пустошь, Верхняя Золотица, Ручьи, Койда и Мезень – то есть, все населённые пункты, в которых останавливались карбас «Матера» и судно сопровождения. Спектр тем, затронутых лекторами, включает в себя историю, географию, физику, биологию, а также рассказы о путешествиях, практикум по журналистике, игры и многое другое.
О там, как проходили занятия «Плавучего лектория» и «Музея на палубе», рассказывает участник экспедиции «Мангазейский морской ход» антрополог Никита Карбасов (между прочим, сейчас Никита уже в Лондоне и, как нам известно, блуждает по утрам среди дубовых аллей в поисках кофе):
«В каждой из деревень нашего хода мы устраивали две встречи: одну детскую и одну взрослую. Иногда эти аудитории смешивались, потому что после «детской» встречи дети приходили и на «взрослую» тоже.
Детские встречи мы начинали с игры-знакомства. Наша игра называлась «Мы идём на Север» – это такая игра на внимание друг к другу, в ней нужно угадать шифр и «взять на Север» вещи, которые совпадают по признаку, заданному ведущим (например, всё, что не тонет, всё, что не промокает и так далее).
От этой игры про поход на Север мы переходили к рассказам об истории освоения Сибири и Мангазейском морском ходе: когда, где и как он проходил, а потом переходили к тому, благодаря чему он был возможен – а возможен он был благодаря отважным людям и их технологиям, и, в частности, технологии деревянного судостроения.
Дальше мы переходили к самому карбасу «Матера», рассказывали о его постройке в Москве и о традициях поморского судостроения: шитье вицей, кокорах, шпангоутах и прочих вещах. Здесь выяснилось, что если взрослые все эти слова ещё помнят, то дети с ними знакомы уже совсем отдалённо, и многое было им в новинку.
Мы показывали детям фотографии из походов «Матеры» и, если была возможность, приглашали их на борт лодки, где они могли закрепить полученные знания уже через физическую встречу с «Матерой».
Кроме того, Григорий Тарасевич с оператором Даниилом Шкарубой снимали с детьми видео для создания интерактивного, интердисциплинарного учебника. Идея Григория состоит в том, чтобы дети, рассказывая о своей повседневной жизни, выбрали такую фразу, которая была бы непонятна его ровесникам из другого региона или города. Например, «няша у Петьки сапог утащила», «солнце взошло, домой пора», «было сорок два, но у нас дома голландка». Такие фразы могут стать загадками для детей, скажем, с юга России или из Москвы. Пробуя угадать, что значат фразы ровесников из разных частей страны, дети смогли бы расширить свои представления о мире и повседневной жизни других людей, и вместе с тем, через непривычные для них слова и понятия узнать что-то новое о географии или физике».
Ещё одна часть проектов «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе» – это цикл небольших фильмов под названием «Урок на палубе». В этих фильмах капитан экспедиции Евгений Шкаруба и оператор проекта Даниил Шкаруба будут раскрывать разные аспекты, связанные с технологиями продвижения в Сибирь, которые использовали первопроходцы в 16-17 веках, двигаясь по Мангазейскому морскому ходу.
Первый из таких фильмов рассказывает об использовании поморами сильных попутных течений Белого моря и уже доступен к просмотру на платформе Youtube по ссылке: httpswww.youtube.comwatchv=K0u7gz81tPM
Во втором этапе экспедиции «Мангазейский морской ход» проекты «Плавучий лекторий» и «Музей на палубе» продолжат свою работу!
Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.