Весновальный карбас из Соловецкого морского музея

Продолжаем знакомить наших подписчиков с народными лодками, обнаруженных нами в ходе экспедиций проекта «По следам традиционного судостроения Поморья». Сегодня это весновальный карбас из Соловецкого морского музея.

 
Весновальный карбас обнаружен командой проекта на Соловках возле Соловецкого морского музея. Он представляет собой специализированный тип поморской лодки, предназначенный для плавания в ледовой обстановке. Отличительная черта – плоское днище и высокий надводный борт, которые позволяют перемещаться как по воде, так и по льду.

 (Миша также заявляет, что эта лодка представляет собой ванну идеальной формы и говорит, что сам он от такой не отказался бы).

 Еще одна характерная особенность этой лодки – транцевые нос и корма. Возможно, это связано с тем, что в основании у карбаса лежит долблёная колода, которая не позволяет сделать кокорные нос с кормой. 

Внизу лодки мы видим большой фальшкиль. По всей вероятности, он сделан для того, чтобы таскать лодку по льдинам.
Вообще, наименование «весновальный» карбас получил потому, что использовался весной и – шире – в период ледохода и ледостава, например, для того, чтобы переехать с острова на остров.

У этого типа лодок также бывают бортовые или скуловые кили, которые в ледовой обстановке работают, как полозья, превращая лодку в некое подобие санок.
На весновальном карбасе с Соловков допольнительных килей нет, но можно предположить, что они были приставными и могли убираться.

Определить время изготовления этой лодки не получилось, ясно только одно: она очень старая. Вдобавок, она шита вицей.

Весновальный карбас – очень лёгкий, он имеет всего два кокорных шпангоута, придающих ему прочность. Остальные шпангоуты лодки представляют собой тонкие рейки, прошитые вицей через набои обшивки.

Фальшкиль, прикрепленный к колоде, также прошит вицей. Выглядит это так: вица обвивает шпангоут, выходит через колоду и крепит к ней фальшкиль. Получается очень интересная конструкция.

 
Следующее характерное отличие лодки (хотя, казалось бы, куда уж больше) – это то, что она шита в гладь, а не в клинкер. Обшивка состоит из трёх досок, которые, очевидно, конопатились, чтобы не пропускать воду. Первый набой при этом был нашит на колоду внахлёст.

 
Кочета у лодки устанавливаются примерно так же, как на наших сельдяных карбасах: через одну кочетную планку вверху и вторую планку, которая придерживает выпуск кочета внизу. Вынимаются и убираются кочета на весновальном карбасе легко (в отличие от наших, которые надо прямо-таки выколачивать, так что тут нам определённо есть, чему поучиться).

 
Брештуки у лодки – кокорные.

 Банки ставятся на подлегарсы (естественно, никто из народных судостроителей не употреблял такого названия, но у себя на верфи мы с лёгкой руки Артёма зовём эту деталь так), которые также пришиты вицей к шпангоуту через обшивку лодки.

Краткое резюме: это очень аутентичный и очень лёгкий карбас, сделанный специально для того, чтобы на нём было удобно перемещаться по льду.

 Проект «По следам традиционного судостроения Поморья: исследовательская экспедиция» реализуется при поддержке Губернаторского центра Архангельской области.

 
#ПоСледамТрадиционнногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − два =

Прокрутить вверх