Поморские ходы. Мангазейский морской ход

В России, обладающей выходами к многочисленным морям и имеющей самые протяженные внутренние водные пути в мире, сложился уникальная народная судостроительная и морская культура, отличающаяся большим разнообразием типов и видов судов, а также маршрутами плаваний. Вершиной этой культуры были традиции судостроения и мореплавания русских поморов – жителей городов и сел, тяготевших к «Студеному морю» — Белому морю и Северному ледовитому океану.

Маршруты поморских судов

В середине XVI — первой половине XVII в. состоялась целая серия экспедиций, организованных голландскими и английскими купами с целью «открыть» Северо-Восточный проход в Индию и в Китай. Из них самые значимые: плавание Ричарда Ченслера в 1553-1554 гг. и экспедиции Виллема Баренца 1594-1597 гг.). Выйти северным путем в Тихий океан не смог ни один европейских капитан XVI-XVII вв. В то же время западноевропейские путешественники отмечали, что русские на своих судах караванами уходили на восток, оставляя позади европейских негоциантов. Русские первопроходцы поэтапно прошли весь Северный морской путь, и уже в середине XVII в. вышли в Тихий океан (Охотское – «Ламское» море). Такое продвижение было возможно благодаря поморским технологиям судостроения и мореплавания.

Основные морские ходы (пути) поморов:

Ход на Мурман (рыбные тресковые и палтусиные промыслы). Это сезонные отхожие промыслы, где на месте использовались для постановки ярусов шняки, в XIX в. также ёлы, а для вывоза продукции в «город» (Архангельск) – лодьи, роньшины, шняки. Это направление активно развивалось до начала Великой Отечественной войны.

Ход в «Норвегу» — русско-норвежская торговля, эпизодически в XVIII веке, получила активное развитие в XIX – начале XX вв. Происходило активное взаимопроникновение культур, заимствование поморами и творческое приспособление таких типов судов как шхуна и ёла. После революции 1917 г. была свернута.

Груманландский ход (моржовый промысел). Название “Шпицберген” дал островам Виллем Баренц, официально открывший их в 1596 году. Вместе с этим, есть основания полагать, что поморы были на Шпицбергене, который они называли Грумантом, по меньшей мере на 50 лет раньше Баренца. Подтверждения тому дают даже европейские источники. Так, в 1557 г. датчанин Кристофф Фолькенсдорф, начальник Бергенской крепости, ссылаясь на сведения, полученные от англичан, посетивших  русский Север, писал королю Кристиану III, что русские люди  совершают регулярные плавания в Гренландию, причем на каждое такое  плавание уходит около месяца. В письме от 11 марта 1576 г. датский  король Фредерик II поручал наместнику в Норвегии Людвигу Мунку  организовать осенью 1576 г. экспедицию в Гренландию и рекомендовал  нанять в Коле в качестве лоцмана русского кормщика Павла Нишеца  (Никитича), который, как следует из письма, обыкновенно ежегодно  около Варфоломеева дня плавал в Гренландию. В связи с этим  советский ученый С. В. Обручев отмечает: <…> название Гренландии и в  западноевропейских картах и в литературе вплоть до XIX в.  присваивалось нередко Шпицбергену наравне с его собственным  названием». Наибольшее развитие промысел на Груманте  получил во второй половине XVIII – начале XIX в. Для доставки промышленников использовались преимущественно лодьи. На месте для промысла – карбасы.

Новоземельский ход (моржовый, рыбный, охотничий промыслы). К XVI веку поморы вели промыслы на Новой земле. (Виллем Баренц в 1596-1597 гг. встречал на Новой Земле многочисленные следы деятельности поморов). 

Мангазейский морской ход (пушной промысел) – первая арктическая магистраль, связывавшая Белое, Баренцево и Карское море. Она шла от берегов Северной Двины вдоль морского побережья к полуострову Канин (также можно было идти по рекам Пиенга и Кулой). Что бы не огибать Канинский п-в, поморы пользовались «Чесским волоком» по рекам Чижа и Чеша. Проходили Чешский залив. Еще один пункт начала хода на Восток находился в – заполярном форпосте Пустозерск на Печёре. Дальше путь лежал через южные новоземельские проливы – Карские Ворота и Югорский Шар – к Ямальскому полуострову и через него – волоком между реками Мутной и Зеленой в Обкую и Тазовскую губы. В Мангазею морским путем добирались за месяц и менее. Мангазейский морской путь был нелегким и всецело зависел от случайностей погоды «а коли де Бог не даст пособных ветров… и тогда все кочи ворочаются в Пустоозеро»,  « а как заимут льды большие, ино обходят около льдов парусом и гребью недел с шесть, а иногда обойти льдов немочно, иот тех мест ворочаютца назад в Пустоозеро». Пинежанина Фомку Борисова под Бурловым берегом (Варандеем) «Заняли великие льды, и они сквозе льды пробивлися в том месте четыре недели, и как льды понесло в большое море, и они пришли к Югорскому шару». С этой территории открывались пути на Таймыр, Енисей, Туруханск, другие места, реки Восточной Сибири. 

Бурлачная часть Мангазейского хода. Рис. А. Кухтерина

Мангазея – это область в низовьях р. Оби и Таза, а с начала XVII в. заполярный город на р. Таз, где производился торг пушниной с местным коренным населением и где взимался налог — «государева десятина». Для плаваний в Мангазею и далее на восток на основе существовавших в XVI в. поморских типов судов (это прежде всего лодьи, карбасы и соймы) был выработан особый тип судна — коч. Именно на кочах была освоена огромная территория севера Сибири и Дальнего Востока. Коч стал «главным инструментом», благодаря которому Россия осваивала Арктику.

Мангазея. Рис. А. Кухтерина

В 1619 г Мангазейский морской ход был запрещен. Правительство Михаила Федоровича запретило использовать Мангазейский ход из-за опасения проникновения в Мангазею европейских купцов, которые стали бы вывозить оттуда пушнину, минуя пошлины. В царском решении было записано, что «та дорога по государеву указу, от дальних лет в крепкой заповеди с смертною казнью надлежит, чтоб никакой человек тем заповедным путем из  большого моря-окиана в мангазейское море, ни из Мангазейского моря в большой океан никто не ходил.»

Авторы: Павел Филин и Сергей Кухтерин, редакторы Михаил Калинин и Никита Карбасов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − десять =

Прокрутить вверх