Август прошлого года на Белом море выдался солнечным, теплым, без штормов, снабженный способными поветёрками. Мы пришли на «Вашке» на Соловки, прошли Корельским берегом до Кандалакши, побывали на Терском берегу, вернулись на Соловки. Все было прекрасно, но вот настал сентябрь и задули противные ветра. Время был ограничено и в Архангельск мы вернуться не смогли. Оставили «Вашку» зимовать на Соловках. Весной пришло время её возвращать.
19 мая. Соловки
Я уже второй день на островах. Готовлю «Вашку» к спуску на воду. Шкурим старую краску на днище.
20 мая
Приехали Александр Горожанцев и Костантантин Аллояров. Красим весла, руль. Любуемся на остров. Гуляем.
Туристов совсем нет. Еще недавно здесь был снег, теперь его уже нет. Соловки готовятся к новому сезону. Прибираются, моются, трутся, чешутся. В посёлке появились новые канавы. Говорят, их раскопали в январе, чтобы протянуть кабель, да так и бросили. Видимо, нужно было срочно.
21 мая
1000, оглянуться не успели и спустили «Вашку» на воду. Огромное спасибо Алексею Сошину и его манипулятору за это мгновенное действо.
На радостях сгоняли с друзьями до Заяцких островов. Вечером прогуляли Сошиных в бухте. «Вашка» не течет после зимы.
22 мая
1329, выходим из бухты Благополучия. Солнце, почти нет ветра. На борту карбаса»Вашка»: Cаша Горожанцев, Константин Аллояров, Юра Гендлин и Евгений Шкаруба.
1450, перекусили кулебяками с палтусом и выпили чая с сахаром. Тем временем прошли мыс Печак и вышли в салму. Ветерок слабый, встречный, студеный, но солнце шпарит как раскаленная сковородка. Под синим небом расстелили спальники и разбрелись по снам и легким дремам.
1800, чай, коньяк, сало и белухи белые и довольные, бесцеремонные. И миражи. Ничему нельзя верить на этом свете. Подходим к берегу.
1912, теплый ветерок с берега.
2000, встали рядом с речкой Лапахта.
Гуляли, смотрели на весенние экскременты медведя, Юра утонул в голубой няше.
Неожиданная дачная тонЯ с хвостом и гривой.
23 мая
1000, вывели «Вашку» через литораль на глубину. Берешь лодочку за якорный конец поближе к рыму и ведёшь ее, как лошадь, купаться. Осторожно пробирались между камней, которые насыпал здесь ледник. Хотя карбас стоит на отводнице (такая снасть, которой можно оттянуть лодку подальше на глубину прямо с берега), всё равно, того и гляди обсохнешь во время отлива.
Стартовали. Ветерок зашел на южный и мы прекрасно бежим багштагом левого галса мимо берега, вдоль мысов Онежского берега.
Тепло. Ночью я ждал холод. С хитрым злорадством надел все, что приготовил заранее. Зная, какой бывает дубак ночью. Но холод так и не пришел. Долго не хотел себе в этом признаться. Нехотя снимал куртку за курткой, штаны за штанами, а все жарко и душно. Пришлось раздеться совсем. Помогло.
1033, траверз Лапалахты. Ветер продолжает заходить на юго-запад
1110, мыс Костылиха.
1120, белухи под берегом.
1150, на траверзе мыса Ухтнаволок поменяли галс. Выходим на сторону Летнего берега.
1220, как и обещал прогноз, ветер в момент перехода из Онежского в Двинской залив перешел на встречный. Убрали паруса.
1400, раздуло. Волна идет вдоль берега. Встали в уголке у Святого Николы, часовни-тони Кряженица, той, что рядом с Летним Наволоком. Здесь за небольшой грядой волна нас не достанет.
1650, пообедали щавелевым борщом от Юры Гендлина. Наслаждались палатками во время грозы. Гуляли в Дураково, но никого не встретили.
2200, принимали очистительную баню на березовых дровах Жени Никонова.
24 мая
1030, вышли от часовни-тони Кряженица. Хороший ветерок с берега.
1050, поставили паруса. Скорость карбаса до 7,3 узлов.
Промчался день.
В 1710 были уже в Яреньге. Встали, как обычно, напротив колхозного амбара. Он еще держится, но уже весь в прорехах. На кладбище карбасов без перемен, только поставили новые таблички.
Жизнь не стоит на месте. Это, наверное, единственное в мире карбасное кладбище с мемориальными табличками. Очень мило, что и говорить. Не хватает оградок, скамеек и столиков.
А карбасы замечательные…
2140, пели с Юрой, как в последний раз, даже две гагарки прилетели послушать.
25 мая
0725, выходим из Яреньги. Ветерок с берега. Всё спит еще.
Позже будет грозовой фронт или что-то в этом духе. Хотим успеть до Сюзьмы добежать и, если что, спрятаться в речке.
0907, раздувает. Пока с берега, комфортно. Но ждем разворота на встречный.
0950, проходим мыс напротив Унского залива.
1030, откуда-то с небес звук тройки с бубенцами. Оказалось, через Ункую губу сотнями и тысячами летят на север гуси.
1400, вошли в Сюзьму.
Днём была дурнейшая жара и знойнейшее солнце. Чтобы как-то спастись, поставили баню. Грелись, купались в Сюзьме. Часов в пять ясное небо заволокло бескрайними темно-синими тучами, стало неспокойно, стихло и, наконец потянуло, подуло, грянуло снежной стужей из-под ближайших туч. Поставили палатки, пережидаем.
2120, сколько было комментариев по поводу погоды сегодня, когда светило солнце. «Пора идти! Зачем ждать? Ветер есть, а волны нет (под берегом стоим и шквальные порывы с берега, нет волны). Скорей бы уж солнце ушло, жарко». Но баня и природа все расставили по местам. Пришли черные облака, холоднющие, шквалистые порывы ветра с песком. И только баня, водка и гитара нас спасли. И комментаторы попритихли (или мне так кажется), а они снова обсуждают вопрос, спать ли до 2300.
2300, поднимаемся. Ветер стих, днем какая-то смена ветра. Нужно выходить.
26 мая
0000, отходим. Стихло. У нас часа четыре спокойной погоды, чтобы забежать в дельту Северной Двины.
0407, подходим к входу в Двину. Дождь и вчерашняя волнишка не успокоились. Идем на парусах и на моторе.
Подошли ровно к малой воде, к началу прилива. Это хорошо. Попутная волна разглаживается попутным приливным течением.
0444, прошли над Сельдяной кошкой. Всё, конец морскому плаванию. Заходим в рукав.
0630, дождь не прекращается. В предчувствии берега ленимся доставать непромоканцы, мокнем и мерзнем, но живы будущим домашним теплом.
0820, пришли в Архангельск на Логинова, здесь когда-то был большой, один из самых первых в России, яхт-клубов. Сейчас почти разруха. Мы снова дома.
Здесь и Миша рядом оказался. Достали «Вашку» из воды. Нужно готовиться к переезду на Сухону в Вологду.
Прошли что-то около 150 миль.
Фотографии Е.Шкаруба и А.Горожанцев.
Супер!!!