Команда ставит тридцать шестой шпангоут, капитан дает команду перекрасить полверфи, Ваня учится печь шаньги, а Саша уходит в Карелию босиком. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
27 февраля, понедельник
Игорь говорит, что валяет дурака, как обычно. Если бы все валяли дурака так же, как Игорь, то человечество уже обжилось бы на Луне и побывало на Марсе. Но Игорь у нас один. Он ставит втулки между шпангоутами модели соломбальской ёлы. Ёла уверенно подрастает.
Собираем тридцать шестой шпангоут. В частности, Ваня присобачивает к шпангоуту флор. Это формулировка Игоря.
Артем с ней не согласен, потому что глагол «присобачивать» обладает сомнительной коннотацией недостаточного профессионализма.
Завтра мы рассчитываем влупить наш новый шпангоут на киль. С этой формулировкой Артем согласен, потому что глагол «влупить» несет в себе коннотацию лихости и мощи. А мы любим лихость и мощь.
Артём пилит и варит железяки – делает уголки с плечом пятьсот на пятьсот миллиметров и подкосом. Они нужны нам для того, чтобы выгибать штевень. Толщина штевня шхуны – триста миллиметров, и те уголки, которыми мы пользуемся для выклейки шпангоутов, для штевня уже не подойдут. Нужны более мощные.
Ульяна делает деревянного коника и занимается мачтами для карбасов под Ваниным руководством.
Саша Антонов сделал вторую чайку.
А еще – табличку «Кукухня» для нашей кухни. Табличку тут же торжественно установили.
28 февраля, вторник
Поставили шпангоут номер тридцать шесть! Все кормовые шпангоуты поставлены, осталось сделать несколько штук в носовой части шхуны.
Артём продолжает пилить и варить железо. Ваня с Ульяной продолжают делать навершия мачт.
Катя играет в Фантомаса, проникая на верфь под покровом темноты и оставляя судостроителям записки таинственного свойства и содержания.
Даня сделал образцы разных видов столярных соединений для Школы поморского судостроения. Поставили их под боком шхуны. Стоят.
На экскурсию по верфи пришли тридцать школьничков.
Под вечер пришла съёмочная группа, снимала Женю для документального кино. Потом пришла ещё одна, уже с телевидения. Хотела тоже снимать Женю, но он не дался.
Ваня впервые в своей жизни напёк шанег под руководством маэстро Антонова.
А Миша ходит модный, с берестяным пестерем вместо рюкзака.
1 марта, среда
Солили в фонаре селёдку. Прямо в стеклянном плафоне. Итог эксперимента: селедка из фонаря получается жёсткой. Ждем бондаря Василия Ануфриева, который привезёт нам бочку для засолки рыбы. Тогда наша селёдка будет нежной, как поцелуй.
Миша ходит вокруг отметки палубы на первом шпангоуте и точки, где заканчивается бимс на транце, – и пристально смотрит на них. При этом Мишу одолевают какие-то смутные инженерные чувства, но мы не будем заглядывать к нему в душу и оставим его наедине со своими мыслями.
Ещё Миша впервые в жизни начал поститься и почти сразу же стал сомневаться, не зря ли он это затеял. Дело в том, что в течение поста наш Миша пообещался не курить и не пить. И вот, он не пьет и не курит, но каждый день просыпается, как с похмелья. А ночью ему снятся тревожные сны — так тяжел его духовный подвиг.
Саша Антонов сидит в крови. Одной рукой он прижимает к носу окрашенную красным салфетку, а другой – наливает в кружку бордовую жидкость из зелёной бутылки и опрокидывает её внутрь себя. Видимо, эти процессы дополняют друг друга. Такой круговорот воды в природе Антонова.
Тёма производит ужасающие звуки при помощи болгарки.
Практиканты маются с реставрацией двери. Артём дает им довольно точные инструкции, практиканты благодарят его и делают всё по-своему. То, что сделано практикантами по-своему, придётся переделывать Тёме. Тёма весьма раздосадован. Говорит, что не на кого, ну вот совершенно не на кого оставить страну.
Катя продолжает преисполняться в столярном познании. Например, теперь она знает, что при отсутствии биты PZ отверстия под соответствующие тонкие саморезы можно просверлить гвоздём, а дверные петли следует утапливать в деталь при помощи стамески и киянки. Артём говорит, что не зря Катя вращается в столярных кругах, и что ему, пожалуй, ещё есть на кого оставить страну.
Днём приходил Георгий Гарамов – заведующий лабораторией кафедры Сохранения культурного наследия САФУ. Принёс с собой 3D-сканер, чтобы сканировать лодку-зырянку, которую специально для этого подвесили на «Открытой палубе».
План такой: построить свою зырянку для экспедиции по Мезени в этом году. Лёгкая, ходкая и мелко сидящая, зырянка будет в самый раз для широкой и перекатистой Мезени. Парус на неё мы тоже приладим. А начнем, собственно, с того, что создадим 3D-слепок лодки с помощью сканера, по которому создадим шаблоны новой лодки. Вот он, XXI век!
Весь процесс сканирования лодки мы будем показывать на открытом уроке «Лаборатории деревянного судостроения» в субботу.
2 марта, четверг
Таскаем лес со студентами. Обратите внимание: в команде студентов есть две группы. Первая – это группа таскания, а вторая – группа пламенной поддержки.
По верфи ходит босоногий мальчик Антонов. Ходить босиком – это форма Антоновского протеста, которому снова всё надоело.
К обеду выяснилось, что Саше надоели конкретно мы, и вот, он уезжает от нас в Карелию. Говорит, что там хорошие люди, которые накормят и напоят его. Но уложат ли они тебя спать, Саша? Уложат ли спать?
У Артёма очередной день работы на свежем воздухе: с болгаркой, сварочным аппаратом и уголками для гибочного стола.
Уже готовые уголки красит Женя.
Перед командой поставлена задача навести на верфи лоск к следующей неделе. Силы практикантов, попортивших дверь, переброшены на очистку гибочного стола. Возможно, для нас это будет безопаснее, чем доверить им дверь.
В передаче «Рабочий полдень» на «Радио Верфь» обсуждаются борщевик, австралийские кролики и проблемы взаимоотношений Сирии и Израиля, причем эти темы плавно выходят одна из другой и логически продолжают друг друга. Объяснить, как это происходит, мы уже не сможем, потому что в ходе беседы связующие ниточки были безвозвратно утеряны.
Кстати, программа «Рабочий полдень» выходит на нашей кухне неукоснительно – в 11, 13 и 16 часов по будням. Это тот поморский five o’clock, на котором, может быть, и стоит весь мир поморского судостроения!
3 марта, пятница
У практикантов дембель – последний день практики.
Артём доделал все уголки и теперь переделывает то, что практиканты успели сделать с дверью.
На экскурсию и мастер-класс по вязанию узлов приходила группа студентов.
Практиканты покрасили гибочный стол и на прощание заляпали всё синей масляной краской.
Александр зашивает потолок «Открытой палубы».
Ваня делает модель бота для «Мурмана». После отъезда Саши Антонова он вынужден думать, что ему готовить на ужин. И не только думать, но и готовить это! Просто возмутительно.
4 марта, суббота
Миша вместе с заведующим лаборатории кафедры объектов культурного наследия ЮНЕСКО САФУ Георгием Гарамовым прочитали на верфи лекцию «Современные способы сохранения объектов культурного наследия».
На примере нашей зырянки показывали процесс 3D-сканирования лодки.
Запись урока можно посмотреть на youtube-канале «Лаборатории деревянного судостроения» и в нашей группе ВК по ссылке https://vk.com/video1845156_456239308
Вот оно, пересечение технологий из разных веков.
Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ПФКИ #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина», а также при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.