Мы продолжаем нашу рубрику «Портреты верфи». Сегодня в нашем номере морские практики и программисты «Яндекса» Оля и Кирилл Филимоновы. Ребята приехали на стройку Поморской шхуны вместе с сыном Ильей и аляскинскими маламутами Тори и Моззи. Пока собаки носятся по верфи и играют с пробкой от шампанского, Оля с Кириллом рассказывают об арктических мечтах, путешествиях на «Джульетте», звании «капитана каютинга», приезде в Архангельск, и о том, почему с верфи не хочется уезжать.
Катя Суворова: Расскажите, откуда Вы приехали, как узнали о проекте и почему захотели участвовать в нем?
Оля Филимонова: Мы приехали из Санкт-Петербурга, хотя живем там совсем недавно. До этого мы восемь лет жили в Москве, хотя оригинально мы с Южного Урала, из Челябинска.
КС: И работаете в IT. А как в вашей жизни появились лодки?
ОФ: Я пришла в IT с наскока, никогда этому не училась, но захотела этим заняться. Одним из первых моих наставников был Миша Косарев. Он курировал Школу менеджеров в Яндексе, куда я поступила учиться. Так началась моя карьера в Яндексе. Еще во времена учебы Миша рассказывал нам упоительные истории про кругосветку, про то, как у них ломалась мачта.
Я слушала и думала, что это истории из Жюля Верна. Неужели такое может быть?
Мне очень нравились его рассказы. В какой-то момент мы с Мишей начали много пересекаться по работе, и однажды он сказал, что собирается в Арктику на Шпицберген. У Кирилла давняя мечта поехать в Арктику, а у меня – увидеть белых медведей.
И получилось так, что в том путешествии, куда Миша собрался с Женей, было два свободных места. Миша сообщил об этом в канун Нового года, а первого января мы купили билеты на самолет. Так мы оказались на лодке.
Кирилл Филимонов: Тогда, на «Джульетте» мы и познакомились с Женей – в походе в Арктику на Шпицберген в 2018 году. После этого пересекали Северное море еще раз, а в 2020 году были с ним на Канарских островах, когда только начиналась пандемия.
ОФ: Мы наблюдали за Китаем издалека и не подозревали, что всех так накроет.
КФ: В походах Женя много рассказывал про традиции поморского судостроения, про карбасы, Кенозеро и Архангельск. Мы давно хотели приехать.
Потом появилась верфь и проект «Поморская шхуна», и вот, мы наконец-то добрались сюда, чтобы увидеть своими глазами, что здесь происходит, и может быть, помочь.
КС: Как вам то, что вы здесь увидели?
КФ: Фотографии не передают весь масштаб! Когда впервые своими глазами видишь зарождающийся остов судна, это, конечно, впечатляет своим объемом. Похоже на «Фрам», стоящий в музее (прим. ред.: «Фрам» – норвежская деревянная парусно-моторная шхуна, на которой совершали свои полярные и арктически экспедиции Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен). Здесь работают классные увлеченные люди, здесь такая атмосфера, что хочется просто приходить сюда и что-то делать.
КС: Что у вас получилось сделать за время приезда?
КФ: Заклеили ветвь двадцать пятого шпангоута и позанимались подготовкой досок для двадцать четвертого. Удалось почистить рейсмус и повернуть в нем ножи. Не так много, но хотя бы что-то.
Когда мы собирались в Архангельск, то думали, что приедем дня на четыре. Потом отъезд сдвинули на два дня вперед, и в итоге у нас получилась почти неделя. Завтра уезжаем и нам кажется, что это было очень мало. Хочется остаться.
КС: Почему?
КФ: Когда оказываешься на верфи, понимаешь, сколько здесь возможностей, сколько всего тут можно сделать.
ОФ: Самое главное – это созидательный дух. Мы решили обсудить с Женей идею изготовления деревянных игрушек на верфи. Может быть, это во что-то выльется.
КФ: Атмосфера – это во-первых, а во-вторых, здесь мы живем на первой линии Набережной Северной Двины, и там такие классные виды! Закаты, рассветы, просто приятно каждое утро смотреть в окно. Мы гуляли по Набережной, по пляжу. Съездили в Северодвинск, посмотрели на море. Вышли на воду на карбасе.
КС: Вы ведь капитаны?
ОФ: Да, у нас у обоих есть сертификаты, и учились судовождению мы у Жени. Об этом у нас есть хорошая шутка: когда мы проходили штормовую практику на Канарах, я была уже на седьмом месяце беременности. При этом я страдаю морской болезнью – раньше я спасалась пластырями, но беременным никаких пластырей нельзя, так что я набрала с собой всяких гомеопатических браслетов и леденцов, которые, конечно же, не работали. После первого дня похода я готова была сойти на одном из островов, но Женя предложил мне проверенный способ: спуститься в каюту. И все десять дней похода я провела в каюте. Ребята шутили, что я не капитан яхтинга, а капитан каютинга. Но теоретическую часть я усвоила!
КС: И Илья покатался еще до рождения!
ОФ: Покатался, да. И даже перевернулся внутри меня.
КС: Как Илье верфь?
ОФ: Он в восторге, Женя разрешил ему посидеть в лодочке-зырянке.
КС: Солидная деревянная игрушка! Приедете к нам еще?
КФ: Думаю, да. Теперь очень хотим попасть в Антарктику, ждем, когда достроится шхуна и надеемся, что сможем этому посодействовать.
Беседовала репортер верфи Товарищества Катя Суворова.
Фото: Катя Суворова, Оля и Кирилл Филимоновы.
#ПортретыВерфи #ПоморскаяШхуна #ПоморскаяКарбаснаяРегата #ФондПрезидентскихГрантов #ФондПотанина
Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.