Гавань Будё, север Норвегии, 12 марта
Начало нового плавания на Лофотенские островах. Мы стоим в центральной марине у гостевого причала Будё. Я спешу закончить уборку «Джульетты». В течение дня подтягиваются участники плавания. Вадим, Кирилл Кондратьев, Андрей Петров приехал на машине и привез нам пять килограмм гречки, пшенки и прочего питерского провианта на десять дней вперед. Трески у нас наморожено с прошлого этапа, не пропадем!
13 марта
Утром заправлялись водой у понтона спасателей. Только у них и осталась не замерзшая вода. Ещё ремонтируемся, ждем, когда ветер полегчает, приедет Василий Матонин, мерзнем. Ветер на порывах до штормового. Хорошая практика для начала плавания. Сколько бывает вариантов холода — этот, в Будё, самый противный. Холодно-влажный. Питерский, морской.
14 марта
0100, Вася приехал и мы стартовали на Лофотенские острова. Ставим зарифленый грот. Пробираемся в сторону темной воды Западного фьорда.
Перед стартом я думал, что ветерок уже кончается, но вместо этого подуло больше 30 узлов между островами. Хорошо, что ветер с берега. Вылетели в залив как пробка из бутылки.
0300, мы с Вадиком на вахте. Бывают такие темные ночи. Ничего не видать, как в «Квадрате» Малевича. И хоть напарник мой в первый раз в море, рулит он по волне вполне сносно. Держит условный курс в абстрактную темноту.
0500, появились огни Лофотенских берегов и рыбаков.
0900, пришли к причалу местечка Сёрвоген. Красивое, уютное, и место у причала всегда есть, и электричество, и вода.
Гуляем, смотрим на груды рыбьих голов, моем палубу, плещемся у левого борта с шваброй в руках, отдыхаем после перехода.
15 марта
Вчера вечером набирали воду и закрыли плотно кран. А не надо было. Утром пришлось проявить мастерство разморозки: разбирать краники, кипятить чайники и прочее. Много возни, но мы справились.
1000, ловим рыбу.
1110, поставили паруса. Лавируемся между рыбаков и островов. Дует приятный встречный ветерок. Спешить нам некуда.
1630, встали в Балльстаде. Пришлось поискать место для стоянки. Лучшим оказался стальной борт старой рабочей лайбы метров 70 длиной.
16 марта
Отлично простояли ночь. Гуляли по Балльстаду, искали дракар, который мы видели десять дней назад. Дракар ушел на рыбалку, судя по всему.
Треска на вешалах.
Рыбацкое судно.
Рыбак.
Зима.
Новые штурманы и капитаны прокладывают курс. Я думаю, где нам заправиться водой.
1140, нашли воду на понтоне заправки.
1230, рыбачим. Снежные облака пролетели, солнце и местные рыбаки вышли в море на своих лодочках.
Вадим с треской.
1248, сработал датчик давления масла. В последнее время приходится подливать масло в двигатель. Началось это после ремонта ТНВД в Голландии. Но все было в меру, а теперь вдруг поток масла. Нашли с Вадимом течь в районе крепления нового, только что поменянного масленного фильтра. Разобраться с ходу не получилось.
1420, долили масла, поставили паруса. Идем в Свольвер. Дойдем туда под парусами, пришвартуемся на моторе.
1630, решили свернуть в ближайший Хеннингсвер.
1700, зашли в гавань под стакселем. В последний момент завелись и пришвартовались к большому учебному рыболовному катамарану. Масло за одну швартовку уходит около 200 граммов. Можно долить пока. Сегодня суббота, ремонтироваться здесь не получится. Завтра перейдем под парусом в Свольвер, там начнем разбираться с двигателем.
17 марта
0600, пропустили учебное судно на рыбалку. Большая часть рыбаков уже вышла в море и освободились удобные места у стенок. Встали к фабрике по разделке рыбы, часов до 11 никто сюда не придет.
0800, оказалось, очень удачно пришвартованы. На фабрике работают Ивар и его братья — наши украинские земляки. Накидали нам ящик засоленной трески. У нас и свежая есть, но отказаться от подарка не сумели.
Дракар и ёлы. Вот они где.
0925, поставили паруса. Идем с Свольвер.
1240, отлавировались в Свольвер. Понтоны свободны. Рыбаков здесь почти нет. Все в Хенннгсвеере. Это хорошо. Будем искать течь масла.
1700, нашли проблему. Лопнуло кольцо — прокладка между охладителем масла и двигателем. Сегодня воскресенье. В Свольвере работают только рыбаки. Завтра утром постараемся найти похожее колечко.
Хорошо, что Вадик на борту. У него есть старая Волга и он на ней ездит.
18 февраля
Утром с Андреем прошлись по нескольким злачным местечкам и нашли нужную нам прокладку. Потом с Вадиком поставили все на место, долили масла в двигатель — и вот у нас порядок.
1510, отремонтировали все, что можно. Отправились. Перед выходом пришел служащий гавани и посоветовал на следующей неделе здесь не появляться — все будет забито рыбаками.
Андрей рассказал о диалоге, который подслушал в баре напротив. Двое за соседним столом. Она — англичанка, он — флиртующий норвежец. Она спрашивает, показывая на бак «Джульетты» : «Как эта лодка лавируется с развешенной треской?» Он отвечает: «Поворот оверштаг с треской делается очень плавно. Баковый матрос аккуратно переносит шкотовый угол вокруг рыбы — и все в порядке. Так норвежские яхты все ходят».
1620, поймали зубатку, снялись с рыбалки.
1720, пришли на остров Скрова.
19 февраля
0735, выходим в море. Завели штормовой стаксель. Сегодня над заливом начнется ветерок. Точнее шторм. Рядом с материком ветра будет меньше и мы идем туда.
0800, поставили паруса. Днем в этой части фьорда будет шторм. Сейчас быстро раздувает. Пока 17 узлов. Мы спешим убраться к другому берегу залива.
0900, судя по всему, мы ушли из полосы ветра. Открываем полный грот.
1120, снова уменьшили грот. Ветер усиливается напротив фьордов, но все же мой прогноз бьет. Хвастаюсь, потому, что прогноз Андрея говорит другое. По его данным, нас тоже должно накрыть.
1200, возвращаем штормовой стаксель.
1320, ветер до 20 узлов. Лавируемся.
1500, пришли в местечко Морёйя. Осенью мы здесь маслят собирали.
Гуляли… Захотелось пикника, впервые после зимы этого года.
Литораль.
Что это за знак? Не пойму. Стоит на мысу рядом с фарватерами.
2220, Андрей пришел с улицы и предложил убрать трескафал. Треску срывает и уносит ветром в океан. Раздуло в нашем уютном уголке.
20 февраля
Перебирали лебедку по левому борту, ремонтировали крепление латы.
1020, вышли в море.
1030, увидели, что нет кранца. Пробовали вернуться, но плюнули. Улетел так улетел.
1100, ставим паруса.
1225, лавируемся среди островов. Ветер до 20 узлов SW. Сижу и любуюсь на то, как работает штормовой стаксель. Основной нам бы сейчас уже пришлось бы рифить, значит, портить, а штормовой сейчас как раз достаточен.
Острова прикрывают нас от волн залива. Рядом штормит. Удивительно комфортно идем. Среди рифов, без ужасов встречной лавировки в открытом море.
1445, закончили швартоваться в Хельнесунд. Гуляли.
21 февраля
0745, вышли из Хелнесунда.
Сегодня с обеда в Западном заливе ожидается шторм от SW. А перед этим в течении часа ветер должен развернуться на 180 градусов. Видимо, будет проходить холодный фронт. Сейчас мы в теплом секторе. У нас лето сейчас. Посмотрим, как это будет.
0800, поставили паруса.
0820, меняем штатный стаксель на штормовой.
0920, лавируемся, идем между групп мелких островов. Давно мы так не парусили, как в этом плавании. Не спешим.
1130, ветер стих, готовится разворачиваться.
1205, первый удар ветра прилетел без всяких прелюдий и за пять минут набрал силу очень крепкого, а затем — штормового. Направление вместо обещанного галфинда от W, встречный SW. До Бодё еще 15 миль Частично прикрытых островами. Если ветер не завернет, нам придется идти против ветра и волны штормовой силы.
1225, очень быстро поднимается волна. Практически с ветром. Ругаю себя последними словами за то, что не послушал Андрея и не завел мотор пораньше. Надо было спешить.
Медленно огибаем подветренный мыс. Убрали паруса. Поставим за поворотом.
1230, ветер 35 узлов. Немного зашел на правый галс. Ставим штормовой стаксель. Бак накрывает брызгами, очень короткая встречная волна бьет лодку. Хорошо, что за последний день мы ставили и убирали штормовой стаксель не один раз.
1430, дует 40 узлов. Продолжаем идти вперед. Стакселю помогаем мотором или, наоборот, мотору стакселем, но как-то лезем против отвратительной короткой волны и еще более отвратительного неровного ветра. Рифы рядом, под ветром, и от этого тоскливо на душе.
1600, пришли в Будё. Натерпелись. В шторм рядом с берегом неприятно ходить.
Всего этап составил 250 миль.