18-ое
Мы с Женей после ужина ушли гулять по освещенной золотом рассветного солнца Яреньге. Надо сказать, что это одно из самых живописных мест на Летнем берегу Белого моря. Песчаный берег завален топляком свыше всякой меры, так, что выбеленное дерево всех мастей – могучие бревна, завинченные штормом в узлы дубины, заточенные стихией гигантские сигары, перемешенные рукой великана, — образуют некий фантастический город, циклопический муравейник. В центре хаоса возвышается простреленный насквозь невероятных размеров ангар. Везде шляются абсолютно беспечные лошоди. Они все время, пока мы стояли на берегу, крутились вокруг нас – картинно валялись в песке, актерски терлись шеями и всячески притягивали к себе наше внимание.
Планировка Яреньги уникальна. От морского берега деревню отделяет река, которая аккуратно отрезает песчаный хаос от зеленого берега. Чтобы попасть на море, надо возвращаться в центр деревни и переправляться на морской берег живописными деревянными мостами. Мелкие ручьи впадают в соленое озеро в распаде между холмами. Кроме того, вокруг в лесах разбросаны множество пресных озер. Упадка не чувствуется – дома аккуратные и многие с излишествами. Возрождается краеведческий музей. На окраине странные поля кривых столбов и сосновая роща, выдвинутая на высокий берег моря.
Утром Женя с Пашей завели карбас в реку Яреньга. Нужно было отснять карбас рядом с понтончиком. Фальшкиль, который крепится на основной киль, делает карбас более мобильным, он может ходить против ветра, за счет того, что у него дополнительный плавник появляется. При этом он очень неудобен при осушках, лодка заваливается, ее близко к берегу не подвести. Вообще наш карбас – единственный со съемным навесным килем на севере. Это случилось благодаря старинной модели, которую мы нашли. Видимо, такой карбас должен стоять около понтона.
В Яреньге познакомились с Маргаритой Петровной, у которой есть свой музей поморского быта. И с Александрой Леонтьевной – директором главного музея. К Маргарите Петровне мы попали, потому что капитан обнаружил за околицей замечательный весновальный карбас. Поморы на таких легких карбасах выходили в море, вытаскивали эти карбасы на лед, били белька. Между льдинами переезжали на весновальных карбасах. В 1958 году жили в них на воде.
Неожиданно в спешке соскочили на закате и ушли в море. Всю ночь двигались вдоль берега под парусом…
Читайте журнал «ЧИФАН» — chifan.space.