20 мая. Остров Сан-Мигель, Понта-Дельгада
Плавание по Азорским островам.
На борту «Джульетты» экипаж: Кирилл Кондратьев, Дмитрий Пановицин, Никита Нафиев, Алексей Мартынов и Евгений Шкаруба. Вчера закончился переход с Канарских на Азорские острова. Можно сказать, нам повезло с погодой. Не пришлось лавироваться и биться о встречную волну. Кроме того, график был составлен так, чтобы иметь запас времени пережидать «напрасный» встречный ветер. Он выпал в середине плавания и мы благополучно отсиделись на Мадейре. Встречный ветер переждали, а от бокового не укрылись, сполна получили боковой качки. Давно нас так не валяло.
День назад «Джульетта» пришла на Сан-Мигель и теперь мы готовимся стартовать в плавание по Азорскому архипелагу. Сегодня и завтра дует сильный ветер от W. Дорога откроется только 22 мая. Пока берем машину и собираемся посмотреть остров с колёс.
На Сан-Мигеле отмечают праздник Христа-Чудотворца. Со всего мира сюда приезжают поломники. Днем все население города принимает участие в торжественном крестном ходе, который сильно напоминает карнавал.
Вечером главный собор расцвечен огнями.
Праздник в городе.
Сан-Мигель — один из самых интересных островов архипелага. Удивительное сочетание — посреди огромного океана, на острове, над которым дуют штормовые ветра, берега которого день и ночь терзают волны, вдруг встречается такое тихое, покойное место. На берегу живописного озера, защищенного со всех сторон скалами, уютный городок… Правда, в жерле вулкана.
Ландшафты Азорских островов — как лоскутное одеяло.
Местные рыболовные суда.
С помощью вот этих навесных колесиков лодки волокут, вытаскивают по бетонным слипам наверх.
Марина Понта-Дельгада просторная, но, к сожалению, совершенно открытая волнам внутри большой гавани. Лодку на зиму здесь не оставишь.
22 мая, день Николая Чудотворца.
1210, стартуем. Сан-Мигель и Санта-Мария находятся на отдалении от основной группы Азорских островов. Немногим больше ста миль на NNW.
Никита в этом плавании сдает на уровень IYT Costal. Готовится вести нас по магнитному компасу.
Неудачное начало плавания. При отходе от заправки слегка приложились бортом к причалу. Почему-то я не стал выдвигать трастер, понадеялся на кормовой шпринг. У стенки было неприятное волнение, ветер прижимной, слабый. Думал, без проблем отодвинем нос, работая мотором на задний ход и отойдем. В итоге, когда мы стали отходить и кормовой кранец прижался к бетону, нас начало болтать волной и я поспешил дать передний ход. Угол, на который мы отвернули, оказался недостаточным, нас вернуло к стенке, баковые не успели подложить кранец между качающимся бортом и бетоном — и мы немного чиркнули гелькоутом о причал. Позор и стыд.
С дурными предчувствиями выходим в море. Отсчет лага 78685 миль. Ветер слабый, в течении дня ждем усиления от SW, ночью усиления до крепкого от S.
1240, ставим геннакер — нам в это время звонят из марины и говорят, что мы забыли заплатить за стоянку. Поставили геннакер, ветра мало. Небольшая волна навстречу раскачивает лодку. Убрали геннакер. Возвращаться в марину не будем, заплатим в следующей — здесь у них сеть.
1430, снова поставили ганнакер. Ветер 12 узлов, заходит на SSW. Встречная волна вчерашнего дня неприятно раскачивает лодку, вытряхивает ветер из парусов.
1510, порвали геннакер. К этому времени лодка уже не трепыхалась на волне, ветер 16 узлов. Такой день у нас складывается непутевый. А парус мы только-толко починили на Канарах… Значит, пришел ему конец жизни. Теперь только в музей и на безделушки. Пытаюсь придумать, какую жизнь можно дать старым парусам? Папки для документов и сумки не очень подходят. Нужно что-то более удачное и достойное. Рисовать на них?
Глупые, глупые люди. Видать сильно мы нагрешили, пока стояли в Понта-Дельгада, если нам такие знаки прилетают.
Последнее фото генакера. Кругосветный парус, обошедший вокруг света. Жаль с тобой расставаться, мой старый товарищ.
Как он только не служил нам… Вот так мы под ним ехали без мачты: положили на бок и шли.
1920, как будто видели китов. Ветер до 20 узлов от S.
2045, пока все спят, готовлюсь к крепкому ветру. Приготовил одежду, достал спасжилеты, прибрался. Ем впрок. Запад чернеет тучами.
Нарушил собственное правило и заглянул в калплотер, чтобы проверить курс. Дал команду держать на 10 градусов левее, чтобы набрать высоты перед усилением ветра. По прогнозу он нас заденет рядом с восточным мысом острова Пико, ночью под утро.
2230, взяли рифы на гроте и ветер скис до 18 узлов.
23 мая
0040, вода светится, фосфоресцирует. «Джульета» летит, оставляет за собою широкий санный путь. На обочинах снуют дельфины. Радуются нашей компании.
Ветер 22 узла.
0155, светло от звезд. Давненько не видел такого неба. На небе звезды. Дельфины, как кометы, мчатся рядом с нами наперерез, оставляют хвосты света за собой. Ветер 25 узлов.
0325, убрали грот. Ветер до 28 узлов. Раскачало море.
0340, открылся восточный маяк Понта-де-Ила. До мыса около 25 миль.
0740, не качает! Зашли за остров Пику. Ветер на порывах рядом с мысом до штормовых 35 узлов. Почему-то мало волны. Не понимаю. Идем под островом, прячемся от усиливающегося ветра.
0840, порывы ветра до 48 узлов. Идем с подветренной стороны Пику. Ёлы-палы, нашли защищенное местечко для якорной стоянки под ветром острова! Мы ожидали затишья, а получили шквал из-под облака, засевшего на вершине горы! Холодный воздух из-под зоны осадков скатывается вниз по склону (катабатический поток) и образовывает шквал. На видео хорошо видны зарождавшиеся смерчики (со слов Леонида Дубейского).
Оставили метровый кусок стакселя и продолжаем идти вдоль берега в стороны порта Сан-Роки-ду-Пику.
Надеемся найти там муринг, на котором стояли пять лет назад. Марин на Пику нет. Есть марина на соседнем острове Сан-Жоржи, но она сейчас на самом ветру и волне.
0930, не смогли зайти в порт Сан-Роки. Шквалы с дождем и ветром больше 40 узлов. Дрейфуем вдоль берега, ждем перемены погоды.
Кириллу достался весь дождик.
1140, каким-то чудом между шквалами заскочили в бухту и успели зацепиться за муринг. Стоим среди ветра и воды.
1600, распогодилось. Спустили тузик, переправились на берег, взяли машину.
Стоим мы в гавани, в которой раньше располагался китовый завод. Сейчас есть музей. За два с половиной евро можно увидеть, как китов резали на огромные куски сала. Нехорошее зрелище. Не стыдно им, этим потомкам.
На этот слип вытаскивали убитых китов и превращали в китовый жир.
24 мая
Утром колесили и гуляли по острову.
1655, снялись с муринга. Выходим с Сан-Роки. Идем на Фаял. Встречный ветерок от W от 17 узлов. Встали под паруса. Лавируемся.
1750, шквале из-под встречных тучек. Отлавироваться нам всего 18 миль…
1930, зашли в ветровую тень Фаяла. Завели мотор. Обнаружил, что снова упали обороты. Идем против течения в проливе между островами.
2045, пришли в порт Орта и встали лагом к большому нарядному катамарану. Свободные места искать бесполезно, марина Орта забита лодками, перешедшими океан и участниками какой-то регаты.
25 мая
Утром большой катамаран попросил нас выпустить его. Отшвартовались, дождались, когда катамаран отвалит от американского шлюпа. Пришвартовались вместо катамарана. Только закончили эту возню, как к нам пришла и встала третьим бортом французская лодка — прямо из океана. Завтра утром нам рано отходить и, по уму, надо бы сейчас пустить французов на наше место, а самим встать третьими, но это значит — потерять сегодняшний день на швартовки. Объяснили это французам. Они доверчиво согласились преставиться завтра в шесть утра. Они сейчас с океана и им пока все равно хорошо.
Невозможно не восхититься скально-бетонному творчеству моряков, вернувшихся из океана. Торкает их там по настоящему — это сразу видно.
Смотрели остров с колес скутеров. Пикники морских парктиков на природе становятся всё изыскание. Вот уже и с павлинами на заднем плане.
В марине рядом на фалах кувыркаются дети с круизных лодок — яхтенные дети. Не в первый раз они напоминают мне Маугли.
26 мая
0040, флейтист играет в пустом павильоне рядом с мариной.
Завтра с обеда к Азорам подойдет циклон и к вечеру наберет силу хороший шторм. Сегодня утром перейдем на другой остров.
0611, отошли от борта американской лодки. Пришлось разбудить французский экипаж. Идем на Сан-Жорджи. Ветерок от S набирает силу, дует 22 узла. Поставили паруса. Идти чуть больше 20 миль — около четырех часов.
0830, поймали большого тунца. Убегали от шторма и догнали эту махину. Видимо, вошли в большую стаю, потому что сработали обе удочки. Правая удочка оборвалась, а левая — нет.
0950, пришли в марину Порто-дас-Велас. Втиснулись лагом между двумя лодками. Мы спрятались, мы в домике!
Тридцать два килограмма. Таких больших мы еще не ловили.
Тунца отвезли в ресторан. На тележке. Договорились, что нам его там приготовят.
2250, начинает штормить. Вяжем дополнительные швартовые веревки. Волна из океана заходит даже сюда, в дальний угол марины.
27 мая
Ездили по острову. Устроили пикник на северном берегу. На фоне бушующих волн.
Шлаковая кладка и архитектура.
28 мая
0745, вышли из марины Порто-дас-Велас. Море под ветром острова спокойное и летнее. Огибаем остров с юга. Справа от нас Пику. Обычна эта вершина, похожая на женскую грудь, как справедливо заметили члены экипажа, стыдливо прячется за облаками.
1120, открыли стаксель рядом с восточным мысом. Мимо проплывают водопады Сан-Жорджи.
1150, убрали стаксель. В океане ни ветра, ни волны. Иногда он умеет очень быстро успокаиваться.Впереди виден Терсейра.
Отваливаем от западного мыса.
1210, «успокоилась волна» — это я рано сказал.
1300, вокруг нас киты. Везде видны их белые фонтаны. Жаль, не даются посмотреть поближе, как только мы поворачиваем к ним нос «Джульетты», киты ныряют. В любом случае, если киты появляются конце плавания — это хороший знак. Значит, мы потрудились славу.
1600, пришли на остров Терсейра, в марину Агра-де-Героизмо. Этап составил 230 миль.
Весеннее плавание на Азорские острова окончено. Здесь «Джульетта» подождет начала августа, пока мы построим и испытаем Поморский карбас на нашем Белом море.