Часть девятая: Иван возвращается, доски трещат, а судьба испытывает Артёма на прочность.
24 НОЯБРЯ
В рядах судостроителей пополнение. Во-первых, вернулся из Иркутска наш мастер Ваня Горбунов, а во-вторых, приехал альпинист Евгений из Минска. Сказал, если дело пойдёт, то он останется с нами до конца стройки коча.



Кроме того, вернулись с заготовки кокор Женя, Миша и все те, кто были с ними в лесу.
Возле входа на верфь стоят снопы еловых веток, которые ждут, очевидно, Ваню — чтобы он сделал из них вицу.

Плотники составляют лист заявок на материалы (Саша-механик зовёт его челобитной). Кто-то для надёжности приклеил скотчем к листку желаемый саморез — чтобы не оставить закупающему никакой возможности ошибиться с размером. Появляется идея клеить к заявке всё — от рулеток до снеговых лопат.

Днём поставили на киль оставшиеся три кондуктора коча. Антон Спивак и Женя-альпинист начали выставлять их по высотам, уровням и ватерлиниям — так, чтобы линия шпунта совпала с плоскостью кондуктора.






Тёска набоев, как переходящий приз, досталась Егору Дмитриеву. С каждой стороны нужно стесать топором по сантиметру толщины.

Артём Бывальцев с Артёмом Калининым готовят самый сложный — шпунтовый — набой к установке. Младший Артём, допилив доски, подходит к старшему и говорит: «Дяденька, я всё сделал». «Молодец», — отвечает дяденька.


Поскольку коч — большая/длинная лодка, то каждый набой обшивки будет состоять из трёх частей, сращенных в ус. А ставить мы их будем по частям.



Что касается навеса для строительства коча, то его крыша вызывает затруднения. Женя говорит, что она получилась высоковатой, а ребята говорят, что получилось точно так, как сказано было делать.
Теперь есть идея изогнутой внутренней крыши. Жизнь покажет, как это будет выглядеть.
25 НОЯБРЯ
Артём раздосадован тем, что треснула очередная (уже четвёртая) доска шпунтового набоя. Он видит причину в профиле доски и, в частности, в том, что место примыкания набоя к штевню имеет угол (а не плавное, как было на всех предыдущих наших лодках).


Артём сетует, что доска ломается именно от этого угла, и что Женя верит историкам больше, чем своему родному плотнику, с которым съедено по пуду опилок и выпито по бочке смолы.
Вообще, доски шпунтового набоя ломаются всегда. Слишком большое напряжение возникает в доске, которая лежит почти горизонтально в районе мидель-шпангоута, а к штевням загибается под углом больше шестидесяти градусов. Нужно приноровиться и много раз пристрогать набой, чтобы он, наконец, встал так, чтобы выдержать нагрузку.
Ваню нашла вица. Он вьёт гнёзда из еловых веток в бочках, варит их в кипятке, чистит от коры и сворачивает в колечки. Накрутил уже порядочную гору.








Егор говорит, что ему нравится тесать доски топором, только руки немного побаливают. Но это пройдёт, говорит Егор — и продолжает тесать.

В обеденный перерыв Егор, натесавшийся досок, и Миша, натаскавшийся досок, спят, повалившись на пол.

Фёдор Пильников в дни, свободные от музейной работы, пробует себя в судостроении. Вместе Мишей Тельновым они выровняли по вертикали штевни коча и закрепили их шергенями, а потом таскали доски на обшивку.

Вообще, кажется, что после экспедиции «Мангазейский морской ход» и недельного дрейфа во льдах Баренцева моря Фёдор решил хорошенько исследовать границы своих возможностей. Не удивимся, если вскоре он прыгнет с парашютом, купит себе моцик и начнёт играть в рок-группе.
В фиолетовых сумерках Антон Спивак с альпинистом Женей продолжают выставлять кондукторы коча.



На следующей неделе начнётся электрификация навеса, а пока площадку освещают только один уличный фонарь, одна световая панелька с верфи да налобный фонарик Артёма Калинина.
26 НОЯБРЯ
Вечером Артём Бывальцев поставил и поджал клещами левую носовую часть шпунтового набоя. Перед этим он три раза её примерял и подрезал, так что доска встала хорошо. Весьма довольный результатом своего труда, Артём ушёл верфи пораньше. Доска при этом ничем не выдала своих коварных намерений.
Только когда рабочий день закончился, и все мастера разошлись, Лёша, уходивший последним, услышал на площадке звук, похожий на удар молотка. «Странно, — подумал Лёша, — ведь на стройке уже никого нет».
Он ошибся! Потому что на стройке ещё оставалась коварная и независимая доска, которая взяла, да и треснула без посторонней помощи. Это уже пятая по счёту треснувшая набоина.
27 НОЯБРЯ
Стесали ту часть ахтерштевня, из-за которой на набоях в районе примыкания к штевню приходилось вырезать презираемый Артёмом и провоцирующий трещины угол.
Утром лопнула ещё одна (шестая!) доска, так что Женя настоял на том, чтобы впредь запаривать набои перед установкой.
Днём включили паровую камеру, оставшуюся со времен постройки «Матеры».
Теперь перед тем, как установить набой, мы по два часа готовим доски обшивки на пару — и после этого у нас есть десять минут на то, чтобы его поставить.

Вечером, почти в темноте, ставим ещё одну — распаренную — итерацию кормовой части правого шпунтового набоя. Прижимаем клещами, загибаем рычагами — доска стоит. Не лопается.











Судьба продолжает испытывать Артёма на прочность. Он знает, что и распаренные доски «Матеры» трещали будь здоров.

28 НОЯБРЯ
Утром поставили дополнительные нагеля в узел соединения ахтерштевня и киля — чтобы первый не смещался по отношению ко второму.




Для установки нагелей пришлось снять рычаги.




Днём лопнула седьмая (носовая) шпунтовая доска. Артём пришёл и написал на ней «тварь». Выразил своё отношение, отвёл душу. Вообще, тварями Артём и Ваня называют все лопнувшие доски. Это локальная верфяная традиция, уходящая… слишком далеко, чтобы об этом рассказывать.

Новые доски для обшивки вытесывает теперь не только Егор, но и альпинист Женя.



Борьба за шпунтовый набой продолжается. Установленные вчера кормовые части набоев продолжают стоять — и слева, и справа. Тьфу-тьфу-тьфу.
30 НОЯБРЯ
Вышел новый выпуск еженедельного сериала на канале «Студии КОЧ»: https://vk.com/video-178944022_456239377
В серии «Создатели» можно узнать побольше про инженера проекта Виталия Дробиленко и нашего главного плотника-судостроителя Артёма Бывальцева.
Продолжение следует.
Текст и фото: Катя Суворова
Строительство коча реализуется верфью Товарищества поморского судостроения совместно с Группой компаний «Мангазея» при поддержке Северного Арктического федерального университета и НПО «Северная археология – 1».