Ёла. Шаг четвёртый — обшивка лодки

За три недели установили все 11 набоев ёлы с обоих бортов. Посмотрите, какая вышла барракуда!

Ребята говорят, что в носу эта лодка выглядит, как крейсер, дальше похожа на карбас, ещё дальше — на ЯЛ-6, а в корме — уже совершенная мандолина.

Как мы помним, в ординаты чертежей Соломбальской судоверфи закрались какие-то ошибки — их после долгих совещаний исправляло всё КБ верфи.
Подозрительные впадины, которые стали видны на печатной 3D-модели, исправили, а необычную каплевидную форму лодки решили не менять.

Старший наш плотник Артём Бывальцев говорит, что лично он добавил бы объёма в носу лодки, но… последуем исторической правде и авторскому решению конструктора ёлы. В целом, под конец форма лодки понравилась даже Артёму.

Как мы помним, обшивка нашей лодки — фанерная, и изготовлена она по проекту Игоря Логинова.

Многочастные заготовки набоев имеют зубчатые замки. Берёзовая фанера очень сильно впитывает, тем более на кромках — там, где у разнонаправленных слоёв материала открыты все поры. Поэтому нужно было на три раза прогрунтовать края замков прежде, чем соединить заготовки в один набой.

Первые замки вставали свободно, последние — уже плотнее. Честь и хвала Игорю — всё подошло идеально.

Как мы видим, сверху и снизу сами набои также пропитаны эпоксидной смолой — на три раза, до той степени, пока фанера не прекратит впитывать, и смола не проникнет в саму структуру материала.
В будущем, чтобы максимально законсервировать фанеру, мы покроем лодку двухкомпонентной краской на основе смолы.

Для шитья самое сложное — это первый, шпунтовый набой.
Обычно доска ставится в готовый шпунт закладки, в случае с ёлой было наоборот: шпунт в закладке выбирали под готовую доску набоя (что сложнее).

Примыкание первого набоя к закладке и всех остальных набоев к штевням выполнено на сикафлекс. Как мы помним, закладка нашей ёлы изготовлена из сосны, которая не особенно дружит со смолой, зато прекрасно держится с сикафлексом.

С четвёртого пояса обшивки получилось выйти на конвейер: утром ставится один набой, днём примеряется второй (заклеенный вчера), а вечером заклеивается третий — уже на следующий день.
Три недели, и обшивка готова.

Следующий этап — высверлить из обшивки саморезы и заменить их на
берёзовые нагеля (1400 штук, на минуточку).
Строим дальше!

Фото и текст: Катя Суворова

#ПроектЁла #Ёла

Проект реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Фонда президентских грантов совместно с Северным морским музеем, Северным Арктическим федеральным университетом и Российским военно-историческим обществом.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх