Рейковка и карлингсы шхуны, натурные модели врубок, пачка полубимсов, две ванны водки, гигантские комары, коллаж и «архангельская скрипка». Октябрь на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
Выстрагиваем карлингсы. Они, как мы уже писали, изящно изогнуты в двух плоскостях: вот так.
К концу месяца карлингсы установлены.
Лёша сделал двадцать заготовок полубимсов – напёк их, как пирожки, целую гору.
Артём рейкует шпангоуты под обшивку шхуны: через определённые расстояния в них будут утоплены рейки, которые покажут нужную погибь корпуса. От рейки к рейке будет сведена линия, по которой будет идти малковка.
Егор ставит нагеля через шпангоуты и стрингера: днищевые и скуловые.
Артём Калинин (младший) делает заготовки для карбаса, который Артём Бывальцев (старший) будет делать для Тотемской школы. Тактика следующая: сделать на верфи полный набор деталей, из которых уже в Тотьме Артём-старший соберёт карбас, как конструктор – быстро, без шума и пыли. Отпускать Тёму в Тотьму надолго команда шхуны никак не готова, поэтому стройка пойдёт в два этапа.
Вот здесь, например, Артём-младший делает шаблоны, а потом выклеивает по ним шпангоуты будущего карбаса.
На следующих фотографиях вы можете увидеть весёлых Артёма и Женю. Обратите внимание на то, как сияют их лица.
А сияют они оттого, что Женя с Артёмом заливают водкой найденные на дне реки Проходницы средневековые шпангоуты коча. Эти замечательные артефакты пролежали в воде около пятисот (приблизительно) лет, были выловлены на Канинском волоке экспедицией «Мангазейский морской ход» после крушения экспедиционного катамарана и перевезены в Архангельск. Теперь нам хотелось бы сохранить их для потомков. Мы проконсультировались со специалистами насчёт дальнейшей консервации этих шпангоутов, и теперь храним их в ванне со спиртовым раствором, чтобы они не заплесневели.
Следующий шаг консервации – годовое вымачивание шпангоутов в водо- и спирторастворимых полиэтиленгликолях, а затем – годовое вымораживание уже пропитанных фрагментов. Так мы сможем сохранить шпангоуты коча на долгие годы.
Для этой благородной цели мы купили несколько ванн водки. Но ещё нам нужно будет купить 300 литров полиэтиленгликолей с молекулярной массой 400-1000. Сумма затрат на полиэтиленгликоль для шпангоутов – 70 000 рублей, и на это святое дело мы принимаем пожертвования. Будем рады всем, кто сможет помочь в сохранении исторического судостроительного наследия! С пожертвованиями можно обращаться в сообщения нашей группы или лично к руководителю верфи и капитану экспедиции «Мангазейский морской ход» Евгению Шкарубе.
Между прочим: шпангоуты в водке лежат под килем шхуны. Артём начал рейковать шхуну именно с того участка, где располагается ванна с водкой. Радостно говорит, что нюхает их второй день.
И ещё: для хранения и транспортировки шпангоутов коча мы сделали вот такой ящщичек.
На верфи завелись огромные плетеные из вицы комары. Дело в том, что навигация вот-вот закроется, и группа карбасно-парусного туризма пробует сгладить разрыв между походной и офисной жизнью. Комары должны создать атмосферу речных берегов, лесов, полей и прочих природных просторов. З-з-з-з-з.
КБ шхуны занято вопросом врубки полубимсов в карлингс и карлингсов на бимсы.
Набросали рисунок. Сделали чертёж в 3D. Приняли, было, решение, но потом подумали, что, прежде чем идти пилить карлингсы с бимсами, нужно отмерить еще раз – и материализовать возможные решения в дереве, используя обрезки деталей.
Со стороны выглядит, будто бы Ваня построил городок из кубиков, но на самом деле он построил натурную модель, состоящую из одного полного бимса, врубленного в него карлингса и двух полубимсов – и представляющую собой два варианта врубки. Первый – это если мы утапливаем карлингс так, чтобы его нижняя поверхность совпадала с нижней поверхностью бимса, а второй – это если мы чуть-чуть приподнимаем карлингс, чтобы не слишком сильно перерезать карлингс и бимс. Исходя из натурных испытаний, мы приняли решение приподнимать карлингс – не перерезать ничего лишнего.
Кроме шхуны наш инженер Миша Крупенин занят и другими важными вещами. Например, он сделал вот такой очеп для зыбки. Всё дело в том, что у Миши и его жены Даши 27-го числа родилась дочь Дуся, которая в этой зыбке будет качаться. Поздравляем Мишу и Дашу с Дусей!
И к новостям к культуры.
За октябрь на экскурсиях верфи побывали: участники форума молодых учёных «Полюс», проекта «Азапольскаялетняя школа», группа учёных с международной конференции по биомониторингу Арктики, группа будущих экскурсоводов, оркестр национальных инструментов «Терема», гости из Северодвинска, дети из Коряжмы, группа от Благотворительного фонда Владимира Потанина, ученики школы №9 – всего 415 человек.
Октябрь начался с выставки и мастер-класса по коллажу петербуржской художницы Насти Зееловой,
с мастер-классом по изготовлению щепной птицы на верфь приходил Юрий Ходий,
А завершился месяц презентацией «архангельской скрипки» мастера Дмитрия Маклакова и концертом Александра Маньковского, Анны Хавановой и Алексея Ефимовского.
История такая: два с половиной года назад у Дмитрия появилась мечта — своими руками создать сложнейший музыкальный инструмент. Такого опыта у мастера не было — но мечта есть мечта. Всё это время он кропотливо работал, изучал литературу и тематические форумы, иногда заходил на верфь, чтобы распилить какую-нибудь специальную досочку, варил клей из рыбьего пузыря и сомневался, что из этого что-то выйдет. Но скрипка взяла и вышла, 25 октября мы оценили её звучание вместе с ведущими скрипачами Архангельской филармонии.
Занавес.
Фото и текст: Катя Суворова
#ПоморскаяШхуна
#Makita #JET #Powermatic
Партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.