В экспедиции остаётся четыре участника, «Матера» разгоняется до десяти узлов, жители ЯНАО встречают наших путешественников, как родных; экипаж ночует в детском саду и милиции, дома возят на санях, капитан вспоминает детство, а рыба падает с неба.
Продолжаем публиковать дневник экспедиции «Мангазейский морской ход». По пути следования из Архангельска в Мангазею капитан Евгений Шкаруба вёл судовой журнал, в котором записывал ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажей карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ», мы собрали бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его пятую часть.
Кулинарный волок.
Судовой журнал первой части пятого этапа экспедиции «Мангазейский Морской ход»
Маршрут: Сёяха —Трёхбугорный — Антипаюта —Находка — Тазовский
Даты: 8 – 14 августа 2024 года
Участники этапа: Игорь Гранков, Николай Волков, Станислав Терешков, Евгений Шкаруба
8 августа
Посёлок Сёяха на берегу Обской Губы.
Участники четвёртого этапа улетели на Большую Землю, домой. Последними взяли билеты Максим и Илья. Я поддержал их решение — иметь на борту настолько уставших и измученных людей опасно.
1445, всех проводив и закупив свежей оленины, выходим в Обскую Губу. Дует попутный северный ветер. К вечеру он, возможно, усилится, до этого усиления нам нужно пройти прибрежные мели и выйти на большую воду. Над горизонтом уже совсем по-осеннему низкое солнце.
Долго обходили зоны мелководья, чтобы выйти на большую воду. Ни карт, ни знаков обстановки — а ведь большой порт! Только спутниковые снимки нам в помощь. Перешёл с «Товарища» на «Матеру».
1625, разобрались с парусами, идём багштагом левого галса, до мыса Трёхбугорный — 135 км.
1835, просыпаюсь и вижу самоходную баржу. Впервые с Архангельска.
1950, ветерок по мере выхода к центру губы свежеет, как и обещано в прогнозе. Ок.
2110, мыс Лебединый по левому берегу. Чуть скисло. Жаль.
2130, видим правый берег и мыс Наливной. Все названия романтические.
2330, когда мне было 6 лет, папа отправился на яхте «Помор» из Новосибирска в Архангельск. Стартовали из яхт-клуба «Водник», как мне тогда казалось, очень торжественно —запустили красную ракету. Папа отвечал в экспедиции за подготовку провизии. В доме росла стопка неприкосновенных шоколадок. Я ходил в хлебный магазин за хлебом для сушки сухарей, а папа сочинял способ хранения куриных яиц в бутылках из-под молока. Планировалось их перелить в бутылку и пить через соломинку. Через месяц после отплытия мама получила телеграмму, что папу с экспедицией не выпустили из Салехарда из-за сложной ледовой обстановки, и они возвращаются. Поэтому слова «помор», «Салехард», «Архангельск» и «ледовая обстановка» для меня стали известны рано. Запомнилось про рыбу: здесь ненцы на лодке торговали привязанными осетрами с лошадиными головами. И вот теперь мы здесь, прибыли с другой стороны. Родители, будьте внимательны, когда даёте названия своим яхтам и сметам, куда плывёте! Возможно, вашим детям придется всё это выполнять. Спасибо, папа.
9 августа
0330, за полсуток прошли 60 км. Неплохо, хотя я ожидал большего. Идем в центре губы. Видели несколько сухогрузов, работает Обь!
Поставили кливер. Сразу прибавили в скорости и стали стабильнее на курсе. Нам бы третьего рулевого — но нет его.
Приснился сон: слышу, что в соседней комнате кого-то ругают. Угрожают выгнать из дома. Ругают неприятно, сварливо, как базарные тетки ругают детей — так, что тянет вмешаться. Сдуру вмешиваюсь, что-то там говорю через стенку — и заходит ко мне молодая… кобыла с голубыми глазами, которая сходу начинает меня кусать и лягать…
0750, знак «Одиночная опасность» по левому борту.
0940, заметил, что когда вахта на руле Колина — ветер усиливается. Помыл паёлы на камбузе. Хочется прибрать «Матеру» до состояния домашнего уюта.
1105, раздувает до 20 узлов. Идём с попутным ветром и волной.
1200, волна 1 метр.
1220, взяли риф на гроте.
1140, волна больше полутора метров. До мыса 10 км. Старательно обходим мели у правого берега.
1400, прошли мыс Трёхбугорный. Зашли в Тазовскую губу.
1530, ветер стих и зашел на встречный. Взялись за буксирный катамаран «Товарищ».
1910, прошли 25 км на буксире. Долго искали, где встать и отдохнуть, и, наконец, встали в устье реки Чугорьяха. Всего из Сёяхи прошли 170 км, 145 под парусами.
10 августа
0905, отошли от берега. Погода свежеет и сереет. Ветер от Северо-Северо-Востока до 18 узлов. Поставили грот и кливер. Пробуем лавироваться.
1010, пытаемся идти против умеренной встречной волны.
1030, скорость набора высоты 2 км в час. Убираем паруса, становимся на буксир.
1830, отдали буксир и встали под паруса. Несём грот, фок и кливер. С буксиром мы спрятались под наветренный берег. Волна стихла, и всё вокруг расцвело, отдыхает с нами. И берег, под которым мы прячемся от волны, и тёплые косточки карбаса, и паруса, освещённые солнцем.
2230, летим мимо бухты Двух Чумов. Скорость до 11 км/ч.
Держим курс на огни поселка Антипаюта. Еще один признак скорой осени — солнце садится за горизонт. И звезда на небе, первая этим летом.
11 августа
0000, заходим в Антипаюту. Навигационная обстановочка на реке!
0130, 15 км от устья реки. Пришли в Антипаюту. Девушка Мария встретила нас на берегу. По улицам поселка бродят антипаютяне: взрослые и дети. Нас поселили в школьном интернате, новеньком, с иголочки, и пока пустом.
Утром гуляли по поселку. В месте, где посёлок заканчивается, вдоль реки продолжается местный Бродвей — улица полутундровых жителей (они сами так себя называют). Это те, кто уже не каслает (кочует) с оленями по тундре, но имеет свой дом на санях и всегда готов сняться с места, чтобы отправится туда, где лучше. Сани из больших железных труб достигают размеров 8 на 10 метров. Потянуть их под силу только трактору, и вряд ли они куда-то поедут. Но в этих кочующих домах — символ свободы передвижения.
12 августа
0700, стартовали из Антипаюты. В Тазовской губе дует очень хороший попутный ветерок от Северо-Востока. С обеда он начнёт стихать. Нужно успеть пройти вперёд.
Несём зарифленные паруса. Ветер до 30 узлов на порывах. 0850, почти глиссируем. Поставили рекорд скорости — 10 узлов. Карбас становится ещё более остойчивым, на волне пытается перейти в переходный режим, приподнимается и летит вперед.
0950, открыли полный грот.
1520, ветер стих мгновенно. Не доходя мыса Пойловосоля, взялись за буксир. Отмахали под парусами 70 километров с утра.
1610, сломалась центральная помпа. Я уже заметил, что при сильных нагрузках «Матера» больше течёт.
1815, видим буи на широте мыса Тохэсынго с левого борта. Идём к ним.
1840, волна в губе успокоилась до состояния штиля, несмотря на постоянные порывы ветра с разных направлений. Это нам на руку — глубины в этом месте малые, есть отмели глубиной 2-3 метра. Представляю, что тут было во время утреннего ветра, и какие валы здесь должны были быть.
1900, Восточный кардинальный знак. Низкие берега в проливе. Идеальная видимость… Парим меду небом и землёй. Внизу и наверху спокойствие.
2000, встречный катер. Ребята тормознули, предложили топлива или другую посильную помощь. Мы в Сибири.
13,августа
Пришли в рыбацкий поселок Находка около двух часов ночи. Встретил Виталий. В этот раз вместо детских интернатов нам предложили заночевать в отделении полиции — с кухней и душем. На столе ждала уха, засол пятиминутка из чира (щекура) и морошка.
Утром мы по наивности купили по хвосту щекура и пыжъяна. В это время на корму катамарана нам подложили щуку и налима. Это пошла молва: приехала экспедиция, читает лекции, а сама голодная. Дальше рыба продолжила валиться прямо с небес: огромный щекур на 4 килограмма… Пока мы чистили и солили рыбу, нам продолжали её нести и нести. А напоследок, после лекции в клубе, директор школы Оксана принесла огромного гуся в пакете. Так что испытания продолжаются. Встретить бы какого-нибудь голодного туриста и покормить его хорошенько. Уже в ночи перешли на другой берег губы и встали на стоянку в устье реки Пур.
14 августа
1040, вышли из устья Пура. Ветер встречный, от Юго-Востока. Буксируемся против волны. Идти своим ходом не можем и не успеем.
1700, увидели 15 километровый знак на берегу реки Таз! Значит, мы уже в реке.
1718, видим первые деревья по берегам Таза — это осины. Как я и ожидал, они уже желтеют.
1750, 20 километровый знак, совсем рядом с посёлком Тазовский.
Посёлок приближается. На берегах — лодки без номеров, корабли железные и деревянные, дома на санях и на сваях.
Около 1830 мы были пришвартованы и перевезены в отличный гостевой дом. Так нас еще никогда не встречали! Садик, Космическая школа, музей и мерзлотник (музей мерзлоты) — всё в нашем распоряжении. Мы поняли, что можем немного отдохнуть и подождать попутного ветра.
Текст: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба, Николай Волков, Станислав Терешков, Игорь Гранков
#МангазейскийМорскойХод #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ
Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.