Пятый этап экспедиции «Мангазейский морской ход». Часть 1, Кулинарный волок. Сёяха – Тазовский. Судовой журнал карбаса «Матера»

В экспедиции остаётся четыре участника, «Матера» разгоняется до десяти узлов, жители ЯНАО встречают наших путешественников, как родных; экипаж ночует в детском саду и милиции, дома возят на санях, капитан вспоминает детство, а рыба падает с неба.

Продолжаем публиковать дневник экспедиции «Мангазейский морской ход». По пути следования из Архангельска в Мангазею капитан Евгений Шкаруба вёл судовой журнал, в котором записывал ход, условия и обстоятельства экспедиции в Сибирь. Чтобы читателям было удобнее следить за хроникой движения и жизнью экипажей карбаса «Матера» и катамарана «Товарищ», мы собрали бортовые записи в общий, поэтапный дневник похода – и сегодня публикуем его пятую часть.

Кулинарный волок.

Судовой журнал первой части пятого этапа экспедиции «Мангазейский Морской ход»

Маршрут: Сёяха —Трёхбугорный — Антипаюта —Находка — Тазовский

Даты: 8 – 14 августа 2024 года

Участники этапа: Игорь Гранков, Николай Волков, Станислав Терешков, Евгений Шкаруба

8 августа

Посёлок Сёяха на берегу Обской Губы.

Участники четвёртого этапа улетели на Большую Землю, домой. Последними взяли билеты Максим и Илья. Я поддержал их решение — иметь на борту настолько уставших и измученных людей опасно.

1445, всех проводив и закупив свежей оленины, выходим в Обскую Губу. Дует попутный северный ветер. К вечеру он, возможно, усилится, до этого усиления нам нужно пройти прибрежные мели и выйти на большую воду. Над горизонтом уже совсем по-осеннему низкое солнце.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Долго обходили зоны мелководья, чтобы выйти на большую воду. Ни карт, ни знаков обстановки — а ведь большой порт! Только спутниковые снимки нам в помощь. Перешёл с «Товарища» на «Матеру».

1625, разобрались с парусами, идём багштагом левого галса, до мыса Трёхбугорный — 135 км. 

1835, просыпаюсь и вижу самоходную баржу. Впервые с Архангельска.

1950, ветерок по мере выхода к центру губы свежеет, как и обещано в прогнозе. Ок. 

2110,  мыс Лебединый по левому берегу. Чуть скисло. Жаль. 

2130, видим правый берег и мыс Наливной. Все названия романтические.  

2330, когда мне было 6 лет, папа отправился на яхте «Помор» из Новосибирска в Архангельск. Стартовали из яхт-клуба «Водник», как мне тогда казалось, очень торжественно —запустили красную ракету. Папа отвечал в экспедиции за подготовку провизии. В доме росла стопка неприкосновенных шоколадок. Я ходил в хлебный магазин за хлебом для сушки сухарей, а папа сочинял способ хранения куриных яиц в бутылках из-под молока. Планировалось их перелить в бутылку и пить через соломинку. Через месяц после отплытия мама получила телеграмму, что папу с экспедицией не выпустили из Салехарда из-за сложной ледовой обстановки, и они возвращаются. Поэтому слова «помор», «Салехард», «Архангельск» и «ледовая обстановка» для меня стали известны рано. Запомнилось про рыбу: здесь ненцы на лодке торговали привязанными осетрами с лошадиными головами. И вот теперь мы здесь, прибыли с другой стороны. Родители, будьте внимательны, когда даёте названия своим яхтам и сметам, куда плывёте! Возможно, вашим детям придется всё это выполнять. Спасибо, папа. 

9 августа

0330, за полсуток прошли 60 км. Неплохо, хотя я ожидал большего. Идем в центре губы. Видели несколько сухогрузов, работает Обь! 

Поставили кливер. Сразу прибавили в скорости и стали стабильнее на курсе. Нам бы третьего рулевого — но нет его. 

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Приснился сон: слышу, что в соседней комнате кого-то ругают. Угрожают выгнать из дома. Ругают неприятно, сварливо, как базарные тетки ругают детей — так, что тянет вмешаться. Сдуру вмешиваюсь, что-то там говорю через стенку — и заходит ко мне молодая… кобыла с голубыми глазами, которая сходу начинает меня кусать и лягать… 

0750, знак «Одиночная опасность» по левому борту. 

0940, заметил, что когда вахта на руле Колина — ветер усиливается. Помыл паёлы на камбузе. Хочется прибрать «Матеру» до состояния домашнего уюта. 

1105, раздувает до 20 узлов. Идём с попутным ветром и волной. 

1200, волна 1 метр.

1220, взяли риф на гроте.

1140, волна больше полутора метров. До мыса 10 км. Старательно обходим мели у правого берега. 

1400, прошли мыс Трёхбугорный. Зашли в Тазовскую губу.

Фото: Николай Волков

1530, ветер стих и зашел на встречный. Взялись за буксирный катамаран «Товарищ». 

1910, прошли 25 км на буксире. Долго искали, где встать и отдохнуть, и, наконец, встали в устье реки Чугорьяха. Всего из Сёяхи прошли 170 км, 145 под парусами.

10 августа

0905, отошли от берега. Погода свежеет и сереет. Ветер от Северо-Северо-Востока до 18 узлов. Поставили грот и кливер. Пробуем лавироваться. 

1010, пытаемся идти против умеренной встречной волны. 

1030, скорость набора высоты 2 км в час. Убираем паруса, становимся на буксир. 

1830, отдали буксир и встали под паруса. Несём грот, фок и кливер. С буксиром мы спрятались под наветренный берег. Волна стихла, и всё вокруг расцвело, отдыхает с нами. И берег, под которым мы прячемся от волны, и тёплые косточки карбаса, и паруса, освещённые солнцем. 

2230, летим мимо бухты Двух Чумов. Скорость до 11 км/ч.

Держим курс на огни поселка Антипаюта. Еще один признак скорой осени — солнце садится за горизонт. И звезда на небе, первая этим летом.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

11 августа

0000, заходим в Антипаюту. Навигационная обстановочка на реке! 

0130, 15 км от устья реки. Пришли в Антипаюту. Девушка Мария встретила нас на берегу. По улицам поселка бродят антипаютяне: взрослые и дети. Нас поселили в школьном интернате, новеньком, с иголочки, и пока пустом.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

Утром гуляли по поселку. В месте, где посёлок заканчивается, вдоль реки продолжается местный Бродвей — улица полутундровых жителей (они сами так себя называют). Это те, кто уже не каслает (кочует) с оленями по тундре, но имеет свой дом на санях и всегда готов сняться с места, чтобы отправится туда, где лучше. Сани из больших железных труб достигают размеров 8 на 10 метров. Потянуть их под силу только трактору, и вряд ли они куда-то поедут. Но в этих кочующих домах — символ свободы передвижения.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков 
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Игорь Гранков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай ВолковФото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

12 августа

0700, стартовали из Антипаюты. В Тазовской губе дует очень хороший попутный ветерок от Северо-Востока. С обеда он начнёт стихать. Нужно успеть пройти вперёд.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

Несём зарифленные паруса. Ветер до 30 узлов на порывах. 0850, почти глиссируем. Поставили рекорд скорости — 10 узлов. Карбас становится ещё более остойчивым, на волне пытается перейти в переходный режим, приподнимается и летит вперед.

Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба

0950, открыли полный грот. 

1520, ветер стих мгновенно. Не доходя мыса Пойловосоля, взялись за буксир. Отмахали под парусами 70 километров с утра. 

1610, сломалась центральная помпа. Я уже заметил, что при сильных нагрузках «Матера» больше течёт.

1815, видим буи на широте мыса Тохэсынго с левого борта. Идём к ним. 

1840, волна в губе успокоилась до состояния штиля, несмотря на постоянные порывы ветра с разных направлений. Это нам на руку — глубины в этом месте малые, есть отмели глубиной 2-3 метра. Представляю, что тут было во время утреннего ветра, и какие валы здесь должны были быть. 

1900, Восточный кардинальный знак. Низкие берега в проливе. Идеальная видимость… Парим меду небом и землёй. Внизу и наверху спокойствие. 

Фото: Евгений Шкаруба

2000, встречный катер. Ребята тормознули, предложили топлива или другую посильную помощь. Мы в Сибири.

13,августа

Пришли в рыбацкий поселок Находка около двух часов ночи. Встретил Виталий. В этот раз вместо детских интернатов нам предложили заночевать в отделении полиции — с кухней и душем. На столе ждала уха, засол пятиминутка из чира (щекура) и морошка. 

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

Утром мы по наивности купили по хвосту щекура и пыжъяна. В это время на корму катамарана нам подложили щуку и налима. Это пошла молва: приехала экспедиция, читает лекции, а сама голодная. Дальше рыба продолжила валиться прямо с небес: огромный щекур на 4 килограмма… Пока мы чистили и солили рыбу, нам продолжали её нести и нести. А напоследок, после лекции в клубе, директор школы Оксана принесла огромного гуся в пакете. Так что испытания продолжаются. Встретить бы какого-нибудь голодного туриста и покормить его хорошенько. Уже в ночи перешли на другой берег губы и встали на стоянку в устье реки Пур.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков
Фото: Николай Волков

14 августа

1040, вышли из устья Пура. Ветер встречный, от Юго-Востока. Буксируемся против волны. Идти своим ходом не можем и не успеем.

1700, увидели 15 километровый знак на берегу реки Таз! Значит, мы уже в реке. 

1718, видим первые деревья по берегам Таза — это осины. Как я и ожидал, они уже желтеют.

1750, 20 километровый знак, совсем рядом с посёлком Тазовский.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

Посёлок приближается. На берегах  — лодки без номеров, корабли железные и деревянные, дома на санях и на сваях.

Около 1830 мы были пришвартованы и перевезены в отличный гостевой дом. Так нас еще никогда не встречали! Садик, Космическая школа, музей и мерзлотник (музей мерзлоты) — всё в нашем распоряжении. Мы поняли, что можем немного отдохнуть и подождать попутного ветра.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Евгений Шкаруба

Текст: Евгений Шкаруба

Фото: Евгений Шкаруба, Николай Волков, Станислав Терешков, Игорь Гранков

#МангазейскийМорскойХод  #ПоморскаяШхуна
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей 
#ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина. Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, Dexshell | Водонепроницаемые аксессуары , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх