Экспедиция в лицах – Максим Матвеев

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Максим Матвеев, участник 1-4 этапов экспедиции «Мангазейский морской ход». (Архангельск – Мезень; Мезень – Канинский волок – Печора – Нарьян-Мар – Югорский Шар – Карское море – Байдарацкая губа – Ямальский волок – Сеяха,  8 июня – 7 августа 2024 года). Капитан катамарана «Товарищ».

Фото: Вячеслав Мизин

Максим – первый из участников, переживших шестидневный ледовый дрейф в Байдарацкой губе, с которым нам удалось поговорить, и один из самых «долгосрочных» героев экспедиции. О неделе во льдах, философии жизни и о том, почему нельзя обгонять воду – в интервью Максима Матвеева репортеру верфи Кате Суворовой.

Максим Матвеев, инженер-строитель. 43 года, Москва, Архангельск.

МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ

Мой предыдущий морской опыт – это поход на «Вашке» на Кольский с Женей в 2022 году (Евгений Шкаруба – капитан экспедиции «Мангазейский морской ход», руководитель клуба «Морские практики»).

Собственные права на катер я получил в этом году шестого июня – а восьмого числа мы ушли в экспедицию.

Мне кажется, это самый эффективный метод [освоения навыка]. Я уже достаточно долгое время собирался получать права на катер, но все откладывал, а тут решил совершить подвиг и сдал экзамены сразу на все категории: катер, гидроцикл, парус и парус-мотор. Только на спецсуда не сдал, потому что не нашлось в Архангельске спецсудов – а то сдал бы и на них.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Прекрасное лето, прекрасные лодки, прекрасное Заполярье.

Фото: Егор Шкаруба
Фото: Павел Хазанов

Поначалу было тяжело, надо было адаптироваться: вахты, холодно, мокро, мы с Алексеем [Алексей Перевалов – второй член экипажа катамарана «Товарищ»] вдвоем на судне сопровождения, само судно при этом новое – непонятно еще, на что мы способны. Первое время мы приноравливались к катамарану, пристраивались так, чтобы идти за карбасом, что-то доделывали на ходу.

Когда привыкли, то все стало нормально.

Конечно, я не думал, что мы полезем во льды, но в остальном это было примерно то, что я себе представлял.

Фото: Егор Шкаруба
Фото: архив Максима Матвеева

«МАТЕРА» И «ТОВАРИЩ»

Катамаран снабжен современными и более эффективными парусами, он быстрее разгоняется и идет. Но на нем нет бортов, поэтому от ветра и воды там некуда спрятаться. На первых этапах палатка [катамарана] была забита вещами, и места для сна у нас не было. Так что ты постоянно находишься на открытой палубе и спать должен тоже на ней. В это время над тобой ходит Алексей, что-то делает. Или ты сам подскакиваешь, натягиваешь какие-то шкоты, регулируешь скорость.  Сначала мы не могли понять, сколько нужно ставить парусов, чтобы не обгонять «Матеру», но с опытом это пришло.

Ну а «Матера» – она уже привычная, понятная. Кстати, она оказалась очень шустрым суденышком: бывало, ребята даже убегали от нас, а мы их догоняли.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Не спать на вахте. Самое долгое, что я не спал – это было от Кальчино до Золотицы (в 8 по 11 июня – прим. ред), тогда мы только разбирались с катамараном, и спать было некогда. В Золотице я просто вылез, сел на баллон [катамарана] и заснул. Алексей пытался меня разбудить, но безуспешно.

САМОЕ КЛАССНОЕ

Классно идти под парусом, когда тихо, спокойно, и животные тебя не боятся, потому что мотор не шумит. Мы видели моржей, касатку, за Югорским шаром шли через стаю белух – у них как раз была миграция, и они даже не пытались нас обходить, просто шли сквозь нас. Среди них еще были маленькие серенькие белухи, им вообще было очень интересно, что тут происходит, они шли за рулями, выныривали, заныривали, потом возвращались – в общем, игрались, как дельфины.

Жаль, что не получилось этого сфотографировать, потому что не было поляризационного фильтра, вода отражала небо, и белух под ней [на камере] было не видно.

Фото: Павел Хазанов

ШЕСТЬ ДНЕЙ ВО ЛЬДАХ

Во льдах Байдарацкой губы мы провели шесть полных дней и выскочили на седьмые сутки. Наверное, мы все многому научились за это время. Для меня это стало очередным подтверждением того, что иногда надо не ломиться, а остановиться, подумать и выдохнуть – и тогда все начнет получаться.

Фото: архив Максима Матвеева

Думаю, не секрет, что у всех нас случился маленький шок от той плотности льдов, в которую мы влезли. Первое время мы хаотично, прямо до упадка сил куда-то ломились – и прошли за это время каких-то, может, пятьдесят метров. А потом, когда эмоции схлынули, мы адаптировались и поняли, что и здесь можно жить, что по льдинам можно ходить, можно по ним бегать, можно через них прыгать и, самое главное, их можно даже двигать.

Фото: Вячеслав Мизин
Фото: Егор Шкаруба

Мы стали прислушиваться к природе, ко льдам, и оказалось, что они сжимаются, они расходятся… Тогда мы стали ловить моменты, когда во льдах появляются какие-то проходы, и эффективность нашего продвижения сильно возросла. Вот тогда мы начали двигаться к цели, выходить [из ледяного поля] – а в первые дни это была такая, на мой взгляд, суматоха, не приносящая никакого эффекта, но уносящая очень много сил.

А когда мы освоились, то поняли, что все будет хорошо. Нам просто надо как-то двигаться, потому что за нами все уже замкнулось – и теперь остается только идти вперед. Не будешь же там сидеть.

Страшно точно не было, потому что нам было некогда, мы все чем-то занимались: кто воду запасал, кто льдины расталкивал, кто лодки тащил, кто обед варил. Когда у нас стала заканчиваться пресная вода, мы сначала собирали снег, искали чистые белые льдинки. Льдины, они же в принципе несоленые. Потом мы поняли, что на льдинах есть проталины с совершенно прекрасной чистой голубой водой, очень красивой. Мы стали ее черпать и готовить на ней.

Больше того, из-за льдов, из-за того, что они тают, вода в море где-то на метр от поверхности в принципе пресная.

СПИРАЛИ ДВИЖЕНИЯ

[Во время дрейфа] у нас было две системы отсчета. Первая – это мы в ледяном поле, то, как мы продвигаемся внутри него. Вторая – это наше ледяное поле в Карском море.

Наша задача была – кратчайшим путем выйти из ледяного поля, для этого мы искали проходы, расталкивали льдины [внутри поля] и шли к выходу.

То, что мы движемся спиралями по морю, нам самим было не так сильно заметно, да и не так важно. Это [спиральное движение] можно было увидеть по облакам и по дрону, потому что он взлетает, а потом не может зайти на точку для посадки, потому что эта точка все время смещается. Так можно было понять, что нас относит на пять километров туда и обратно.

Фото: Егор Шкаруба
Фото: Егор Шкаруба

Иногда эти системы – мы во льдах и льды в Карском море – двигались в разные стороны. Или льды в одну, а облака в другую.

ВЫХОД

Накануне выхода изо льдов Женя уже говорил: «Все, сегодня мы выйдем». А меня охватил какой-то скепсис: «Как же, выйдем мы». В итоге мы снова два часа метались туда и сюда, и никуда не вышли. Потом легли спать, встали через полтора часа – и уже тогда легли обратно на курс, который нам был указан как наиболее короткий. Вышли – и полетели. Вот прямо полетели! Вода, мы все радостные.

Пролетели 10-15 километров, и впилились в такие же льды. По прогнозу надвигался шторм, плюс северный ветер, то есть, льды сейчас снова начнет сжимать. И тут надо отдать должное Жене – мы все взяли ноги в руки и стали продираться, как только могли. Буквально через два часа начало штормить, но мы к этому моменту уже забежали, спрятались за берег – и вот тогда уже можно было выдохнуть. А до этого было рано.

НЕ ОБГОНЯЙ ВОДУ

В любом путешествии мы выходим одними, а возвращаемся другими. Конечно, экспедиция на меня сильно повлияла. Главное, в чем я убедился – это то, что иногда надо уметь не ломиться, а прислушиваться, и льды это наглядно показали.

Не надо ничего делать через силу. Обычно, когда ты что-то пытаешься заколотить силой, ты это ломаешь. А вот когда ты сядешь и подумаешь, то все встает на свои места – это теперь моя философия жизни.

У жителей Мезени есть такая пословица: «Не обгоняй воду». Если ты обогнал воду, то ты куда-нибудь влипнешь обязательно. Ты должен двигаться в соответствии с той природой, которая есть вокруг тебя.

И еще одно мое глубокое убеждение: Север – это такая штука, с которой бесполезно бороться, а вот дружить с ней надо. Как только ты научишься слышать и чувствовать его, то сможешь жить и ходить безопасно.

Фото: Вячеслав Мизин
Фото: Вячеслав Мизин
Фото: Вячеслав Мизин
Фото: Вячеслав Мизин
Фото: Егор Шкаруба

Подготовка текста: Катя Суворова

Фото: Павел Хазанов, Вячеслав Мизин, Егор Шкаруба, личный архив Максима Матвеева

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − 1 =

Прокрутить вверх