Пока капитан верфи Евгений Шкаруба с экипажами «Матеры» и «Товарища» упорно идет в Мангазею, а главный инженер-конструктор Михаил Крупенин рассекает веслом волны Мезени и воды Кенозера, мы в Архангельске продолжаем строить «Поморскую шхуну» – вдвоем и втроем.
Перед оставшимися на борту верфи судостроителями стоит амбициозная задача на лето: поставить бимсы шхуны.
Бимсы – это поперечные элементы набора судна, балки, на которые будет установлена палуба корабля.
На время отсутствия капитана с инженером за главного шхуностроителя на верфи оставлен плотник Артем Бывальцев.
Осознавая возложенную на него ответственность, Артём подходит к делу очень серьезно и детально прорабатывает все вопросы изготовления и установки бимсов: в какую сторону их ставить, как и в каком соотношении зарезать их со шпангоутом: пополам или не пополам — и так далее.
Каждый новый бимс вызывает эти вопросы с новой силой.
Часть бимсов имеет сечение 235 на 180, а часть — 180 на 180. Бóльшие бимсы стоят, например, рядом с мачтами или рубкой, чтобы мощность конструкции в этих местах была больше. Мéньшие бимсы стоят в промежутках.
Всего на шхуне будет тринадцать бимсов. Мы стараемся сделать так, чтобы бимсов 235 на 180 было побольше, и конструкция, соответственно, получалась мощнее.
Это связано ещё и с тем, что полных бимсов у нас мало — а мало их потому, что на шхуне (для увеличения внутреннего пространства и повышения обитаемости) будет оборудована палубная надстройка.
При наличии надстройки, которая занимает большую часть палубы, мы не можем прокинуть бимс от топа до топа шпангоута. В таких местах мы будем устанавливать карлингсы — а в них врезать полубимсы, а также бимсы рубки.
Как мы уже говорили, бимсов у «Поморской шхуны» будет тринадцать, и их предполагается поставить за лето. Лето насчитывает три месяца. Команда шхуностроителей в летний период насчитывает в среднем от двух до трёх человек в разные месяцы.
Поэтому в июне бимсы заклеивали младший Артём вдвоём с Егором, а в июле старший Артём в одиночку поднимал бимс на шхуну (это, на минуточку, 150 килограммов на пять метров вверх). При этом Тёма ни на что не жаловался, а просто скромно отмечал, что рук и людей, конечно, эм-м-м… не хватает.
По счастью, недавно из экспедиции «Мангазейский морской ход» вернулся Алексей Перевалов, и дело на шхуне пошло веселее.
По состоянию на 30 июня у нас установлено шесть бимсов. Седьмой закинут на шхуну, на восьмой мы строгаем заготовки, так что… Помогай нам Бог!
Дело идёт вперёд.
#ПоморскаяШхуна
#Makita #JET
Партнеры: Северный Арктический федеральный университет, Северный морской музей, Агентство регионального развития, Фонд президентских грантов, Президентский фонд культурных инициатив, Благотворительный фонд Владимира Потанина, Губернаторский центр, Министерство культуры и Правительство Архангельской области, Powermatic, Makita.