Алексей Перевалов – Экспедиция в лицах

Продолжаем рубрику, посвященную участникам проекта «Мангазейский морской ход». Герои «Экспедиции в лицах» – это люди разных возрастов и профессий, из разных городов, регионов и даже стран. Все они собрались для того, чтобы вместе с капитаном «в зверских условиях» пройти свою часть пути сибирских первопроходцев – из Архангельска в Западную Сибирь, в Мангазею – реками, морями и волоками, под парусом и на вёслах. Рубрика «Экспедиция в лицах» расскажет о наших путешественниках, их впечатлениях от похода, самом сложном и самом хорошем, что они встретили по дороге в Сибирь на карбасе «Матера».

Герой сегодняшнего интервью – Алексей Перевалов, участник первого и второго этапов экспедиции «Мангазейский морской ход». Алексей приехал в Архангельск в 2023 году, до этого он работал яхтенным капитаном на Черном море, а теперь уже год строит с нами «Поморскую шхуну».

Одно из самых ярких Лешиных качеств – это его абсолютная невозмутимость. Когда нас спрашивают, счастлив ли Алексей, что вернулся из такого сложного похода, мы отвечаем, что Лешин уровень счастья, кажется, не зависит ни от чего на свете. Это постоянная величина – перед неработающей рацией, сломанной мачтой, перевернутым катамараном, в няше, грязи и холоде Леша будет одинаково спокойно шутить свои сдержанные шутки – так, что ни один мускул не дрогнет на его лице (и это нас неизменно восхищает).

О любопытных тюленях, тундре, которая пахнет медом, и о крушении катамарана – в интервью Алексея Кате Суворовой.

Алексей Перевалов, г. Киров. 52 года, капитан парусно-моторной яхты, плотник Товарищества поморского судостроения.

Участник 1 и 2 этапов экспедиции (Архангельск – Мезень; Мезень – Печера через Канинский волок – Нарьян-Мар, 8 июня – 8 июля 2024 года). Один из двух членов экипажа катамарана «Товарищ».

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Все, что хотел от этого похода, я получил. И даже больше. Красивая природа. Нереально красивая природа, просто глаза разбегаются от красот: и тундра, и море, и живность. Прямо в метре проплывает выдра, смотрит на тебя обалдевшими глазами: «Ты кто такой?»

На Канинском птицы, гуси, олени, медведи – бурые, в двухстах метрах.

Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба
Фото: Даниил Шкаруба

Еще понравились тюлени – они любопытные до жути, но сфотографировать их невозможно. Я вначале пытался снять, а потом плюнул на это. Говорю Максу: «Даже если он на поплавок сейчас влезет, я его снимать не буду из принципа». У них такая метода: они появляются в пяти метрах, смотрят на тебя, и, пока ты достаешь телефон, ныряют обратно – а выныривают уже в ста метрах. Посмотрят на тебя и возвращаются к своим делам.

Фото: Павел Хазанов

Еще запах тундры. Непонятно, что там цветет, какие-то маленькие цветочки, но пахнет она – медом и мхом.

По пути много маяков: маяк на Святом Носе, потом на Ходоварихе. Метеостанции всякие. Везде хотелось зайти, пофотографировать, но мы шли мимо.

Что еще? Постоянно сыро и холодно. Лето было только два дня, его включили, как рубильник. Ветер поменялся с северного на южный, и было такое ощущение, что кто-то просто стоит и дует на тебя феном.

КРУШЕНИЕ КАТАМАРАНА

Фотографий из похода у меня нет, потому что мой телефон лежит на дне реки Проходница.

История была такая: [чтобы пройти волоком по Проходнице], мы сделали из катамарана рафт.

Фото: Евгений Шкаруба
Фото: Максим Тумановский

Ширина катамарана получилось где-то 1,4 метра, а ширина реки – еще по 10 сантиметров справа-слева от бортов, и вот так мы идем, тащим его. До Сухого озера остается буквально 30 метров – два поворота, один из них очень крутой левый – и мы в него сходу засандаливаем этот катамаран.

Получается, правый борт, нос и корма прижаты к земле, а левый борт, середина, встал враспор – ни туда, ни сюда. Мы спрашиваем местного проводника Серегу, будет ли прилив? Он говорит: «Нет. В озере будет, а в реке нет». Делать нечего, мы давай пихать невпихуемое дальше. Пихали-пихали, засандалили его вообще насмерть. Я еще сдул баллоны, чтобы они помягче были. И, как мы потом, уже поняли, в этот момент и начался прилив, которого там не должно было быть.

Все, понятно, толкают, в это время снизу подпирает вода, а катамаран уже зажат берегами. И этот левый баллон взял, и просто в секунду его выплевывал оттуда. Даже полсекунды, никто не успел ничего понять, он уже вверх тормашками. А я еще его толкал с правого борта и понял только, что я в воде, и сверху на меня падает палуба.

Мужики на адреналине и испуге смогли приподнять правый борт, я как-то оттуда вылез – но телефон с огненным контентом, к сожалению, ушел. А потом начался хороший прилив.

До подхода основных сил мы еще переворачивали этот катамаран обратно. Эта эпопея у нас длилась часа два-три. Приподняли его немного, подсунули под него обломок лота, перешли на другую сторону, привязали три веревки. Лежали в этой тундре, в воде, в грязи, тянули веревки на себя, пятками перебирая по мху. Сначала орали: «Раз-два, взяли», – потом уже просто орали. В итоге как-то у нас получилось его перевернуть.

Там навалено было всего: мачта, шесть канистр с бензином, все это сверху перевязано. Самое главное офигевание у нас вызвало то, что один рундук у нас был закрыт – и в него даже не попала вода, а второй почему-то был открыт – и из него все вывалилось. Инструмент, два планшета, в общем, все что нажито непосильным трудом. Выловили рацию, она там плавала на фанерке. И вот, я открываю этот по ощущениям пустой рундук, а в нем стоит аккумулятор. Аккумулятор, который должен был первым выпасть – он же килограмм 30, наверное, весит. Стоит на месте! Видимо, это бруски немножко разбухли от воды, и его зажало.

Мы стояли там и просто глазами хлопали на этот аккумулятор, который три часа провисел вниз головой в воде и не выпал. Чудеса какие-то.

САМОЕ СЛОЖНОЕ

Не спать: сутки, двое. Самый большой переход у нас длился 50 часов. За это время мы с Максом (Максим Матвеев и Алексей Перевалов – экипаж судна сопровождения) поспали часа полтора. Это Сухое озеро – Канинский волок – и от Канинского полуострова до Индиги. Сошли на берег немного пришибленные, доползли до матрасов – и сразу спать.

У ребят на карбасе все-таки была возможность поспать по очереди. А нас на катамаране всего двое. Если под мотором идешь, то, в принципе, один еще может спать. А если под парусом, то поспать не выйдет, надо [работать] вдвоем. Поэтому мы с Максом были зомби с красными глазами.

Еще проблема: ты постоянно сырой, целый месяц с небольшими перерывами. Я ходил [капитаном на яхте] по Черному морю. Там даже если холодно и шторм, и брызги летят через борт, то ощущение такое, что кто-то набрал горячей воды в тазик и плеснул в тебя – то есть, дискомфорта-то никакого нет.

А тут все время сыро и холодно.

И это с учетом того, что у нас все-таки были привалы: где-то школа, где-то библиотека, где мы ночевали… А как мужики в старые времена ходили? Я просто снимаю шляпу.  У них ведь не было мембранных костюмов-поплавков, всего этого. В чем они там были, в овчине, в шкурах оленьих?

САМОЕ КЛАССНОЕ

Самый классный момент  – это когда мы выходили с Индиги, шли дальше, обошли Святой нос, и там, возле первой речки, были песчаные дюны. И вот как раз там было лето, было тепло – на полдня. Мы пришли утром и проспали до обеда, даже палатки не ставили, просто вытащили спальники с ковриками прямо на песок и упали.

А потом, когда начали просыпаться, весь день дул ветер, который нес песок. Такая мини-песчаная буря. Я открываю глаза и понимаю, что у меня полные глаза песка, полные уши песка, и вообще я весь в песке. Я просто в нем лежу. Но это было классно, потому что было тепло.

Здесь спит Леша. Фото: Александр Горожанцев

Фото: Максим Тумановский, Даниил Шкаруба, Александр Горожанцев, Евгений Шкаруба, Павел Хазанов

#ЭкспедицияВлицах

#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

#КарбасМузей #МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0

#ПоморскаяШхуна

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, Fishmaster, Azot Outdoors, BTrace, Fishmaster, DexShell , Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ», SenSat.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × два =

Прокрутить вверх