Дрейф во льдах – Байдарацкая губа, 21-26 июля / экспедиция «Мангазейский морской ход»

Наверное, все, кто следят за экипажами «Матеры» и «Товарща» через сервис ShareGarmin, заметили, что уже шесть дней трекеры обоих судов показывают, как участники экспедиции стоят в на одном месте – а точнее, описывают однообразные эллипсы в районе Байдарацкой губы примерно в десяти километрах от берега. Команда экспедиции дрейфует во льдах, аномально скопившихся в этом районе в этом году.

Служба береговой поддержки постоянно наблюдает за движением судов (оно обусловлено меняющимися приливными и отливными течениями) и держит связь с командой проекта через трекеры, предоставленные компанией Триумф-Марин, и спутниковый телефон.
Ребята держатся хорошо, сообщают, что у них все в порядке, что еды много, (только у матроса Чифана закончился табак), что помощь им пока не нужна, хотя все, конечно, устали.

Подробно рассказываем о ситуации с ледовым дрейфом: его хронология и причины, прогнозы его разрешения, условия, в которых находится команда, и моральное состояние наших моряков (они очень стойкие парни). Комментарии от координатора проектов верфи Полины Шкаруба и гидролога Елены Николаевны Скрипник – в материале репортера верфи Кати Суворовой.

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕЙФА ОТ СЛУЖБЫ БЕРЕГОВОЙ ПОДДЕРЖКИ
Рассказывает Полина Шкаруба

«Вечером 21 июля от капитана «Матеры» Евгения Шкарубы пришло сообщение о том, что они уперлись в льды [и не могут двигаться дальше], но помощь им пока не нужна, а если она понадобится, то экипаж сообщит об этом. С тех пор участники экспедиции дрейфуют в районе Байдарацкой губы.

Они связываются с нами путем сообщений, которые мы получаем через трекеры, предоставленные компанией Триумф-Марин, и иногда звонят по спутниковой связи. У них есть спутниковый телефон, но чаще всего он выключен, поскольку ребята берегут его заряд.

Также на связи с нами [службой береговой поддержки в Архангельске] МЧС и единая диспетчерская служба Ямальского района – они в курсе сложившейся ситуации, следят за ребятами, спрашивают нас о состоянии дел и готовы, если что, прийти на помощь.
Сами ребята пишут, что у них все хорошо, вода есть, еды много, только у Чифана закончился табак. Он, правда, нашел какой-то неприкосновенный запас во внутреннем кармане комбинезона и теперь рвет на папиросы записные книжки Федора Пильникова.
По словам капитана, «Матера» и «Товарищ» во льду ведут себя «терпимо», несмотря на то, что давление льда периодически увеличивается. Участники экспедиции держатся стойко, признаются только, что очень устали.

С берега по AIS мы видим неподалеку от ребят сухогруз «Лидия». Неподалеку – это если смотреть по карте, самим участникам экспедиции его не видно. Экипаж «Лидии» предупрежден, что идти в этом районе нужно аккуратно, поскольку там дрейфует наша команда.

Когда же мы сообщили экипажам «Матеры» и «Товарища», что где-то неподалеку от них находится сухогруз, наши моряки учтиво поинтересовались, не терпит ли «Лидия» бедствие, и не нужна ли ей помощь (здесь можно оценить их силу духа и чувство юмора).

Сейчас участники экспедиции ждут, пока откроется полынья и проход разрешится ото льда – это займет еще какое-то время. Запроса на помощь от команды «Мангазейского морского хода» не поступает, и мы продолжаем следить за ситуацией».

КОММЕНТАРИЙ ГИДРОЛОГА
Рассказывает Елена Николаевна Скрипник, гидролог-океанолог, специалист по ледовым прогнозам с 50-летним стажем работы

«С самого начала, когда команда отправилась в поход, Карское море было в нетипичных для этого времени обстоятельствах. Сейчас они находятся в юго-западной части Карского моря, за ним идет северное Карское море и море Лаптевых. В той части, что восточнее, разрушение льда шло активнее, а Карское море оказалось в ледяном мешке.

Зимние условия не были аномально холодными, и скопление льда с задержкой таяния было неожиданным фактором. Весь лед собрался вдоль Ямала: Байдарацкая губа и побережье. Очищение идет максимально нетрадиционно, само это явление очень редкое, его еще нужно понять и просчитать. Крайне редко массив льда скапливается в таком большом объеме в восточной части. Обычно у Ямала развивается полынья – там идет таяние, которое дает развитие, очищение моря. В этом году этому воспрепятствовали западные ветры, и весь лед согнало как раз вот в этот угол, к Ямалу.

Это оказалось для ребят неприятным явлением. Вообще, весь флот в этом году пошел в Карское море с задержкой. Очень долгий простой – все, кто могли, ждали, пока очистятся Карские ворота, пока произойдет очищение в самом море, буксиры не могли пройти к точкам работ.

Я посмотрела: что-то подобное случается раз в шесть лет. Настолько трудной ледовой обстановки не было с 2018 года, а перед этим такое было только в 2012 году. В прошлом году в это же время они шли бы по чистой воде. А в 2018 не дошли бы даже до Усть-Кары, потому что там лежал лёд, и все было закрыто.

Ребята изначально спешили. Когда [на предыдущих этапах] их придерживали ветер или течение, я говорила, что это хорошо, потому что в это время впереди у них тает лед. Если бы они летели на той бешеной скорости, на которой хотели, то они встали бы [во льдах] еще в Чешской губе. Фактически, все их предыдущие задержки были благоприятными, потому что, зайдя в Чешскую губу, они встретили уже только отдельные пятна льда и в Усть-Кару тоже пришли по чистой воде.

Карское море было забито льдом, это было изначально видно со спутника. На снимках мы видели, как он постепенно разрушается. Можно было бы еще подольше постоять в Усть-Каре, но от побережья развивалась полынья, и ребята зашли в нее.

Это была очень приличная полынья, там начинался разрыв, единственный коридор в десять-пятнадцать километров, где есть [водная] перемычка. Лед там уже пошел на расплыв, Женя писал, что это похоже на реку, такие как бы разводья. По ней они под парусами промчались ко льду, в который уперлись – и за ними все тоже закрылось. Они ведь пробирались, они поднимались, они зашли в центр массива, прошли очень много: две трети этой перемычки.

Сначала они попали на антициклон. Ветра не было, и вот это их движение эллипсами регулировалось только течениями, которые менялись каждые шесть часов – то есть, их уносит, а потом возвращает обратно. Если ветра нет, а есть только течение – то это уже не те скорости, не то давление и не то сжатие.

Льда [вокруг] было от 8 до 10 баллов. Ребята поднимались от разводья и раскручивались дальше… Эти эллипсы движения они получили, потому что их таскало течениями. Сама эта форма движения – уже очень хороший научный материал, который нужно последовательно описать: где какой ветер был, какие течения, когда они попали в лед, с какой интенсивностью он разрушался. Думаю, у них есть еще какие-то данные, которые будут важны в гидрометеорологическом, ледовом плане.

До чистой воды им оставалось каких-то 5 километров, но вчера ветер повернул к северному и стал сжимать зону разводий. Количество льда вокруг стало увеличиваться, уплотняться, и они попали в зону малоподвижного льда с давлением от севера.

Этот северный ветер работает постоянно, и на сегодняшний день их снесло практически в ту же точку, в которой они были 21 июля.

Такие ситуации неизбежны, когда работаешь со льдами. Я пять лет работала в Амдерме, там за один день все может четыре раза поменяться и поменять ситуацию: и пригнать лед, и забить все так, что ледокол не пройдет – а через три часа подуть с юга, и развести все так, что можно будет проскочить за пятнадцать минут.

Такое чувство, что их что-то испытывает, придерживает, не пускает. Даже когда смотришь на картинки льда со спутника: то какая-то рожа на них смотрит, то дракон. Какая-то тайна льда происходит там. Эрик Хёсли в своей книге «Сибирская эпопея» очень просто и понятно сумел объяснить всю эту механику движения во льдах: вот эти страдания, когда моряки попадают в лед. Там самое главное – это ожидание.
А они спешат, им нравится идти на скорости, проделывать большие расстояния, даже зная, что впереди у них лед. И это не их вина.

Трудно предсказать, когда ветер сменит направление. Очень долго в прогнозе рисовали антициклональный характер, и, если бы это продлилось еще несколько дней, они бы прошли. Но случился этот фронт и северный ветер.
Ветер дует, лед дрейфует – начинается сжатие, уплотнение, и они оказались в середине. Для них это очень мощное испытание, оно, наверное, про поморскую выдержку.

Когда они шли к Юшару [Югорскому шару], я думала о том, что если бы на станции работали люди, то они с ума бы сошли, увидев такую маленькую лодочку на веслах в это время. Это было бы просто потрясение — такое только в кино снимают, а тут люди самостоятельно идут на лед. Честь и хвала им, конечно.

Просто природа, она не очень добра к нам в Арктике. Сколько раз я это наблюдала… Иногда стоишь там, смотришь и думаешь: ты как бы совсем не нужен здесь, и вот, она выдавливает тебя.

Там идет какое-то противостояние. Это мистические места, они отмечены и ненцами, и другими народами, которые туда попадали. Мы мало об этом мало мы говорим, потому что мы реалисты, прагматики – но что-то в тех местах скрыто. Я чувствую, что какая-то мистика присутствует во всех этих событиях, которые творит природа.

И они выберутся. Им даются очень большие испытания, но есть у них какая-то защита, что-то срабатывает – ветер перестает или течение – и их выводит.

Сейчас их немножко снесёт – сегодня [26 июня] день плохой, сегодня сильный северный ветер, 8-9 метров секунду – зато этот лед сбросит, его станет меньше, а с Севера у них уже чистая вода.
Еще сегодня над ними облачность, и со спутника ничего не видно. Завтра я смогу сказать точнее, но думаю, еще два-три дня, и лед разрушится.

Обская губа тоже очень долго не таяла, но уже освободилась, и Тазовская губа освободилась – они будут идти по чистой воде. Зайдут в Бованенково – там такой нарядный поселок – помоются, почистятся, сходят в церковь и дальше пойдут уже как герои.
Поэтому дай Бог, чтобы пережили они сегодняшний день — а завтра посмотрим.
Мне очень хочется, чтобы они победили. И они победят.

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ЕЛЕНЫ СКРИПНИК И ПОЛИНЫ ШКАРУБА

Елена Скрипник — Полине Шкаруба

21 июл в 15:11

Полина, остановились ребята, чтобы отдохнуть, или много льда?

22 июл в 0:11

Полина, доброй ночи. Это льды, и ледоколы останавливались и ждали подвижек. Они чудесно шли, жаль, этот поход на юг силы забрал. Снимков хороших и понятных нет. Нанесла их точку, на утреннем снимке видно, что теперь [надо] немного подождать. Впереди темное пятно, это признак разрушающегося льда. Сегодня ветер плохой был от северо-запада, завтра слабый и благоприятный. Завтра утром уточним, как быть.

22 июл в 0:38

Полиночка, вот последний снимок, привязаться точно не получается, но желтым указала их место. Обстановка впереди показывает, что путь правильный, но следовать [надо] не спеша. Пока всем спать.

22 июл в 13:48

Полина, добрый день, мне очень неловко, но без фактической информации выхода не найти. Сегодня не посмотреть, они плотно закрыты. К вечеру облачность должна отойти, и завтра обещают ясный день Лучше, если возможно, постоять на месте, выждать. Увидим и найдем дорогу. Лед такое дело, особенно в прибрежных районах. Испытают все страдания поморские. Потом Женя в Географическом обществе покажет подлинную сложность морской жизни в Арктике.

22 июл в 20:00

Полина, добрый вечер. У Жени такая встреча, может, кто-то его испытывает тоже. Прогнозисты ледовые тоже суеверны. Целый день жду снимков, пока нет ничего, но за 11.00 мск видно, как облачность отходит. Все льды собрались вокруг Жени, демонстрируют свою волю и проверяют ребят на выдержку. Все получится, главное нет сжатий. Я нарисовала синенькую линию, по всем моим соображениям такой путь верен, но лучше пусть постоят до утра. Сегодня маловетрие, и лед распределяется уже по течению. А завтра должен быть выносной дрейф и потеплее.

И еще какое создание на снимке смотрит как раз на место, где они находятся.

23 июл в 9:00

Полиночка, доброе утро, со снимками сложно, первые начинают грузить после 10. Слежу и сразу пришлю всю информацию. По погоде ветер от берега, и тепло с суши выносит. Очень верю в сегодняшний день. Почему все писала раньше: не спеша… Но они сделали вклад в изучение дрейфа льдов. Было предположение и расчет, что это происходит по эллипсу, а тут треки наглядно подтвердили. Хорошего дня.

23 июл в 11:23

Полина, вот первый пришел. Направление верное , но не все промыло. День сегодня очень для этого благоприятный.

Координаты кромок:

Сейчас смотрела материалы экспедиции Беринга, думала о Жене и экспедиции, в Арктике мы не командуем…

24 июл в 15:54

Полина, и я об этом в морском углу Казанского. Может, они открыли новое возможное движение в сплоченных льдах Карского моря. Они постоянно поднимались в этом сложном кружении наверх. Конечно, можно было неделю в Амдерме пересидеть, но такого приближения к тому, к чему стремятся, и опыта не получили бы. Вечерний снимок ещё что-то расскажет. Наилучшего!


24 июл в 19:07

Доброго вечера, Полина, так выглядит позиция среди льдов Жени на 18:28 мск. На север в 3 Км от них большое поле. До воды 5,5 км. Масштаб 1 км. Впереди мокрый лед.


24 июл в 19:33

Да, Полиночка, на снимке над желтенькой бульбочкой такое цельное пятно льда. Правее далеко еще. Интересно, как быстро с севера начал лед таять, это с Ямала теплый воздух пошел. Думаю, что их прекрасная ледовая эпопея приближается к завершению, [еще] несколько дней. Могут написать диссертацию на многие темы от психологии совместного пребывания, победы оптимизма до тонкостей погодных изменений и поведения льдов. Наилучшего. Спутники продолжаю выискивать.

24 июл в 20:32

Это теплобалансовые процессы и течения. Всю жизнь взрослую этим занимаюсь, но природа каждый раз выдает все, как в первый раз. И этот немыслимый ежегодный ее труд: сначала лед появить, затем растаять – это вечный круг, как все, что живое на земле, завораживает и возвращает к мысли, что первично.

25 июл в 9:17

Полина, ветер дует. Лед дрейфует. Справа темная полоса, это прибрежная полынья. Ребята поднялись хорошо к северу. Впереди, черное, тоже чистая вода.

25 июл в 20:30

Полина, добрый вечер! Там сегодня не очень хороший ветер, наверное, лед стал давить. Больше с северной кромки очистится. Их облачностью накрыло, но будем следить.


25 июл в 22:04

Полина, их сдрейфовало ветром, там перестройка в ледовой. Если есть возможность двигаться, то я стрелочками нарисовала и координаты точек. Но завтра северный и свежее. С Севера лед будет еще быстрее разрушаться. Им, может, завтра переждать, главное – избежать зоны сжатий. И 27.07 уже будет совсем иная картина.

26 июл в 10:25

Сегодня над ними 100% облачность и северный ветер, а завтра – ясно и тихо. Им просто сегодня отбиваться и не попасть в сплоченную массу. 27.07 все увидим.

Настолько аномальный год. Смотрела весь Севморпуть до Восточно-Сибирского моря очистился, и только наш дракон – так массив смотрится на карте – не пускает. Но буду ловить все снимки. Доброго дня.


———

Команда верфи Товарищества поморского судостроения сердечно благодарит Елену Скрипник за интервью и ежедневную помощь экспедиции проекта «Мангазейский морской ход»

———

Примечание: для ледовых прогнозов Елена Николаевна Скрипник использует данные спутников Sentinel-1, Sentinel-2 и Sentinel-3 Европейского космического агентства, созданное в рамках проекта GMES (Глобальный мониторинг в интересах охраны окружающей среды и безопасности).

———

#МузейНаПалубе #ФондПотанина #креативныймузей
#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ

Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициативМинистерством культуры Архангельской областиСеверным Арктическим федеральным университетомПолитехническим музеем и Музеем Москвы.

Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризмаПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Turist, Триумф-МаринFishmaster — Graff, Azot Outdoors (Drake Brake), BTraceDexshell (DexShell), Вольный ВетерFORMULA 7Архангельский водно-моторный центр, Станция Проверки Аварийно-Спасательного Имущества «СПАСИ».

1 комментарий к “Дрейф во льдах – Байдарацкая губа, 21-26 июля / экспедиция «Мангазейский морской ход»”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − шесть =

Прокрутить вверх