Первое дело на верфи сейчас – проект «Мангазейский морской ход». Экипаж готовит снаряжение, починяет лодку, собирает катамаран, сверяется с картами. До похода остаётся три дня, работы идут в авральном режиме и занимают почти все мысли команды. Тем не менее, подумали мы, стоит пояснить суть проекта для тех, кто, возможно, впервые услышал о нём и ещё не вполне разобрался, что у нас происходит.
Для новых читателей капитан экспедиции Евгений Шкаруба и репортёр верфи Катя Суворова подготовили краткий справочный текст по самому дерзновенному проекту лета-2024. Итак, встречайте – «Мангазейский морской ход. Часто задаваемые вопросы».
ЧТО ТАКОЕ МАНГАЗЕЙСКИЙ МОРСКОЙ ХОД? (И ЧТО ВООБЩЕ У ВАС ПРОИСХОДИТ?)
«Мангазейский морской ход» — это торговый путь, который в XVII веке был проложен поморами от Русского Севера к Сибири: от Северной Двины до Тазовской губы и далее по реке Таз до города Мангазея. Мангазея, в свою очередь, – первый русский город за Полярным кругом, в Западной Сибири; опорный пункт оживлённой магистрали, по которой шла торговля пушниной. Жизнь города, который потрясал своим богатством средневековых путешественников, продлилась всего 77 лет, после чего он был оставлен и надолго забыт. И хотя сейчас его следами занимаются уже археологи, путь от Русского Севера до Сибири стал одной из важных страниц в истории нашей страны: во-первых, потому что открытая первопроходцами дорога послужила колоссальному расширению и экономическому развитию Русского царства, а во-вторых, потому что смелость и отвага поморов-путешественников, идущих «встречь солнцу» морями, реками, озёрами и сухопутными волоками потрясала и вдохновляла многих путешественников от Средневековья вплоть до настоящих дней.
Вдохновила она и нас. Летом 2023 года в Архангельске и Москве мы построили, а точнее, пошили еловой вицей – без гвоздей – традиционный поморский карбас «Матера» и прошли на нём от Великого Устюга до Архангельска под парусами и на вёслах.
В этом году мы отправляемся в главную экспедицию проекта. Команда мореходов, исследователей, учёных и художников повторит путь средневековых первопроходцев-освоителей и отправится в «златокипящую Мангазею»: через Белое, Баренцево и Карское моря – одной из самых опасных и трудных дорог, ведущих с Севера на Восток.
СКОЛЬКО ПРОДЛИТСЯ ПОХОД?
Выход из Архангельска назначен на 8 июня, а завершение экспедиции запланировано на 25 августа – то есть, поход продлится чуть больше двух с половиной месяцев. За это время экипаж экспедиции пройдёт почти 3000 километров.
КТО УЧАСТВУЕТ В ЭКСПЕДИЦИИ?
В экспедиции участвуют: два историка, один антрополог, один научный журналист, один собиратель древностей, один оператор-фотограф, один блогер, один главный строитель самых больших строек… Практически все они – морские практики с опытом хождения под парусом. Это специалисты, которые будут исследовать движение «Матеры» по маршруту, снимать фильм об экспедиции, встречаться с местными жителями и детьми, читать лекции в рамках проектов «Мангазейский морской ход: плавучий лекторий» и «Мангазейский морской ход: Музей на палубе», а также вести дневники и управлять судном.
КАКИМ БУДЕТ МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ?
Архангельск – Горло Белого моря – Зимняя Золотица – Ручьи – Койда – Мезенский залив – Канинский полуостров – Чижа – Канинский волок – Чешская губа – Индига – Святой Нос – Поморский пролив – Русский Заворот – Печерское море – Варандей – Платформа «Приразломная» – Вайгач – Югорский Шар – Амдерма – Карское море – Усть-Кара – Байдарацкая губа – Ямал – Бованенково – Ямальский волок – Саяха – Обская губа – Тазовская губа – Тазовский – Мангазея.
ЭТО ОПАСНО?
(Задумчивое покачивание головой). Это всё, что называется, на грани разумного риска. Если нам будет везти с погодой, и если не спешить, то будет нормально. Если мы встретимся с плохой, тяжелой погодой, если нам придется выходить во время шторма, то это, конечно, не очень хорошо. Вряд ли мы встретимся с такими плотными льдами, которые начнут затирать нас, но какие-то шальные [ледяные] поля сейчас еще могут быть на морском пути.
ЧТО СТРАХУЕТ ВАС В ПОХОДЕ?
Прежде всего, опыт и знания, на которые опирается каждый капитан, принимая решения. А если технически, то с нами в экспедицию идёт судно сопровождения – отличный большой катамаран. Плюс у нас будут все современные средства связи: рации, навигаторы с картами, спутниковая тарелка и трекеры, чтобы наши близкие и все, кто наблюдает за проектом, могли видеть, где мы находимся..
ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО?
[Взялись, так теперь уж надо]. А если серьезно, то Мангазейский морской ход и освоение Сибири – это действительно важная страница в жизни нашей страны. Интерес представляет, во-первых, само повторение исторического маршрута от Белого моря к Сибири, а во-вторых, идея пройти этот путь на деревянном карбасе без мотора. Мало кто сейчас ходит в море на деревянных лодках, и мало кто повторял этот маршрут. В прошлый раз это сделали Дмитрий Буторин с Михаилом Скороходовым на карбасе «Щелья» в 60-х годах, но они шли под мотором, и это кардинально меняет дело. Главный вызов для нас – это пройти весь путь под парусом и на вёслах. Такого никто не делал уже очень и очень давно.
Текст: Евгений Шкаруба, Катя Суворова
Фото: Лидия Плеханова, Галина Суханова, Андрей Тарбаев
Проект «Мангазейский морской ход – Плавучий лекторий» реализуется совместно с Президентским фондом культурных инициатив, Министерством культуры Архангельской области, Северным Арктическим федеральным университетом, Политехническим музеем и Музеем Москвы.
Проект «Мангазейский морской ход – Музей на палубе» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Экспедиционное снаряжение предоставлено компаниями TopON, 1853 / флисовая одежда для яхтинга и туризма, ПФ БЕРЕГ | Палатки УП | Печи |, Триумф-Марин, BTrace, Fishmaster, Авантмаркет, Вольный Ветер, FORMULA 7, Архангельский водно-моторный центр.
#МангазейскийМорскойХод #ПлавучийЛекторий #ПФКИ
#МузейНаПалубе #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей #музей4_0