Второй поворотный шпангоут, живенький кимженский карбасок, модель «Ламинарии» и ижемские курортники. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
29 января, понедельник
Артём с Алексеем наносят пропитку перед укладкой кильсона.
Сам кильсон, который до этого стоял как бы на примерке, подняли в воздух, и теперь он висит на цепных талях, как большая качель.
Поля покачалась, хоть и не очень хотела.
Пришёл на верфь молодой паренёк по имени Даниил, будет у нас работать. По древнему обычаю Даниил, как и всякий юный человек, ступивший под своды верфи, для начала приставлен к Александру-механику, дабы пройти через горнило истинной столярной науки. Будет зашивать потолок, а там посмотрим.
На обшитые стены вернулись баннеры партнёров верфи.
Был мастер-класс для детей из школы №34.
30 января, вторник
А вот красивая картинка: шхуна и половина Ивана.
Половина Ивана (и даже весь Иван целиком) легко проходит между двумя рёбрами шхуны и может попадать внутрь лодки коротким путём, минуя лестницу со второго этажа.
Артём так не может, он застревает на полпути (он говорит – это важно! – что застревание происходит в области груди, а не в области живота, то есть, это просто грудь его богатырская так широка). Поэтому Артём пользуется лестницей.
После обеда Артём с Алексеем взяли лимбербордовы доски и начали их ставить на герметик (первую доску), струбцины и смолу (начиная со второй доски).
Три послойно склеенные и притянутые друг к другу струбцинами лиственничные лимбербордовы доски вместе представляют собой лимбербордов брус. Таких брусьев будет два – по одному с левого и правого бортов шхуны.
Пока ребята ставят доски, Женя (с кормы) и Миша (с носа) наблюдают за тем, как хорошо и ладно воплощаются в жизнь их проекты и планы.
31 января, среда
Игорь поставил первый шпангоут модели карбаса «Матера» для проекта «Мангазейский морской ход. Шпангоут сделан из обрезков брештука одного из наших карбасов, а брештук, в свою очередь, из кокоры.
На фото видно, что этот шпангоут – двухчастный. В Сибирь этой модели не ходить, волоком не волочиться, поэтому так тоже можно.
А возле макетного стапеля у Игоря есть небольшой склад маленьких, почти игрушечных кокорок.
1 февраля, четверг
Приходил директор Северного морского музея Евгений Тенетов. Жене и его коллегам приглянулся карбасок, который мы недавно привезли из Кимжи, чтобы по его образу и подобию построить ещё одну лодку для нашей Мезенской флотилии.
Так вот, оригинал этого карбаса поедет теперь не обратно на поветь, о нет. Теперь его ждёт почётный отдых среди экспонатов коллекции Северного морского музея.
А перед этим мы его отреставрируем.
Каждой лодке – достойную старость.
2 февраля, пятница
Ваня собрал второй поворотный шпангоут. У этого шпангоута поворот читается уже очень хорошо.
Нанесли пропитку на носовую часть шхуны. Теперь она похожа на коленку, которую намазали зелёнкой.
Алексей с Нуркеном сверлят дырки под шпильки, все в лазерных лучах.
Артём поставил пять из шести лимбербордовых доски и начал готовить место под днищевой стрингер шхуны.
Андрей реставрирует модель теплохода «Ламинария» для Архангельского водорослевого комбината. Сухогруз «Ламинария» был частью флота комбината, в конце девяностых его списали, а позже утилизировали. Есть у этой лодки сестра по имени «Даурия» – она и сейчас ходит из Архангельска на Соловки вдоль Летнего берега Белого моря.
Александр с Даниилом починяют кимженский карбасок для Северного морского музея. Фотографироваться Даня не любит, но выхода у него теперь особенно нет.
Временами вокруг них собирается небольшая судостроительная толпа. Дело в том, что лодка эта очень веселит наших мастеров своей живостью, аутентичностью и стариной.
Периодически можно услышать комментарии:
– Точность подгонки поражает.
– Слушай, ему вообще не до этого было, он должен был срочно идти на промысел.
– Доски, возможно, выдернуты из забора.
– Что ты хочешь, строили, из чего было.
– А я-то со своей переживал, какие гвозди выбрать: какая марка, какая форма клёпки.
– А он бы тебе сказал: «Я её построил за неделю и ходил на ней двадцать лет. А ты?»
– И ответить-то нечего.
В общем, великие были люди старые мастера. Строили из всего, из чего могли. Строили и ходили.
3 февраля, суббота
Ещё раз съездили на делянку за кокорами.
Если попробовать написать в телефоне «кокорный выезд», то Т9 меняет слово «кокорный» на слово «курортный». Такая вот тонкая ирония искусственного интеллекта над живыми людьми.
На фото: группа ижемских курортников на отдыхе.
Кажется, закрыли сезон. Заготовленные кокоры будем вывозить с погрузчиками (какое счастье!).
Фото и текст: Катя Суворова
Проекты верфи в 2024 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра, Министерства культуры и Правительства Архангельской области.
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic