Мангазейский морской ход, 10 – 14 июля. Перо руля и первые шитые набои морского карбаса.

Недельные новости – в традиционном дневнике проекта.

10 июля, понедельник

Начали ставить пояса обшивки большого морского карбаса. Первым пошёл левый шпунтовый набой.

Технология такая: перед установкой доски обшивки распариваем часа по два вот в таком аппарате. Это нужно для того, чтобы набой стал более пластичным.

Потом бегом тащим набой к стапелю и крайне оперативно, еще горяченьким, ставим на закладку и закрепляем в нужном положении при помощи рычагов (со стороны штевней) и клещей (вдоль киля, по восемь-десять клещей на набой). Когда доска подсохнет и запомнит нужное положение, её можно будет подгонять по-хорошему.

Несмотря на все наши старания, набой ведет себя плохо и почти сразу даёт трещину. Вдобавок, один из рычагов стукнул Артёма в лоб, аж искры из глаз. Но Тёма мужик крепкий, устоял и продолжил работать.

Саша Антонов, тем временем, взялся вытесывать перо руля: топором и скобелем. Как обычно, эпично.

11 июля, вторник

Саша Антонов продолжает скульптурные работы с пером руля: выводит его профиль, вытесывает лишнее топором, убирает мясо. Вся работа делается по волокнам, чтобы в будущем перо не увело, не закривило и не загнуло. Деталь выполняется по форме корня из цельного комля с кокорой.  Окончательный размер пера будет определен при установке на карбас, а пока что всё делается с запасом.

По ходу работы ведутся споры о конструкции румпеля. Мы хотим румпель с узорами, но стандартное решение конструкции не позволяет развернуться в художественном плане. Придётся искать золотую середину между судостроительными стандартами и стремлением к красоте.

12 июля, среда

Подогнали первый правый набой карбаса. Не треснул.

Вообще, шпунтовый набой – самый сложный и требует сложной подгонки.

Молодёжь занимается вицей и нагелями.

Наводим порядок вокруг верфи: выровняли и поставили на место роульс, киповую планку и кнехт.

Антонов продолжает вытесывать и выстрагивать перо руля. Посмотрите на эволюцию этой детали и восхититесь.

13 июля, четверг

Иван с Нуркеном начали шить правый шпунтовый пояс карбаса.

Никита с Матвеем строгают нагеля.

Артём поставил левый шпунтовый набой – и он снова треснул (но не сразу, как первый, а уже на следующий день, то есть, продержался значительно дольше).

После некоторой паузы и разнообразных слов, произнесенных беззвучно, настало время критики вероломно треснувшей доски. «Она мне сразу не понравилась. Ни вид её, ни цвет». «Ёлка, что ты хочешь. Такой уж у неё дрянной характер».

Сжав зубы, сняли набой. Завтра начнем готовить новый, а в понедельник предпримем следующую попытку его установки.

Фото и текст: Катя Суворова

#ПоморскаяШхуна

#ШколаСудостроения  #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр

#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29

#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ

#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов

#Makita #JET #Powermatic

Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.

Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 + семнадцать =

Прокрутить вверх