Возвращение с Волги, бурение земель, поиск кокор, множество новых слов и краткие советы по уходу за капитанами. Минувшая неделя на верфи – в традиционном дневнике на нашем сайте.
10 мая, среда
Женя вернулся из волжской переделки, проехал кучу дорог и очень хочет спать, но судостроение не ждет.
А вот Миша еще в пути. С Волги и из Вологды он направился в Каргополь, а оттуда в Кенозерье, где распаковал наши карбаса к предстоящим экспедициям «По следам традиционного судостроения Поморья». Теперь Миша держит путь в Архангельск.
На верфи все проснулись и оживились.
Нурик бурит землю с шагом два метра десять сантиметров и глубиной сто пятьдесят сантиметров. Получаются симпатичные ямки для установки наружной экспозиции, которую мы строим в рамках проекта «Заветный флот».
В ямки Нурика мы поставим свежеокоренные еловые столбы. Столбами занят Антонов: выбирает в них пазы.
Все остальные стоят вокруг Нуркена с его ямами и радостно советуют, как ему надо копать и бурить землю. Нурик делает это с размахом, которому он, кажется, и сам удивлен. Возможно, вернувшись домой, Нуркен станет флагманом ручного бурения земляных ям.
Кстати, еще о ямах. По идее, бурить землю нужно на два метра вглубь. Но по некотором размышлении, приняв во внимание данные за глобальное потепление и учитывая тот факт, что глубина промерзания земли на Севере уменьшилась, мы решили закапывать столбы только на два метра. Считаем, что этого будет достаточно.
Продолжаем готовиться к постройке большого карбаса для проекта «Мангазейский морской ход». Поскольку лодку мы будем строить по старинным технологиям, то и подготовка у нас соответствующая: пробуем шить вицей. Катя сняла об этом небольшой ролик, вот он:
На этом видео наш столяр Игорь Козьмин сшивает еловые доски вымоченной в воде и скрученной еловой же веткой. Название инструмента, которым Игорь вытягивает и подколачивает вицы, нам неизвестно. Игорь сделал его сам, по памяти, потому что «видел такой у Лёшки».
Вот как работают наши мастера.
11 мая, четверг
Женя выспался после экспедиции и ходит по верфи в прекрасном расположении духа. Кажется, воды Волги-реки подействовали на него благотворно. С капитанами всегда так: их вообще вредно подолгу держать на суше, они от этого становятся мрачными и невеселыми. Каждого капитана необходимо своевременно выпускать на простор, вымачивать в воде и просушивать на ветру и на солнце. Делайте так, и ваши капитаны всегда будут, как новенькие. И прослужат вам долгие годы.
Из Москвы приезжал Егор Староверов, распаковал свой карбас «Ковда» и оставил его раздышаться на воздухе, а сам уехал в Москву.
Тем временем, на верфи:
Игорь продолжает шить вицей. Наташа потворствует ему в этом, вбивает клинышки, скручивает ветки и так далее.
Еще Наташа занимается шпринтовым, который нужно «подскруглить» (заметьте: если в русском языке нет нужного нам слова, то мы нисколько не смущаемся, а просто придумываем его на месте и тут же начинаем им пользоваться).
А еще Игорь вышел на финальную часть постройки модели соломбальской парусно-моторной ёлы, и подписывает ее конструктивные элементы. Посмотрите, как много здесь занятных слов! Клямс, карленгс, баксовая штука, стыковой футокс – чего здесь сторлько нет!
12 мая, пятница
На верфи тоже почти никого. Утром пришел Женя и увлек всех за собой – в лес, искать кокоры для «Мангазейского морского хода» (невзирая, между прочим, на брожение весенних соков). Дело в том, что прошлые кокоры из Красноборска нас огорчили, оказавшись старыми и гнилыми. Надеемся, что новые сочные кокоры нас порадуют.
Вернулся из Кенозерья Миша. Вернулся и считает заработанные в экспедиции деньги. Денег нет. Миша говорит, что, с одной стороны, это очень грустно, а с другой – очень упрощает подсчеты, ведь гораздо легче посчитать то, чего мало, или чего вовсе нет.
Александр, между тем, шьет потолок.
Так закончилась вторая короткая праздничная неделя. Видит Бог, мы делали все, что могли.
Фото и текст: Катя Суворова
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ПоСледамТрадиционногоСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ФондПотанина #ПФКИ
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#Makita #JET #Powermatic
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Производственная часть проекта «Поморская шхуна» осуществляется при содействии партнеров-производителей профессионального инструмента Powermatic и Makita.