Сборка транцевой рамы; визит министра культуры; бот, который дошел до Брно; кошка, которая живет Там, и древняя магия, защищающая стройматериалы на верфи. Минувшая неделя – в традиционном дневнике на нашем сайте.
6 февраля, понедельник
Ваня рушит временную выставочную палубу. Рушит, разумеется, затем, чтобы строить шхуну дальше. Очень в этом преуспевает.
Артём собирает транец.
Александр и Александр, воспользовавшись отсутствием высшего командного состава, разобрали рейсмус. Но потом ответственно собрали его обратно.
Миша внезапно снискал литературную известность. Его текст о подлёдной рыбалке в Пурнеме репостят сообщества с названиями вроде «Великий русский северный путь». Есть нюанс: репостят почему-то под именем Александра Антонова. Антонов пытается от этого откреститься и восстановить справедливость, но пока без особого успеха, потому что редакторы сообществ не внемлют его просьбам.
А Женя, Полина, Миша и Тенетов провели совещание по регате. Позвали на него Николая Выморкова. Регата обещает быть интересной.
7 января, вторник
Миша проектирует «Поморскую шхуну». Говорит, что в этой работе преобладает бесконечное переделывание. Вчера были одни шпильки двенадцать, другие болты шестнадцать, а сегодня все шпильки, и все шестнадцать. Вчера нагеля были двадцать, а сегодня двадцать пять. Вчера раки были по три, но большие, а сегодня по пять, но маленькие! (Здесь звучит отсылка к монологу Жванецкого, если вы вдруг не знали).
Артём соединил флор с тимберсами транцевой рамы.
Заклеили флор для тридцать шестого шпангоута.
Ваня взялся делать модель бота.
Игорь размышляет о том, как ему малковать шпангоуты модели ёлы.
Все, кто участвовал в подлёдной рыбалке в Пурнеме, размышляют о том, куда деть центнер наваги.
Катя, уходя в пятницу на выходные, забыла нанести на свой лист ОСБ защитное заклинание, которое хранит все стройматериалы на верфи. Абсолютно серьёзно: если вы не хотите лишиться своей доски или бруска, или обрезка шпангоута, или куска фанеры, или чего-то ещё, что вам любо и на что вы строите какие-то столярные планы, то вы должны нанести на неё древние защитные слова «не брать», а иначе – пеняйте на себя.
Можно использовать другие вариации заклинания с похожим смыслом. Можно нанести надписи со всех сторон. Можно также перекрестить охраняемый объект, обратясь к востоку. Можно спрятать его в уголок и прикрыть чем-нибудь для надёжности. Но ни в коем случае нельзя оставить на верфи ни единой доски без надписи «не брать», если только вы не готовы с ней расстаться. Ей обязательно найдут какое-нибудь применение!
Так, Катина ОСБ, оставленная без древней магической защиты, в выходные была невозмутимо распилена на шкафы. В качестве возмездия по совету Артёма и Александра Катя забрала себе лист ОСБ, принадлежавший захватчику её фанеры.
Поскольку лист захватчика был меньше и сгодился только на заднюю стенку голубиного дворца, Катя отправилась в Леруа за новым листом ОСБ и получила предложение выйти замуж от сотрудника отдела распиловки. При этом соискатель руки и сердца из трёх заданных размеров фанеры выпилил правильно только один, так что предложение, разумеется, было отклонено.
Команда заявила, что ревнует, но утешилась признанием недостижимой высоты своих распиловочных навыков и уверением в том, что ни на какого отчаянного распиловщика своих супергероев-плотников Катя ни за что не променяет.
А Катины доски на верфи теперь очень убедительно защищены от нашествия любых похитителей пиломатериалов.
8 февраля, среда
Артём снимает малку с транцевой рамы, попиливает и пошкуривает.
Транцевую раму, между прочим, составляют: два тимберса, бимс, флор и шесть контртимберсов.
Женя обсуждает со студентами грядущую лекцию в САФУ. На лекции команда будет делиться с молодым поколением своим судостроительным опытом.
Ваня с Александром и практикантом Артёмом сняли лампу под потолком ангара – чтобы продолжить зашивать крышу.
Получили и разгрузили 50 листов ОСБ для зашивки потолка в рамках гранта «Заветный флот».
На экскурсию приходили школьники, добывали себе смолу с пола ангара.
Команда сканирования чертежей архива Соломбальской судоверфи готовится к новому этапу работы. Оборудовали стол для сканирования специальной щёточкой, которая будет удалять пыль с материалов.
На кухне обсуждают массу и силу, а также агрегатное состояние стекла в раме и вопросы физического постоянства. В качестве примера максимально стабильного явления наши эксперты приводят колебание атома цезия и политическую систему в России.
Катя сегодня переделывала почти всё, что сделала вчера, потому что Артём как истинный наставник призывает своих учеников к столярному совершенству. Ни больше, ни меньше!
9 февраля, четверг
Артём методично и аккуратно выпиливает посадочное контртимберса.
Даня практикует гиревой спорт и высечение огня.
Миша проводит занятие «Лаборатории деревянного судостроения».
Саша Антонов сделал вот такого альбатроса. Альбатрос теперь парит в углу кухни.
Ваня с Ульяной доклеивали пятку флора и сделали заготовки раскладной мебели для верфи.
Михаил Кожевников подарил верфи прекрасный шлюпочный компас, который был так нужен Жене в прошлую навигацию, когда морские практики шли на «Вашке» вокруг Канинского полуострова.
10 февраля, пятница
На верфи день высоких визитов, так что команда прибирается, а Антонов – кормилец наш и поилец – заряжает тесто на шаньги.
Кате поставили задачу разобрать на дрова гору обрезков вместо торцовки. Тёма, который сидит на стульчике неподалеку и пилит посадочное, не сводит глаз с обрезков, потому что намерен топить ими печь и теперь неспокоен.
О, извечный конфликт художников и хозяйственников! Где Катя видит симпатичные домики, Артём видит добротные дрова. Каждая отложенная на домики доска оставляет глубокую царапину на Тёмином сердце.
«Я всё Жене расскажу! – плачущим голосом восклицает Тёма, глядя, как очередной обрезок ложится на полку, а не в мешок с дровами. – Сыпай-сыпай давай! В мешок сыпай!».
Два мешка дров переезжают к Тёме в багажник. Пятнадцать аккуратных досочек остаются за Катей.
После приборки начинают приходить гости.
С министром культуры Архангельской области Оксаной Сергеевной Светловой делимся планами и обсуждаем возможное грантовое сотрудничество.
С депутатом Госдумы Михаилом Леонидовичем Кисляковым говорим об упрощении процедуры регистрации карбасов и других народных судов, построенных местными судостроителями. А попросили об этом Михаила Леонидовича мезенские судостроители. Вопрос очень актуальный.
12 февраля, воскресенье
В воскресенье, как обычно, работает «Школа поморского судостроения». Дети своими руками делают табуретки.
Вечером пришла фотография из города Брно. Теперь один из наших постеров украшает дом семьи Артёма Кривополенова и Наташи Лыжниковой. Таким образом, наш бот для Мурмана дошёл до Чехии!
Из неожиданных коллизий: на верфи появилась кошка. Кроме Саши и Вани её никто не видел, но она есть.
Она материализовалась ниоткуда и днем прячется неизвестно где.
Антонов, который дежурит на верфи по ночам, говорит, что кошка ТАМ. «Там» в данном случае обозначает буквально где угодно.
«Может быть, она сейчас ровно там, где ты стоишь! Сидит под досками и молчит. А как ее достать – непонятно».
Антонов хочет договориться с кошкой и выставить её культурно. Выманивает кошку молоком и навагой.
Кошка ведёт себя недоговороспособно. В руки не идёт. Орёт ночью. К оставленной еде подходит только тогда, когда уходят все люди, и то не сразу. Зато проявляет навыки бывалой форточницы Мурки: пробирается на закрытую кухню, переворачивает мусорное ведро в поисках рыбьей требухи, тырит Тёмин пирог, дербанит его на части, чтобы достать из него мясо, и снова уползает ТУДА. Теперь она наелась и продержится у нас ещё две недели», – сетует Антонов, который больше всего опасается нашествия на верфь кошкиных детей в нескольких поколениях.
Фотографии кошки у нас нет (см. предыдущий абзац, недоговороспособность). Так что представьте себе любую уличную кошку, и не ошибётесь.
Не переключайтесь. Продолжение следует.
Фото: Катя Суворова, Евгений Шкаруба
#ПоморскаяШхуна
#ШколаСудостроения #ГЦАО #ГрантыГубернатора29 #Губернаторскийцентр
#ЛабораторияДеревянногоСудостроения #ФондПрезидентскихГрантов
#АгентствоРегиональногоРазвития29 #АРР29
#ЗаветныйФлот #ПФКИ #ФондПотанина #музейбезграниц #креативныймузей
Проекты верфи в 2023 году реализуются совместно с Северным Арктическим федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Агентства регионального развития, Фонда президентских грантов, Президентского фонда культурных инициатив, Губернаторского центра и Правительства Архангельской области.
Проект «Заветный флот» реализуется победителем конкурса «Креативный музей» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина», а также при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Из шлюпочного компаса необходимо удалить воздушный пузырь через технологическое отверстие путем добавления жидкости. Раньше добавляли чистый спирт. Если сейчас там что-то другое то лучше сдать на станцию обслуживания морского порта.