Верфь Товарищества поморского судостроения проводит цикл мастер-классов по традиционным народным промыслам «Топорное дело». Новым мероприятием цикла станет мастер-класс «Берестянка: мастер-класс по шитью традиционной берестяной лодки», который проведет Александр Владимирович Шутихин.
Дата: 5-9 октября
Время: с 10 до 13 и с 14 до 18 часов
Место: Верфь Товарищества поморского судостроения (наб.
Северной Двины, 17 стр. 1)
легкая лодка в мире» (автор — Игорь Полещук).
Более 30 лет Александр Шутихин из города Котлас профессионально занимается берестяным ремеслом, старается всё делать по традиционным технологиям, которые постоянно изучает. Его интересует всё, что связано с обработкой бересты начиная с глубокого прошлого, заканчивая современным дизайном.
Тема берестяной лодки для Шутихина возникла сама собой на стыке интереса к истории обработки традиционных материалов, увлечении водным туризмом и краеведением. Было желание узнать обо всём и сделать всё, что касается традиционных изделий из бересты, хотелось всё опробовать в реальных условиях. С 2003 года мастер собирает материалы по берестяным лодкам. В 2007 году была построена первая лодка, а в последствии ещё 20 различных берестянок. С 2007 по 2010 года с исследовательскими и рекламными целями были проведены четыре экспедиции (р. Пушма, р. Юг, р. Северная Двина, Белое море, Кенский волок) для каждой из которых строилась отдельная лодка.
Берестяная лодка — яркий элемент речной культуры, которая некогда бытовала на огромном пространстве таёжного пояса Евразии. Каркасные конструкции в судостроении самые древние, интересны и заслуживают внимания.
Технология изготовления берестянок не менялась в течение последних 2-3 тысячелетий. Берестянки применялись до середины 20-го века коренными народами Сибири и Дальнего Востока. Эвенкийское название лодки — джяи, джевун, у нанайцев – эматти, у якутов – туос тыы. Нашли они отражение и в фольклоре аборигенов Северной Евразии. Есть упоминания в таможенных книгах Московского государства середины 17 века о бытовании берестяных каючков на Северо-Западе России, на реках Вычегда и Северная Двина. Путешественники и этнографы прошлого описывали берестянку аборигенов Сибири начиная с 18 века. Это был незаменимый элемент в жизнедеятельности кочевников, охотников и рыболовов.
Берестяная лодка относится к группе каркасных лодок. Форма вытянутая, полукруглого сечения, с симметричными острыми носом и кормой. Каркас состоял из рамы и множества шпангоутов и стрингеров, для изготовления которых использовались ветви деревьев или расщепленная древесина. Он нёс основную нагрузку во время эксплуатации, а покрытие из одного или нескольких листов бересты предохраняло от воды. Сшивались листы нитями животного или растительного происхождения. Швы герметизировались смолой хвойных деревьев с добавлением жира. Строилась лодка для одного — двух человек. Длина могла быть от 3.5 до 10 метров при ширине от 0.7 до 1 метра. Высота бортов от 0.25 до 0.40 м. Вес лодки на одного человека составлял от 12 до 15 кг. Весла чаще всего двухлопастные.
Берестяную лодку можно было быстро изготовить с помощью простейших инструментов за короткое время. Лёгкая и надежная, она могла несколько сезонов служить охотникам и рыболовам.
Возродить утерянные навыки строительства берестянок и их популяризация являются целью деятельности мастера Александра Шутихина последних 15 лет.
Проект «Топорное дело» реализуется Товариществом поморского судостроения при поддержке Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
#ТопорноеДело, #Российскийфондкультуры, #нацпроекты, #творческиелюди, #нацпроекткультура, #Министерствокультуры