1 июля. Пришел Даня. Пришел и красит. Даня поступает на истфак, а в свободное время решил помочь нам на верфи – мы очень рады. Вообще, сейчас на верфи идут в основном лакокрасочные работы. Первый карбас покрасили на третий слой. То есть, он практически готов! Ждем только паруса. Скоро будем грузить его на прицеп и готовиться к спуску на воду. Второй карбас прогрунтовали и начали красить внутри. Покрасили девять весел. Всем карбасам назначили имена. Какие – пока не скажем. Игорь делает весла. Сегодня доклеили для них последние две заготовки (всего их двенадцать). Артем изготовил два брештука, закончил это дело на день раньше. Еще сделал подлегарсы и начал устанавливать планширь на третий карбас. У Миши с Сашей Антоновым готова табуреточка, она же тумба, она же створный знак. А еще начали делать душевую. Пока идет первая стадия работ, а именно – крушение. Но очередь в душ можно занимать уже сейчас!
![Даня красит слани](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/ede71bbbced2428438dd6824733a674c.jpg)
![Сергей красит карбас](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/8e20b3572ed3be905495df435674d60d.jpg)
![Руль](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/39e59b53c8fa061c183b0764843e4c49.jpg)
3 июля. Сегодня спустили на воду первую регатную лодку – карбас «Койду». Посмотрели каков карбас на ходу, сели за вёсла, попробовали грести, посмотрели его управляемость рулем. Первые выводы: грести на традиционном судне нужно учиться, потому что крепление вёсел на нем не современное. Кроме того, нужно учиться грести в команде. Теперь нам предстоит исследовательская работа вёсельного хода наших карбасов. Завтра начинаем тренировки. Разбивать бутылку шампанского о борт, выстроганный, зашлифованный и выкрашенный с таким усердием, поостереглись. Ограничились безалкогольными напитками. Тем не менее, событие радостное. Спасибо «Курганским прицепам» – спонсорам триумфального проезда «Койду» по улицам Архангельска.
!["Койду" готовится к спуску на воду](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/b9051da521467da12d6b18236804267a.jpg)
!["Койду" готовится к спуску на воду](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/dfa133b8193efd7a5a61076b726ae8d2.jpg)
!["Койду" готовится к спуску на воду "Койду" готовится к спуску на воду](https://pomor-schooner.ru/upload/medialibrary/f01/f018d0ea1f2c4caae17527517a85804d.jpg)
!["Койду" готовится к спуску на воду](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/091d4fbe4278ee3608d482ed68c3c7d8.jpg)
!["Койду" готовится к спуску на воду](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/02a3c1ab3ddb8d428ba3daab2b81daa0.jpg)
!["Койду": спуск на воду](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/842927ba48d96d0f1e04c06771c23e10-1.jpg)
5 июля. Регатный карбас «Койду» вчера прошел первые испытания. Ребята во главе с Женей прогребли на нем вокруг Мосеева острова, отметили ряд вещей, которые нужно доделать и переделать, и привезли «Койду» назад на верфь – доделывать и переделывать. В частности, нужно подогнать расстояние между передней и задней банками, чтобы гребцы сидели достаточно компактно, но при этом не мешали друг другу. Кроме того, закончили покраску корпусов всех регатных карбасов. Артем устанавливает планширь, Игорь почти закончил делать весла и начал ставить банки. Можно сказать, что мы вышли на финишную прямую.
6 июля. Игорь поставил банки и начал ставить степсы на третий карбас. Саша Антонов пишет и переписывает названия карбасов разными шрифтами. Артём доделал планширя с брештуками. Женя подкрашивает вёсла. На вёсла поставили ограничители, чтобы они не выскакивали из кочетов. Нестор с Сергеем занимаются упорами на сланях, чтобы гребцы могли упираться в них ногами и грести по-хорошему, от всей души.
![Карбас "Койду"](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/57cd0b1d9ba1a928190d08265bf42142.jpg)
![Карбас "Сейгод"](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/4cf3c3cf2c27ee031f8549721dc7c97a.jpg)
![Сергей, Нестор и слани](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/8e66d811ffb3e2ed301cf074d5d94621.jpg)
7 июля. Заканчивали брештуки, докрашивали корпуса, делали утки, степсы, красили и вешали рули. Мелких работ с двумя карбасами еще много. Саша продолжает совершенствоваться в начертании карбасных имен. У команд САФУ имени М.В.Ломоносова и Северного морского музея состоялись тренировки с Женей. Сломали два кочета, следовательно, их можно бы усовершенствовать. Приехала Катя из Благовещенска, будет помогать нам с дизайном проекта.
![Верфь, карбасы "Койду" и "Сейгод"](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/368b52c44adc741ce906b46f6ed3740d.jpg)
8 июля. Опробовали новый способ крепления весла к кочету, теперь будем его практиковать (и надеяться, что отныне наши кочета будет не сломить). Прочее рабочее: Игорь делал и доделал банки, Богдан ставил утки, Артем занимался пайолами (это то же, что и слани, а ещё их зовут рыбинами, так что можно выбрать любое название себе по сердцу). Подкрашивали то и се, клеили заготовку двадцать седьмого флора. Студенты из САФУ сканировали архивные чертежи. Прошло три тренировки на воде — команд Северного Морского музея, судостроителей верфи Товарищества и студентов САФУ.
![Гребная тренировка](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/31c485a308485051ebb427a7c941b4da.jpg)
9 июля. Приехал Никита Карбасов! Весь день красил с Мишей слани карбаса «Пошто» и все остальное, что нужно было покрасить. Примеряли паруса на карбас. Грот оказался большим, пришлось переставить кормовые утки для грота-шкота. Придумывали упоры для весел. Кажется, придумали. Будем использовать стропу. Добавляем гуськи на борта «Сейгода». Поставили банку в «Пошто», установили кницы. Купили кранцы. Поставили понтон на пристани у Северного Морского музея! Состоялось это великое дело благодаря «Росморпорту», который и дал нам этот понтон, и привез его, и установил. А мы порадовались. Теперь тренировки регаты стартуют от Северного музея, который мы тоже благодарим за предоставленное пространство!
![Никита Карбасов красит карбас](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/accf8964bd6a32568979812b9581f681.jpg)
![Установка уток на карбас "Пошто"](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/f927a74e7e433950706b6c61ba97f761.jpg)
!["Сейгод": покраска](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/9f7779a41c14bd53ca58cd5b82e444e3.jpg)
![Примерка парусов на карбас "Пошто"](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/c2eb735c9a6f82a755e9800dab738029.jpg)
![Установка понтона на пристани у Северного Морского музея](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/efcee5642dcb19d148f81225f2cc397a.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/ec510ac73f23907d5deff08041a9a608.jpg)
12 июля. Миша делал отбойник для привального бруса на понтоне у Северного Морского музея. Из-за низкого борта лодки залезали под понтон, так привальник пришлось опустить.Нестор и Богдан работали на причале вместе с Мишей: переставляли утки на «Койду», подкрашивали, шпатлевали и доделывали весла. На верфи прошла встреча по поводу регаты. Договорились о теоретических занятиях. Во вторник Игорь проведет теоретическое занятие на тему устройства лодки и теории паруса. В среду Женя проведет занятие по МППСС-72. Эта аббревиатура расшифровывается как «Международные правила предупреждения столкновения судов», а 72 — это год их последнего издания. Этим правилам 50 лет, они не меняются, и значит это, что они очень хорошие, работают долгие годы и всех радуют.
Резали веревки, много веревок на всё: на шкирты, на кранцы, на ограничители для весел. После того, как веревки нарезали, на всех на них нужно было наложить марки — это обвязка тонкой нитью на свободные концы веревок, а нужна она для того, чтобы веревки не распушались. Игорь наращивает грот-мачты, потому что, как выяснилось в ходе практических испытаний, рулевому за гротом ничегошеньки не видно. Так что парус нужно немного поднять, чтобы дать рулевому обзор и правильно настроить парус. В субботу докрасили все карбасы и все планшири, поставили кочета на «Сейгод» и прижимные планки для кочетов, установили на свои места банки, поставили защитные пластины под весла.
!["Койду" и "Вашка": поход на Кегостров](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/e0a8e5d900846fe9c78efa4bdbdb9263.jpg)
!["Койду" и "Вашка": поход на Кегостров](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/2465a07ed608dde7c871227dc64e8912.jpg)
13 июля. Заканчиваем и спускаем «Сейгод». Катя рисует дипломы для регаты. Сергей заканчивает весла. Очень много покраски в конце работ с карбасами (Наташе досталось!). Готова створная рекламная тумба для регаты.
Игорь ведёт теоретические занятия для участников регаты.
![Теория лодки и устройство паруса - лекция Игоря](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/bad3868e698d875fbe9abfa7222618e3.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/7bcc2b6d6a0840028e296a1c04a9576f.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/7997eef023962581ab93ee3e3c043217.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/7fcda0522b3dc5a7c7802a4898d669ed.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/cd511a14407fe935b694c79469ba39bd.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/12766724e25d77f2b2c1f06bed0fb13c.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/822a98621c0dba8425bf882314038e9f.jpg)
14 июля, среда. Начали уборку, которую закончили только в четверг.
Миша превратил сушилку в практически выставочное пространство — развесил и разместил в ней кокоры и прочие симпатичные судостроительные штуки. Говорит, все дело в том, что он любит наводить порядок. В любом случае, все, кто знал сушилку до Миши, потрясены до глубины сердца. Вова с Нуриком сначала помогали Мише, после этого прибирались внутри ангара, а потом готовили доски к поклейке очередного шпангоута — ни при каких обстоятельствах мы не забываем о том, что строим шхуну. И строим ее! Наташа, Нестор и Богдан работают на спущенных карбасах: подкрашивают слани, переставляют утки, прикручивали упоры, прибивают ограничители для трубок на кочетах. А вечером все команды тренировались на вёслах, потому что не было ветра.
![Украшение верфи к ужину кораблестроителей](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/6b17f71e97ef8c0316916f538358336d.jpg)
![Порядок от Миши Крупенина](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/3b7ee5fe343f9b4ff193edd5d1e22059.jpg)
15 июля. Вчерашняя уборка продолжалась сегодня до 17:30, когда начался официальный прием гостей судостроительного форума «Матица». Днем Вова, Никита, Сергей и Нурик заклеили шпангоут. Нестор проводил парусную тренировку. Миша бездельничал. То есть, сначала развесил с Катей флаги расцвечивания, а потом уже бездельничал. Как закончил бездельничать, пошел тренироваться и лавироваться. Говорит, что когда идешь на совсем против ветра, а в острый бейдевинд, то лавироваться можно: все хорошо, карбаса идут и идут быстро, тренировка успешная. Вечером прошел ужин судостроителей — и не просто так, а под аккомпанемент хора фрегата «Штандарт».
Кстати, к вопросу ужинов: дурацкую парту, на которой мы готовили еду на кухне, заменили на достойный верстак. Его еще предстоит отшлифовать и покрыть лаком, но все равно уже лучше, чем парта. Продолжаются мелкие доработки по карбасам, которые не закончатся до самой регаты — а все потому, что мы стремимся к идеалу. Еще в этот день мы украсили музейное судно «Коммунар» флагами расцвечивания.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/1f10bdccd9fcb5a44a8fad927f5d2446.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/b977c1cfeccd7be59ecd8ad24594a721.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/813dd88a0afd42f3c49a7ccb604c58ac.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/a2908db5a70f7803e5211a649b254624.jpg)
16 июля, пятница. День перед регатой. Были гости: генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева. Без фонда Потанина не случился бы проект «Матица» и «Поморская карбасная регата»! Состоялся сбор судостроителей, на верфи презентовали доклад об экспедиции на остров Вайгач в рамках форума «Матица». Товарищество посетил представитель Речного регистра. Обуждали вопросы регистрации, освидетельствования и классификации лодок самостоятельной постройки. Вопрос более чем актуальный, потому что нам нужно регистрировать наши карбасы, а в будущем — и шхуну. И все, на что мы захотим поставить мотор. Регистрация — это большая проблема.
Искали пути решения этого вопроса и не сказать, чтобы нашли. Но еще не вечер! А вечером тренировались.
Пока тренировались, сломали шпринтов на одном из карбасов и поехали его чинить. Ситуация штатная, поскольку люди только учатся ходить под парусом и на веслах. Другой работы почти не было, разве что Игорь собрал двадцать восьмой шпангоут, Артем обтесал первый тимберс двадцать седьмого шпангоута, а ребята заклеили второй. Было много журналистов.
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/470bcceadef4758ff387919fcfe4b87d.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/f7515f1e52fa8059d2a6c0eb8186d240.jpg)
![](https://seapractic.ru/wp-content/uploads/2022/04/7c5ac85f4cfa7c3f28c5b30c95ef091c.jpg)
Дневник верфи ведет репортер Товарищества Катя Суворова.
Фото: Катя Суворова, Женя Шкаруба, Михаил Крупенин.
#неделя_на_верфи #ГостиВерфи #ФондПрезидентскихГрантов
#ПоморскаяКарбаснаяРегата
Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.