Дневник верфи, 5-9 апреля 2021 года

«Надежда» и «Радость», «Антей» и «Мангазея», художник Александр Флоренский и прогулки по акватории, аэросани и тюлени, дедов рубанок и великая пыль. Какой была эта неделя на верфи – в нашем материале на сайте.

5 апреля, понедельник.
Артем делает второй набой регатного карбаса, получается не очень быстро. Женя попробовать вырубать шайбы, получается более-менее ничего. Нужно кого-то поставить на эту работу. К вечеру выклеили вторую ветку тридцать первого шпангоута. Стали разваливаться струбцины, мы ждем новых — хороших, самодельных, а пока используем ваймы для того, чтобы хорошо сжимать пакет склейки. Клеили сегодня Никита Гмырин, Лёня, Алексей, Богдан Родионов и Медведь Кобби, что приехала к нам из Москвы на две недели. С утра Кобби сканировала чертежи рабочей шлюпки, после обеда участвовала в склейке, а к вечеру вместе с Лёней они обстрагивают доску в рейсмусе. Женя привез еще одну механическую таль, а еще сегодня приехала медь. День непростой.

6 апреля, вторник.
Женя говорит, что день ужасный и ощущение такое, что мы топчемся на месте. Артем взял отгул и ускакал по своим делам. Игорь взялся учить Нестора, и поэтому его производительность уменьшилась раза в три. Днем он остругивал тридцать первый шпангоут, к вечеру решил все это догазовать и даже схватился за дедовский фуганок. Рассказал, кстати, что в Японии у столяров есть соревнование на самую тонкую деревянную стружку. Мастера сострагивают с дерева цельную стружку длиной в пять метров, разница в толщине идет на микроны. Японцы очень созерцательные.Основная группа товарищей – Никита Гмырин, Алексей, Леня и Бобур – пробуют наладить экономичную выклейку флоров. Для этого напилили много тонких ламелей и будем разбивать ламель флора по участкам: криволинейные участки флора и прямые участки. Постараемся скомбинировать их так, чтобы не слишком тратиться на дерево, не сострагивать его впустую. Работа это непростая. Кобби продолжает сканировать чертежи. Из Академгородка Новосибирска приехал свежеотчисленный из университета Нестор. Думаем, что с ним нам будет работаться намного легче.

7 апреля, среда.
Артем установил третий набой – сельдяной карбас подрос. Игорь продолжает заниматься обработкой ветвей тридцать первого шпангоута. Никита Гмырин начал учиться усовать доску. Дело в том, что поставщики еловой доски нас подвели — доска не очень хорошая. Приходится из нескольких досок делать одну хорошую. На качестве карбаса это никак не отразится, зато мы научимся усовать (то есть, наращивать доски, соединяя их «в ус»). Долго провозились в поиске правильной технологии выклейки флора, который имеет довольно крутой излом, но кое-что уже получилось (а кое-что – нет). Будем продолжать исследование в области криволинейной склейки. Кобби продолжает сканировать чертежи. С кафедры ЮНЕСКО из САФУ приходила экскурсия ребят, которые летом будут участвовать в сканировании чертежей архива Соломбальской судоверфи. И – наконец-то – приехал Миша Крупенин! Привез из Воронежа соленые помидоры. Предвкушаем их сладость.

8 апреля, четверг.
Шьем четвертый набой сельдяного карбаса. Клеим «в ус» доски для пятого и строгаем доски для последующих.Острогали два тимберса тридцать первого шпангоута. Поставили заклейку тридцать первого флора. Доделываем шкафы в раздевалках — так, чтобы они закрывались, сохраняя всем личное пространство. Гоша с Богданом делают штапики для остекления палубы. Нестор режет медь на шайбы. Миша Крупенин подбирает оборудование, которое нам нужно для дальнейшей работы. Женя Шкаруба с Женей Тенетовым из Севмормузея разрабатывают маршрут, по которому нужно будет провести художника Александра Флоренского, чтобы он смог посмотреть местные плавсредства и написать их портреты в рамках театрально-музыкального фестиваля «Транзит». Вечером к нам прибывает Никита Карбасов, это хорошо.

9 апреля, пятница.
Весна. Снег вокруг верфи растаял. Ветер намекает на недалекий ледоход, а волны, которые он гонит по луже — на большую воду. В цеху дым коромыслом — пильные диски затупились и поэтому пылят будь здоров. Это ничего, потому что сегодня как раз пришли новые. И не только диски, но и много другого инструмента и разных нужных вещей. А пока ребята работают, как ёжики в тумане. Вова Рогозин с Нестором Куркиным напилили и обработали много тонких (0,5 см) и узких (5,5 см) длинных досок, из которых в три стопки по 240 мм мы будем клеить большой флор. Собственно, тогда ребята и подняли всю эту великую пыль. Вове даже пришлось пропылесосить самого себя, потому что во всем должен быть порядок. Пыль залетела и на открытую палубу — выставку чертежей архива Соломбальской судоверфи загодя укрыли стеклом и полиэтиленом с ног до головы, так что она в безопасности. Для пущей надежности ее охраняет плюшевый медведь Медведя, которая шлифует шпангоуты машинкой внизу. Артём делает пятый набой сельдяного карбаса. Игорь помогает ему, а когда помощь не нужна, то занимается столом для нашего общежития на Чумбаровке. Гоша Кан стеклит камбуз. Богдан Родионов варит замок и ручку для сейфа, где будут храниться самые ценные вещи. Репортёр Катя ходит по верфи и напевает песню «Пыль» — не только потому, что пыль, но и потому, что накануне значительная часть товарищей нашего Товарищества посещала концерт Бориса Гребенщикова — и была очень довольна.

Женя Шкаруба с Женей Тенетовым показывают художнику-«митьку» Александру Флоренскому местные плавсредства. В пятницу они проехали на аэросанях по акватории Северной Двины, встретили «Радость», которой, по слухам, уже 110 лет, и двух весьма юных в сравнении с ней тюленей. В субботу посетили ковш «Красной кузницы» с обаятельными «Рассветом», «Мангазеей», «Надеждой» и «Антеем» (здесь вспоминается Бродский: «Я буксир, моё имя Антей. Впрочем, я не античный герой»).

Многие из этих славных плавсредств вскоре будут написаны художником Александром Флоренским в рамках музыкально-театрального фестиваля «Транзит». Мы считаем, что они определенно достойны этого!

Благодарим Архангельское отделение «Росморпорта» и лично Алексея Богунова за организацию таких прекрасных экскурсий и Александра Флоренского – за внимание к старым добрым, славным корабликам Архангельска. Они этого заслужили!

Дневник верфи и фоторепортаж с места событий ведет репортер Товарищества Катя Суворова.

Фото: Женя Шкаруба, Катя Суворова.

Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.

#неделя_на_верфи

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − два =

Прокрутить вверх