«Сокровища Соломбальской судоверфи» – разговор с владельцем архива Сергеем Николаевым.

«Нужно просто взглянуть на один чертеж, чтобы сразу понять его ценность. К примеру, все признают ценность живописи. Написать картину – это уже сложно. А теперь представьте себе, как это: рукотворно создать вот такой чертеж на кальке, со всеми выкладками, вручную, а не на принтере. Это целое искусство! 

Сначала нужно детально спроецировать все это в голове, потом перенести на материальный носитель – это огромный человеческий труд. На верфи работали талантливые люди, многих из них уже нет в живых, и их опыт, их знания уникальны в своем роде. Мы должны сохранить то, что знали и умели, может быть, только они одни».

После открытия выставки-презентации «Сокровища архива Соломбальской судоверфи» мы получили множество вопросов о судьбе уникальных документов: как после долгих лет архивного хранения чертежи вновь увидели свет, где они хранятся и что с ними будет после оцифровки? На все эти вопросы ответил для нас нынешний владелец архива, директор ГК «Гольфстрим» Сергей Николаев.

По словам Сергея Николаевича, архив Соломбальской судоверфи перешел к нему вместе со всем предприятием: «В 2011 году я полностью выкупал предприятие у его предыдущего владельца. После этого я начал заниматься хозяйством, знакомиться с людьми, которые на этом предприятии работали.

Среди этих людей была Валентина Ивановна Тутыгина, которая хранила архив. Всю свою жизнь она проработала на этой верфи, духовно жила своим делом. Мы говорили с ней, и она сказала, что этот архив необходимо сохранить.

Я начал помогать ей в этом деле, а она объясняла мне, что к чему, и где какие чертежи. С 2011 по 2018 год она проверяла и систематизировала эти документы архивы.

У нас на предприятии есть два помещения, в которых находится основной фонд архива, есть библиотека, в которой находятся редкие книги и документы. Такого объема технической литературы и проектов судов, которые представлены там, я думаю, нет больше нигде в России и, вероятно, во всем мире.

Здесь вся культура поморского деревянного судостроения со времен основания верфи и до девяностых годов.

Эта верфь была основана в 1911 году и называлась «Поморский эллинг». Там строились зверобойные шхуны, доры, «соломбальцы».

Основная продукция Соломбальской судоверфи в 70-е – 80-е годы шла на экспорт.

В 1993 году хозяином этого предприятия стал норвег Эрик Янссон, который строил на верфи яхту «Британия». После него предприятием владели москвичи, у которых я позже его выкупил.

Екатерина Суворова: Как поняли что этот архив имеет ценность? Мы знаем, что многие архивы на самых разных предприятиях при смене владельцев просто утрачиваются, люди не считают нужным хранить какие-то старинные документы…

Сергей Николаев: Нужно просто взглянуть на один чертеж, чтобы сразу понять его ценность. К примеру, все признают ценность живописи. Написать картину – это уже сложно. А теперь представьте себе, как это: рукотворно создать вот такой чертеж на кальке, со всеми выкладками, вручную, а не на принтере. Это целое искусство!

Сначала нужно детально спроецировать все это в голове, потом перенести на материальный носитель – это огромный человеческий труд. На верфи работали талантливые люди, многих из них уже нет в живых, и их опыт, их знания уникальны в своем роде. Мы должны сохранить то, что знали и умели, может быть, только они одни.

ЕС: Как появилась идея сделать архив достоянием общества?

СН: Год назад мы познакомились с Евгением Шкарубой, который начал реализовывать идею возрождения деревянного судостроения на Севере. Договорились с ним, что все документы нужно будет подробно изучить и оцифровать.

За все предыдущие годы работы архив систематизировала Валентина Ивановна, разложила все по папкам. Большая часть документов находится в первозданном виде.

Никто, кроме нас и Евгения Викторовича, еще не имел доступа к этим документам. Даже я сам, открывая и просматривая архивные папки, старался лишний раз не перелистывать страницы чертежей, понимая их ценность.

Теперь наша цель – сохранить культурное наследие Русского севера. Мы хотим сделать так, чтобы материалы архива Соломбальской судоверфи стали достоянием любого человека, которому интересно традиционное деревянное судостроение.

ЕС: Чем сейчас занимается предприятие-наследник Соломбальской судоверфи и что Вы могли бы рассказать лично о себе, о своей связи с судостроением и морем?

СН: Сейчас предприятие занимается эксплуатацией и ремонтом водного транспорта.

У нас есть свой флот, мы занимаемся эксплуатацией кораблей. Наш профиль – коммерческие суда.

Но есть и духовный момент, связанный с сохранением наследия деревянного судостроения. Сейчас суда строят из металла и пластика, а раньше основным материалом было дерево.

И Соломбальская судоверфь в определенное время была единственным предприятием, которое занималось деревянным судостроением спортивных, туристических и промысловых судов.

А лично о себе… Я женат, у меня двое детей, мы живем в Соломбале. Я занимаюсь любимым делом, не раз ходил в море. В 2007 году я окончил юридический факультет Поморского Государственного университета. Потом стал заниматься бизнесом, в 2011 году стал владельцем этого предприятия. Теперь я хочу сохранить, приумножить культуру поморского судостроения, потому что здесь я родился, вырос, учился, создал семью. Север для меня родной.

ЕС: Как Вы видите дальнейшую судьбу подлинников архива?

СН: Я думаю, что они останутся здесь, в нашем регионе. Мы с Евгением определим, где конкретно они будут храниться, экспозиции это будут или архивные помещения.

Для начала я хочу, чтобы всё это было оцифровано и систематизировано.

Об экспозициях и других вариантах сделать архив доступным будем думать после оцифровки.

Точнее пока сказать не могу. Архив очень обширный, и даже такой площади, которая есть, к примеру, на верфи (прим. ред. – 550 квадратных метров), не хватило бы для того, чтобы показать все документы. Мы будем прорабатывать этот вопрос и вернемся с ответом. 

ЕС: Но в любом случае Вам не хотелось бы, чтобы подлинники уходили в какие-то частные коллекции?

СН: Ни в коем случае, это исключено. У меня одна цель – быть полезным городу, где я родился, и обществу, в котором я живу. Север – моя родина, я люблю свой город и буду всячески содействовать его развитию всем чем, что я могу.

Записала Екатерина Суворова.

Проекты верфи в 2021 году реализуются совместно с Северным (Арктическим) федеральным университетом и Северным морским музеем при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства регионального развития, Администрации губернатора и Правительства Архангельской области.

#портретыверфи #портретыверфи_товарищество

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =

Прокрутить вверх