11.07.2018, Свольвер (норв. Svolvær)
«Джульетта» стоит практически на рыночной площади в центре Свольвера. Она встретила нас свежестиранным бельем, которое придавало ей очень домашний вид. Здесь, в Свольвере, чуть ли не единственная марина со стиральной машинкой на Лофотенских островах, по крайней мере среди тех, где мы были. Поэтому Женя, наш капитан, на радостях постирал все что мог. На «Джульетте» можно теперь играть в прятки.
Вечером мы ждем Рината, еще одного члена нашей команды, а пока распаковываемся, готовим ужин, уже сходили в магазин и закупились продуктами на поход.
12.07.2018
На борту команда: Ринат Набиев, Виталий Лазуткин, Ольга и Кирилл Золотуские, Евгений Шкаруба.
С утра познакомились с лодкой, прослушали инструктаж по технике безопасности. Выходим из Свольвера в идем на материк в Будё, там Женю ждет новый стаксель.
Виталий сегодня дежурный капитан, он первый стоит на руле, я — штурман, слежу по планшетнику за нашим маршрутом, Ринат — боцман, Кирюха — матрос.
Вокруг Свольвера очень красиво, погода замечательная. Ринат учит узлы, остальные наслаждаются солнцем.
Встали порыбачить. Вместо обещанной трески ловится сайда, но в огромных количествах. Быстро сматываем удочки, пока ее не стало слишком много, главное вовремя остановиться.
Загорать можно и в одежде 🙂
Ветер то есть, то нет. Паруса то ставим, то убираем. Но упрямо двигаемся к цели.
Пришли в Будё в 10 вечера. Виталий, проявляя чудеса кулинарного искусства, приготовил замечательный плов из красного риса. Про рыбу и говорить нечего, свежепойманая, очень вкусная!
13.07.2018, Будё (норв. Bodø)
Парус на борту, можно спокойно сходить погулять. Идем в музей авиации.
Музей оказался очень интересным, особенно часть с военной авиацией. Музей расположен в бывшем здании аэропорта, можно подняться на настоящуу диспетчерскую башню, какой она была много лет назад.
Женя с Ринатом пошли в магазин за инструментами, а мы с Виталием на лодку в душ и готовить еду.
Идем на северо-запад, в сторону острова Ландегоде. До Лофотенских островов дойти сегодня не успеем. Планируем встать на якорную стоянку. Удочки не убираем.
Рыбачим, опять сайда. Попался один минек.
Увлеклись немного.
20:00 Встаем на якорную стоянку в небольшой бухте и идем жарить рыбу.
14.07.2018
С утра мы съели салат из вчерашней сайды и позанимались. На фото: решаем задачки на приливы.
Снимаемся с якоря и идем на Лофотены в местечко Сёрвоген (норв. Sørvågen), расположенный недалеко от деревушки Å (читается как «О»). В этой деревушке заканчивается (или начинается?) европейская трасса Е10, ведущая в Швецию.
Сегодня прохладно, все утеплились. Кирилл сегодня штурман, его очередь приглядывать за рулевым, чтобы не урулил куда-нибудь не туда.
Сегодня пасмурно, ориентиры видны плохо. Идем под парусами, накрапывает дождь. В какой-то момент на руле я потеряла ориентир и попросила штурмана помочь мне вырулить куда надо. Кирюха спросони, после послеобеденного сна, перепутал лево и право и мы скрутили поворот оверштаг. Гик перекинулся на другую сторону, но тут пришел капитан и все встало на свои места.
Недалеко от места, куда мы идем, находится знаменитый водоворот Мальстрём. Вот, что написано про него в Википедии:
«Находится между островами Ферё и Москенесёй. Возникает вследствие взаимодействия приливных и отливных волн со сложным рельефом дна и сильно изрезанной береговой линией. Представляет собой систему завихрений в проливе. Впервые упоминается в атласе Герарда Меркатора, изданном в XVI веке».
Говорят, что водоворот возникает 2 раза в сутки и во время максимального прилива рев воды слышен на несколько километров. Лодочки и кораблики возят туристов смотреть Мальстрём, такой вот туристический атракцион. Мы, видимо, попали не в то время, а может слишком спокойный океан, но никакого водоворота мы не увидели и не услышали.
Опять ловим рыбу. Сегодня для разнообразия скумбрия.
В 8 вечера пришли в Сёрвоген. Встали лагом к симпатичной норвежской деревянной лодке, пообщались с ее хозяином. Он живет на материке, но часто приезжает в отпуск сюда, на Лофотены. Говорит, что здесь спокойно.
После ужина пошли гулять. В Сёрвогене находится Норвежский музей телекоммуникации. Деревня являлась вторым местом в Европе где 1 мая 1906 года появился радиотелеграф. Мы попали на какой-то праздник, по улицам ходят толпы молодежи с бокалами вина и пива наперевес. На центральной площади устроена сцена, на которой играют явно приезжие группы, концерт продолжается далеко заполночь. Место очень красивое, гуляли где-то до часу ночи.
15.07.2018
С утра мы собирались сходить в деревушку Å, посетить там рыбацкий музей, но наши планы нарушил попутный свежий ветер. Пришлось быстро собираться и выходить, чтобы не упустить такую удачу. Ставим паруса бабочкой и мчимся на всех парах.
Те, кто еще не умеет, учится рулить в условиях шторма.
Идем в городок Стокмаркнес, который получил статус города только в 2000 году.
Во второй половине дня море немного успокаивается, становится видно окрестные горы, хоть пока и в дымке. В некоторых местах даже появляются клочки синего неба.
Швартуемся к небольшому понтону в Стокмаркнесе в 7 вечера. Кирюха подключает нас к электричеству и воде. Так сложилось, что это теперь его обязанность.
16.07.2018
Стокмаркнес. С утра сходили в магазин, затарились продуктами.
Поднимаем паруса и идем в Анденес, самую северную точку Лофотенских островов.
Кирилл с Ринатом разбираются с бегучим такелажем.
По пути заходим в Сортланд, там большой магазин со всякими инструментами, Женя докупает детали для ремонта.
Идем дальше, мосты-мосты. Так и кажется, что заденем мост верхушкой мачты, хоть и знаешь, что там минимум 3 метра запаса, а все равно.
Обед на свежем воздухе.
Встретили катамаран и лодку под русским флагом, идущих встречным курсом, помахали. А через 5 минут Женя получил в мессенджер сообщение от своего коллеги с нашей фотографией. Вот она, глобализация и компьютеризация :). Отправили им их фото, мы их тоже сфотографировали.
Снова ловим рыбу, на этот раз удалось поймать треску. Вокруг необыкновенно красивое голубое море и тупики. Тупики очень смешные, машут крыльями часто-часто, но близко не подпускают, ныряют сразу.
Очень сложный заход, Женя смотрит в планшетник, я смотрю за глубиной под килем, Виталий на руле.
Встаем рядом с двухмачтовой деревянной норвежской лодочкой около девяти вечера, небо просто феерическое.
Ближе к полуночи пошли гулять. Закат плавно переходит в рассвет, солнце не заходит с 19 мая по 25 июля. Мы находимся в 300 км. к северу от Полярного круга.
Возле маленького маяка Женя запускает квадрокоптер, вот как это выглядит с высоты птичьего полета.
17.07.2018
Задача на сегодня: увидеть китов. Для этого мы засылаем своего шпиона и выясняем, когда отходит туристическое судно, на котором ходят смотреть китов. У них есть приборы, которые позволяют этих китов засечь, а мы просто сядем им на хвост.
Выходим чуть заранее, чтобы сделать вид, что мы сами по себе. Заодно, чтобы было легче его потом догонять. Ходит-то он существенно быстрее нас.
Через какое-то время нас обгоняет судно с туристами на борту. Китовое сафари началось.
Гнались за китами около 2-х часов. Первого кита увидели издалека, толком не успели рассмотреть, он ушел под воду. Теперь надо ждать когда он выплывет еще раз. Ждать довольно долго, за это время мы успели подойти поближе и застыть на носу с фотоаппаратами. Кит всплывает, лежит минут 5, дышит, испуская фонтаны воды. Затем он изгибается и уходит под воду. Главное не упустить момент, когда хвост оказывается над водой.
Посмотрев китов, идем в деревушку Стё (норв. Stø), она расположена на самом севере острова Langøya. Море необыкновенно спокойное и красивое. Ставим автопилот и наслаждаемся жизнью. Облака купаются в воде.
По дороге рыбачим. Сегодня поймали 3 вида рыб: треску, минька и морского окуня. Окунечки ловятся на одну удочку с треской. Треска крупная, мы увлеклись ловлей. Но в конце-концов треска оборвала крючки с двух удочек и ушла опять на глубину. Особенно расстроился Кирюха. Он уже почти вытащил огромную треску из воды, она уже болталась над водой, но сорвалась вместе с крючками. Надо завтра покупать новые удочки.
Улов перекочевал в раковину. Жене придется все это чистить, он у нас главный специалист, поднаторел уже в морских походах. А Виталий специалист по жарке рыбы, она у него получается необыкновенно вкусная.
Пришли в Stø в начале шестого вечера.
Stø совершенно игрушечная деревушка возле двух гор, на одной из которых расположена военная база с огромной шарообразной антенной наверху. После ужина пошли гулять. Догуляли до вершины горы. На базу путь закрыт, поэтому пошли на другую вершину, повыше. С нее раскинулся прекрасный вид на деревню, окрестные горы, озера, залив на другой стороне, и асфальтовую дорогу к базе, ныряющую в тоннель.
Сначала мы полезли в гору втроем с Кирюхой и Виталием, потом к нам присоединился Женя. Ринат пошел на другую вершину, поменьше.
Джульетта красуется за белым домиком в гордом одиночестве.
Полуночное солнце.
Спускаемся вниз, пора спать.
18.07.2018
С утра позанимались. По опыту предыдущих двух дней стало понятно, что если не позаниматься утром, то вечером на это нет уже моральных сил, да и времени. Вышли уже после полудня. В планах встать на якорную стоянку, но непонятно, что будет вечером с погодой. Пока погода пляжная. Ветра практически нет, а солнце шпарит. Кирилл сегодня штурман.
Я испекла брауни с черникой. Мы поставили лодку на автопилот и пошли пить чай на бак.
Хорошо сидим!
Во второй половине дня появился ветерок, поставили паруса.
Идет фронт.
Ветер налетел сильный, но удивительно теплый. Порой даже кажется, что мы на юге. Идем с хорошим креном.
Ветер подул-подул и утих. Потом снова подул, с другой стороны. Периодически накрапывает дождик, то пойдет, то перестанет. Решаем, что в таких условиях стоять на якоре будет не очень спокойно. Идем опять в Стокмаркнес.
19.07.2018
С утра идем с Виталием и Кириллом в музей круизной компании Хуртигрутен. Ринат спит, будить жалко, Женя занят. В Стокмаркнесе находится штаб-квартира норвежской круизной компании Хуртигрутен (Norwegian Coastal Express). Кроме круизов они также занимаются паромными и грузовыми перевозками. Периодически мы с ними встречаемся на морских просторах.
Начинается дождик. А ведь мы сегодня собирались в Тролльфьорд. Выходим около полудня, натягиваем крышу над кокпитом, мокнуть не хочется. Кирюха рулит.
Чудо-юдо рыба кит.
Дождик заканчивается, в небе появились просветы. Есть надежда на солнышко во фьорде троллей.
Входим в Тролльфьорд.
К тому моменту как мы достигаем конца фьорда, солнце уже светит вовсю. Вокруг красота необыкновенная. Не удержались и встали на якорь, хоть это и не самое удобное место для якорной стоянки. Кирилл с Виталием полезли купаться.
Женя сварил поморскую уху, решаем кушать прямо здесь, в этой красоте.
Джульетта на рейде в Тролльфьорде.
Снялись с якоря только в 9 вечера, идем на остров Скрова. Облака ночуют на плечах гор. Опять встречаем Хуртигрутен.
Из судового журнала:
«0050, пришли на островок Скрова. Это недалеко от Свольвера. Я про этот городок давно слышал и читал в лоциях, но никак не мог сюда заглянуть. Несколько островов, тесно прижатых друг к другу и соединенных дамбами, образовали затейливую гавань. Живописные домишки выстроились по периметру деревянных пирсов. Есть несколько понтонов для яхт, но они все заняты. Мы встали лагом к двум чартерным лодкам с ребятами из России. Капитаны Денис Филипов и Алексей Никулин. Одна из лодок — катамаран Lagoon 45 в северном варианте потряс своим теплым кокпитом. Это не лодка, а дача. А в кокпите как в сенях большого деревянного дом. Топчаны какие-то, матрасы, одеяла. Очень уютно. Правда, Денис жалуется, что эта махина не хочет ходить. Ни под парусами, ни на моторе. На двух моторах с оборотами 2500 катамаран идет со скоростью 6 узлов. Странно как-то. Может, пианино на него закатить?»
20.07.2018
В 6 утра выпустили ребят, у них смена экипажа и кому-то утром на самолет. После завтрака взяли с собой все для пикника и полезли на гору.
Пикник на вершине. Грилим сосиски.
«Джульетта» в гавани.
После пикника мы с Виталием и Кириллом спустились к пляжику, мужчины опять искупались. После фьорда троллей вода им показалась не такой уж и холодной.
В 7 вечера выходим в Свольвер. Он совсем недалеко, его видно через залив. В 20:30 приходим на заправку, после заправки идем в центр Свольвера, туда же, где «Джульетта» стояла перед нашим приездом.
Это наш последний переход. Всего прошли 366 морских миль.
Утром после уборки попрощались с «Джульеттой» и ее капитаном. Едем домой.