Тромсё. Коммерческий причал неподалеку от центра города.
Стоим пришвартованные лагом к большому бермудскому шлюпу экспедиционного типа. Стальной, немного помятый француз. Принимает на борт своих французских практиков. Мы встали к его борту сегодня днем, когда закончился предыдущий этап. Только пришли, все вместе сделали уборку, распрощались — всё в суете… Непросто так на ходу расстаться с экипажем.
На борту «Джульетты» экипаж: Владимир Колачев, Валерий Афонасов, Дмитрий Машков, Виктор Метла, Альвина Ширинская и Евгений Шкаруба. В середине дня успели съездить в магазин и купить осушитель воздуха — это такая пластиковая штука, размером с чемодан, работающая от 220 вольт, которая добывает из воздуха до 20 литров воды в сутки. Влажность в лодке стала самой серьезной проблемой во время зимнего плавания. Я всерьез забеспокоился. С потолка, с люков льётся конденсат. Посмотрим, как поможет нам осушитель.
Место рядом с французской лодкой оказалось неудобным и небезопасным. Пару раз мимо нас прошли паромы, подняли волну. «Джульетту» так качнуло, что чуть не вылетели кранцы. Когда уборка закончилась, я пошел погулять по набережной и увидел, что совсем рядом есть отличная, полупустая марина. Вечером перешли на новое благоустроенное место. Встали к понтону, подлючили все обогревательные приборы, осушитель и довольные легли спать.
25 марта
1100, вышли из марины Тромсе. Идем заправляться водой.
Незамерзшей пресной воды в Норвегии почти не осталось — морозы, которых давно не видали здесь. Приходится заправляться где и как придется. Хорошо, что работник большой заправки не стал вредничать, выдернул шланг из бездонного бака большого рыболовного траулера и заправил нас вне очереди.
Вышли из Тромсе.
1400-1800, рыбачили с переменным успехом. Наловили рыбы на два дня.
Видели большую касатку, прошла мимо в трех корпусах нас. На север. Даже не обернулась.
Вавхтенный дворник и впередсмотрящий.
Между снеговыми зарядами.
1930, плотный снегопад. Пришли в марину городка Странн. Очень узкий вход в марину, зашли буквально на ощупь. Координаты 69*14’N 017*58’E. Дневной переход составил 39 миль.
26 марта
Утром в электроколонке выбило предохранители. Устали от наших электрообогревателей. Пробовали заправиться водой — бесполезно. Замерз шланг, теперь уже наш.
Снежные работы.
1000, снежные заряд один за другим. Вышли из марины. Идем в слепую, по указаниям впередсмотрящего. С места рулевого ничего не видно. Ждать, когда снег пройдет, нет смысла — заряды подходят с каждой тучкой.
1200, прибираем палубу от снега. После каждого заряда. В основном, чтобы было веселее.
Во время зарядов, кроме впередсмотрящего и дворника, есть вахта на радаре, самая теплая.
Почему-то перестало включаться подруливающее устройство. Ломаем голову — почему?
19оо, пришли в Харстад. Здесь новый, модный понтон для яхт. Большое плавающее сооружение из бетона. Глубина его, если не ошибаюсь, около 2,5 метра. Длина метров 200. Плавающий мол защищающий гавань от волны.
Встали к понтону, нашли электричество. Марину и офис будем искать завтра.
За день прошли 48 миль.
27 марта
Был в яхтенном магазине, купил метлу для палубы. Нашел начальника порта Харстада, пытался договориться о том, чтобы поставить здесь «Джульетту» до летних плаваний. Безрезультатно. Слишком большая девочка и обязательно нужен кто-то, чтобы присматривал за ней.
В конце затянувшейся первой половины дня встали у грузовой стенки и залили воду.
Снежные человечки — привет уходящей зиме.
1450, вышли из Харстада. Мрачнеет вокруг, снег несется перпендикулярно, но быстро его проносит, снова выходит и улыбается нам солнце. Так кочуем. Ром и сало нам помогают. Аля на руле, слушаем в кокпите «Суер Выера».
Вечером нагулявшись, так и не наловив рыбы, пришли в местечко Раудскёр. Здесь есть небольшая верфь и главное — подьемник. Присматриваем его на будущее, чтобы покрасить днище осенью. Подъемников в районе Лофотенских островов мало.
Остались здесь у небольшого понтона на ночь. Координаты 68*34’N 016*31’E. Прошли сегодня всего 15 миль.
28 марта
1100, долго собирались с выходом.
Отошли от понтона, поставили паруса и начали лавироваться против ветра. Ходко идем бэйдевиндом правого галса с заметным креном. В реальности стоим против течения. Мимо навстречу проходят большие суда, а мы застыли на месте.
Солнце. Рассматриваем фьорды. Норвежцы чемпионы по организации жилья на окраинах.
1125, скорость относительно воды 5.5 узла — истинная 0-2 узла.
1600, прошли фьорд и повернули в залив Нарвика. Поставили паруса бабочкой и летим с попутным ветерком. Скорость до 10 узлов.
1800, пришли в Нарвик. Марины нет, есть совсем небольшой понтон на две трети длины нашего корпуса. Очень необычная, но сравнительно комфортная стоянка. Есть душ, есть электричество. Даже стиральная машинка есть, правда, без сушилки. Зачем — не пойму.
Прошли сегодня 50 миль.
29 марта
Пытались гулять. Снег и холодный ветер. Дмитрий и Виктор уехали.
1200, стартовали. Встречный ветер до 20 узлов.
1310, поставили паруса. Грот зарифлен. Лавируемся против ветра на выход из залива. Хорошо, что здесь нет волны.
1630, отлавировались 15 миль и встали к заснеженному пирсу местечка Лиланн. Снега здесь так много, что понтон почти утонул под тяжестью. Координаты 68*28’N 016*53’E.
Вечером гуляли по пустынной Норвегии. Я рекламу для этапа в следующий раз сделаю такую — «Путешествие по городам без людей».
Рыбак на берегу.
30 марта
0846, стартовали. Снова лавировка. Расплата за то, что подкинули ребят до Нарвика, внутрь залива.
Нет волны!
1140, ветер в узости до 20 узлов. Зарифленные лавируемся в сторону моря. Прекрассно, что нет волны.
1145, порвался стаксель фал. Свернули парус, идем на одном гроте и моторе.
1240, поставили штормовой стаксель. Пока еще не все оборудование готово, бэби штаг привязан на веревочки, но в целом система работает.
1730, пришли в городок Лёдинген. Долго выспрашивали нашу службу береговой поддержки (Полину Андреевну), будет ли завтра, в Страстную пятницу, работать местный винный магазин. Будет. С 11 часов утра.
Прошли сегодня 25 миль.
31 марта
Затарились местной водкой «Северное сияние».
1130, стартовали из Лёдингена.
1220, солнце сквозь тучи. Я кажется заболеваю, сижу внизу. Ветра мало, идем в Свольвер на моторе.
1415, подняли одну тресочку со дна.
1545, принципиально болею. Не выхожу на палубу, Аля, Володя и Валера рулят. Даже от ухи отказались — впереди у них целая россыпь навигационных опасностей в виде живописных луд и банок.
Вечером пришли к известному и любимому понтону в центре города. Встали лагом к небольшой лодочке. Есть электричество, есть стиральные машины!
Прошли сегодня 40 миль.
1 апреля. Вербное Воскресение
Гуляли на известный мыс с вешалами для сушки трески. Наломали вербы, которая по возвращению на «Джульетту» немедленно распустилась.
Треска на вешалах.
Рыбацкие окраины Свольвера.
1140, вышли в море. Идем в поселок Хеннингсвайер. Это местечко я давно знаю и люблю. Небольшой рыбацкий посёлок на двух плотно прижатых друг к другу островках.
1230, подняли треску на 9.700 кг. На этом благоразумно решили закончить с рыбалкой.
Всего намотали сегодня 12 миль. Координаты 68*9’N 014*12’E. Празднуем Вербное Воскресение.
2 апреля
1050, подтянули стаксель и стратуем в Будё. Это уже на материковой части Норвегии. Здесь оставим «Джульетту» до летней навигации.
Лавируемся в заливе.
1545, покрыл маслом тик. Прямо на ходу. Солнечно, палуба высохла, решил, что другого такого случая может не выпасть.
2050, благополучно встали к внешнему понтону гордской марины Будё.
Местно для стоянки в этой части Норвегии оказалось найти очень и очень непросто. Мало того, что марин для лодок такого размера практически нет — ещё нужно, чтобы кто-то присматривал за лодкой. И тут нам очень повезло — помог Алексей Андреев. Есть кому присмотреть за «Джульеттой» на время стоянки. Алексей с семьёй в гостях.
Сегодняшний переход составил 60 миль. С этим переходом закончились наши зимние плавания. Говорят, что эта зима в Норвегии была очень холодной, но малоснежной. Насчет малоснежной — мне кажется, это преуменьшение.