Хорватия. Обучение яхтингу, 1-10 ноября

1 ноября

По дороге в Хорватию на мастер-класс был в Барселоне, гулял и коротко заглянул в морской музей. Так коротко, что успел только пару фотографий увидеть. Сфотографировал прямо со стенки — как раз подходит для записи про обучение яхтингу.
обучение яхтингу с детства
2000, приехал в марину Каштела на лодку «Ana», Dufour 410.
На борту курсанты: Максим Балакирев (имеет диплом Bareboat и опыт работы на парусных катамаранах в Адлере), Дарья Демидова (опыт работы на парусных катамаранах в Адлере), Андрей Унтила (диплом Watchkipper, плавание на «Джульетте» прошлой зимой из Корфу на Сицилию), Дмитрий Иванов (участие в регатах в Англии и Франции) Сергей Ряполов (переход на «Джульетте» с Балеарских островов в Кадиз),  Тимофей Ряполов (юнга).

2 ноября

Утром принимали лодку, читали инструкцию по поведению и безопасности на борту, говорили про обязанности капитана, штурмана, боцмана, вахтенного. Все как всегда — в первый день нужно услышать целый ворох слов. Кроме того, нужно познакомиться с лодкой, с ее швартовым хозяйством, попробовать разобрать веревки бегучего такелажа.
Морская терминология. Максим Балакиерев. Не могу удержаться, чтобы не опубликовать рисунки из конспектов.
img_2640
Андрей Унтила.
img_2593
Тимофей Ряполов, 9 лет.
img_2601
С этой осени мы беремся готовить капитанов только при наличии предварительного опыта хождения в море под парусами. С нулевой практикой сразу учиться на капитана неправильно.
1325 — 1525, швартовались к наружной стенки марины. Труднее всего в первый день дается не сама рулежка, а работа со швартовыми веревками, когда нужно вовремя задать наветренный швартов, чтобы упереться в него двигателем.
Для рулевого главное — научиться чувствовать вес лодки, ее маневренность, слышать звук правильных оборотов, видеть скорость судна и вовремя включать нейтраль.
Условия для первого дня швартовок не сахар: ветер до 20 узлов, юго-восточный.
img_2398
1525, встали под паруса, идем в Милну. Осень в Хорватии. Осенние небеса.
img_2402
1730, стемнело. Ветер порывистый, но самое неприятное — это волна. Ужас какая рваная, расколбасная. Лавируемся в сторону пролива Сплитские врата. Пеленгатор на лодке отвратительный, не для ночи. И фонарик детский. Хорошо видим зеленый огонь острова Мрдуя — проблесковый с интервалом 3 секунды. По нему ориентируемся.
1820, убрали паруса. Дождь.
1840, с интервалом пять минут разошлись с пятью судами, выходящими из Сплитских врат.
1940, пришли на остров Брач, пришвартовались в Милне.
В море сегодня было очень красиво и неуютно. То ли первый вечер такой на незнакомой яхте с выключенными навигационными инструментами (картплотер мы не включали специально), то ли осень в природе и на душе.

3 ноября

Дождь с утра, занимаемся теорией.
Сергей Ряполов сегодня штурман, а по профессии он инженер, вот бархатное словечко из его штурманского лексикона  — «тёрочка»,  то есть стирательная резинка)).
Рассказываю курсантам анекдот про штурмана: приезжает штурман в отпуск, старательно отдыхает — лежит на диване. Надоел жене — она ему говорит: «Вася, ну иди хоть поделай что-нибудь». Доставала его, доставала, в конце концов он сдался и говорит ей: «Ладно, пойду поработаю. Кофе и бинокль на балкон!» Анекдот со смыслом: нужно научиться видеть в натуре то, что изображено на карте, и наоборот. Нужно смотреть во все глаза.
1330, отошли от причала, начинаем швартоваться.
1546, закончили швартоваться.
1600, встали под паруса.
Немного покрутили повороты в Сплитских вратах. Сначала дул сильный порывистый ветер, но потом он стал стихать. Отдали рифы. Идем на Хвар.
aac_4059
1710, уже темно. Отличная практика по заходу в марины в темноте.
1840, пришли в марину Палмизана на острове Св. Климентос. Марина закрыта на зиму. Вдоль понтонов стоят лагом круизеры на стареньких катерах. Воды на понтонах нет, но есть электричество — это плюс.
1906, «Над компьютером не чокаются» — фраза от Димы сегодня вечером.

4 ноября

Отличная погода с утра. Круизеры с моторных катеров вытащили на понтоны раскладные кресла, расставили бутылки и сушатся на солнышке.
Мы встали пораньше, в полвосьмого завтрак, не хотим терять светлое время суток. Быстро позавтракали и начали швартоваться кормой. Заводим швартовы, муринг. Благо, в марине никого нет и мы никому не мешаем.
Отработали заброс кормы, струей воды с винта, разворот на месте на ограниченой акватории. После вчерашних ненастий, сегодня без ветра это дается легко и просто. Почти скушно. Так и должно быть. Но это затишье только до завтра. По этому нужно сегодня заниматься и заниматься.
Занос кормы винтом, а сколько кранцев! Дмитрий Иванов.
заброс кормы
0930, закончили швартоваться. Идем в бухту Хвара.
aac_3955
Вышел на палубу. Увидел, что не закрыт леер на корме. Сделал замечание боцману, он перевел на крайнего матроса. Понятно, как нам теперь называть пятого члена экипажа. Первый у нас — дежурный капитан, потом идут штурман, боцман, потом матрос и, наконец, крайний матрос. Хорошо, что каждый день эти должности меняются. Крайний матрос завтра станет старшим матросом, потом боцманом — и так до капитана. Потом короткое падение до крайнего матроса и опять карьерный рост)).
1000, встали к городской стенке Хвара. Экипаж пошел в магазин. Мы с боцманом остались на «Ане». Охранять лодку. Хвар — единственный город, где я слышал, как на яхте кричали: «Обокрали!» Так и прилипло это ощущение, теперь уже навсегда.
Рядом на муринге стоит рыболовная лодка с вот такой ступенькой.
img_2461
1050, закупили продукты, отошли от стенки Хвара. При отходе не выхожу наверх. Сегодня капитан Сергей — он сам справляется.
1120, ставим и убираем паруса. Огибаем под парусами островок с маяком Поконий дол. Кажется, так он называется. Ветер полтора-два балла. То, что нужно сейчас.
1140, ветер два раза показал нам язык и скис. Закончили заниматься парусами. Идем на якорную стоянку.
1226, встали на муринг в Виноградной бухте.
1300, переставились с муринга на якорь. При этом завели веревку на сосну и притянули корму к берегу. По пути научились управлять тузиком. Сначала Андрей и Сергей им подрулили, а потом и все остальные. Мне кажется, у курсантов сегодня самое яркое впечатление — моторный туз!))
aac_4006
aac_3984
Купались. Вода 20 градусов!
img_2464
1410, при подьеме якоря покарябали корпус, увы мне.
Якорь поднимал Дима, он сегодня штурман. Из этого случая и после поломки руля на «Джульетте», когда штурман поднимал парус, ответственно заявляю:  «Плохая примета — штурману заниматься чем-то, кроме своих обязанностей!»
1730, пришли на остров Вис.

5 ноября

Утром занимались метеорологией. Ураган. Максим Балакирев.
img_2648
Адмиральский якорь.  Максим Балакирев.
img_2653
Максим Балакирев.
img_2637
Даша Демидова.
img_2621
1110, отошли от городской стенки.
Поставили паруса и крутились вокруг острова Хост. Любимое здесь упражнение: лавировка в узком прполивчике, уваливание, лавировка под ветер багштагами с поворотои через фордевинд, и так раз за разом. В первый раз делаем это на таком порывистом ветру.
img_2697
1250, законечили крутить повороты, отваливаем от Виса и идем в сторону марины Фрапа в Рогозницу. Несем глухо зарифленный грот и полный стаксель. Ветер понемногу усилился до 25 узлов.
aac_4173
img_2506
img_2507
1750, встали в марине Фрапа.

6 ноября

Утром занимались МППСС.
1110, отошли от причала. Идем в Скрадин. Ветер до 30 узлов, попутный.
В канале переменный, порывистый ветер. Ловим заходы ветра, лавируемся.
img_2700
Сегодняшняя лавировка в узком извилистом канале — в неровный ветер она стоит двух дней занятий в море.
1600, пришли в Скрадин.
Вечером занимались МППСС. Огни, знаки и все такое.

7 ноября

Совершили поход-вылазку-демонстрацию на водопады Кырк. Каждый раз после водопадов думаю, что без этого визита мне было бы сложнее любить Хорватию.
img_2527
img_2547
img_2585
1400, отошли от понтона. Швартуемся и швартуемся.
1800, пришли в Шибеник.

8 ноября

Утром занимались приливами.
1100, вышли из Шибеника. Заправились топливом, идем в Трогир.
1200, учебное задание: двигатель заглох — нужно поднять паруса и встать на якорную стоянку. О, как!
Стараюсь не мешать курсантам. Дима капитан сегодня. Поставили паруса, хотя ветра совсем мало. Дошли до ближайшей бухточки, положили якорь. Затем была новая вводная: ветер усилился — надо наростить якорную цепь канатом. Сделали и это. Молодцы.
1255, закончили заниматься. Снялись с якоря, едем дальше.
1820, встали в Трогире. Снова в темноте. Как мои студенты будут летом швартоваться в светлое время?

9 ноября

1130, закончили заниматься картографией. Отошли от причала марины ACI Трогира. Заправляемся.
1210, начали швартоваться кормой к понтону марины Сегет, рядом с Трогиром. Ветер вдоль понтона сваливает нос «Аны» и сбивает с толку рулевых, но как-то мы с этим справляемся.
1325, учебная вводная: двигатель не работает, поставить паруса и пришвартоваться к понтону под парусами.
1350, благополучно закончили заниматься. Идем в сторону Каштелы.
1600, отробатываем маневр «Человек за бортом».  Даша Демидова.
img_2632
1700, пришли в Каштелу. Мастер-класс закончен.
Фотографии Е. Шкаруба, М. Балакирева, Д. Демидова.
P.S.
В практике приняли участие Максим Балакирев и Дарья Демидова. Они работают инструкторами на катамаранах в Сочи. Продолжаю убеждаться, что учиться на капитанов можно только после матросской практики. Хорошее подспорье — это практика на швертботах. Без такой практики я, вообще, плохо себе представляю, как можно учиться на капитана. Рекомендую парусный клуб Hobie Club Sochi. Там круглый год ходят и обучают ходить на катамаранах!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать − двенадцать =

Прокрутить наверх