4 июня, Средиземное море
0800, до Валеты осталось три мили. Несмотря на шум работающего мотора, слышу звуки взрывающихся петард. Это фейерверк в нашу с «Джульеттой» честь.
Позвонил Михаил Косарев, сказал, что они уже прилетели. Прекрасно, через полчаса встретимся в марине Калкара.
Четыре месяца «Джульетта» стояла на Сицилии, в марине Рагуза, ждала лета. Я вернулся на нее вчера днем. Успел скатать палубу, снял чехлы со штурвалов, поменял три сдохших аккумулятора — и в двенадцать ночи стартовал на Мальту. Ночь прошла на моторе и стакселе.
0830, встал в марине Калкара. Через пять минут приехал Миша с экипажем Яндекса. Начинаем двухнедельное плавание на Сицилию, Сардинию, до Майорки. На борту «Джульетты»экипаж: Алексей Андросов, Иван Бессарабов, Наталья Недоступ, Максим Сонькин, Наталья Манаеноква, Михаил Косарев, Евгений Шкаруба.
Закупили продукты, прибрались, обустраивали жизнь на судне, обедали и отдыхали. Завтра решили никуда стартовать, а погулять по Мальте.
Встретили морского практика Михаила Агафонцева. Его супер-спортивная лодка Open 60 стоит на противоположном конце нашего понтона. Хорошо бы напроситься к Мише в ближайшее время погоняться или, еще лучше, на перегон.
Подсмотрел у Миши кардан для безопасной подвески чайника.
5 июня
Лично я ожидал, что Мальта будет небольшим крепким островом-скалой, на котором, утопая в яркой зелени, стоит аккуратный, как белый грибок, непреступный замок. Оказалось, не так. Мальта большая, разная, запыленная, как египетские пирамиды, многослойная, как торт «Наполеон», — бабушка у меня когда-то такой делала.
Утром случайно попали на блошиный рынок — настоящий, не для туристов. Купил английскую медную монетку 1945 года, малюсенькую уточку, два крючка и рым из бронзы — все вещи ценой по одному евро. День прожит не зря.
Жаль только, что меня догнала простуда, в носу першит, хочется лечь и лежать, поэтому пропустил поездку по острову, бодрости хватило только на Мальтийский морской музей.
Музей оправдал ожидания. Большая, разноплановая экспозиция начинается с темы пара. Внизу — первое в Англии удачное судно на пару.
Подвесные моторы. Мы такие и не помним.
Плетеные из веревок кранцы.
6 июня
Провел инструктаж по безопасности, правилам поведения на борту, швартовкам. Прибрались, разложили вещички, готовимся к выходу в море.
1202, отошли от причала. Торжественно прошли по периметру бухты Валетты и вышли в море.
1300, поставили грот и генакер.
1320, убрали паруса. Ветра почти нет. Идем к острову Комино, на якорную стоянку, купаться и мыться.
1400, встали на якорь в бухте Голубая лагуна. Бухта крохотная, вода холодная, бодрит, остается пожалеть мальтийцев, которые тоже пытаются купаться в это время!
Пробовал купаться и скрести днище «Джульетты». Очистил 1 квадратный метр и решил, что хватит.
Поднялся на лодку, услышал, настойчивый звук работающей помпы пресной воды. Пошел по душевым и нашел, что правая кормовая каюта не закрыла кран. Водичка наша — тю-тю!
1850, снялись с якоря.
Разбились на вахты, их у нас три — четырех часовые. Огибаем мальтийский остров Гозо.
2000, прошли западную оконечность Гозо. Поставили паруса. Идем полным бейдевиндом правого галса. Скорость три с половиной узла.
2120, убрали стаксель, завели мотор. Как же мне хреново и какая хорошая команда у нас.
7 июня
Ночью у меня подпрыгнула температура, видимо, случился кризис. Видел пару галлюцинаций в виде матроса, несущего бутылку вина и длинного луча света. Укрылся одеялами. Проснулся от того, что наверху ставили паруса.
0600, Миша командует подьем парусов. С запада подул небольшой ветерок, мы можем идти левым галсом и быть почти на курсе. Лодка идет медленно, неохотно, но идет. Хорошо, что в таком безветрии нет волны.
0710, завели мотор. Ветра мало в наших парусах.
0900, поставили генакер.
Попали в туман. Пять минут назад слева по борту нас обогнал большой контейнеровоз, теперь слышим как он гудит в тумане.
1000, убрали генакер. Ветра не хватает. Размышляю про радар, пора его подключать, болтается над головой без дела с самого Таити.
1200, ветер повернул на западный, туман как корова языком слизнула. Видим землю прямо по курсу. Высокий, вулканического происхождения остров Пантеллерия. До него 35 миль, к нему идем.
Кончилась пресная вода.
1300, вяжем восемь узлов яхтсмена: «восьмерку», «прямой», «шкотовый», «беседочный», «выбленочный», «рыбацкий штык», «буксирный», «стопорный».
1730, не знаю, что делать. Ветер дует, а мы все на месте стоим. Срочно, срочно нужно нам мыться, друзья.
1840, встали в гавани Пантеллерии. Гавань на северной оконечности острова, большая, мелкая. Задели килем камень. Встали лагом к понтону. Местные мужики помогли подключить воду и электричество. Приветливостью компенсировали свою бестолковость: «Но проблем, но проблем» — махали они на опасный участок при швартовке.
8 июня
Ночь у понтона прошла спокойно. Пантеллерия значит «Опасный ветер». На наше счастье сейчас ветра и волны в море нет, «Джульетту» слегка покачивает и только.
Утром вместе с дежурным боцманом Натальей скатали палубу и помыли правый борт. Третий раз после стоянки на Сицилии. Корпусу возвращается серебристо-серый цвет. Желтая пыль, которая скопилась на палубе «Джульетты», во всех ее складках, понемногу отступает. Жизнь на судне налаживается.
Взяли машину и махнули по достопримечательностям Пантеллерии. Остров деревенский, простецкий я бы сказал, на его вулканических склонах охотно растет низенький виноград, из которого делают сладкое мускатное вино. Это вино «с изюминкой» считается достопримечательностью Пантенеллерии, даже входит в список Культурного наследия ЮНЕСКО.
Мы решили сразу не напиваться, а поехали к естественным темам в центре острова. Итальянцы говорят: «Терма натурале». Действительно, натуральная баня. В небольшом гроте, в углублении, температура как во влажной парилке. Можно посидеть на камешках и погреться. Если бы в грот повесили двери, так наверное, можно было бы париться, а если к этим термам пристроить еще и нормальную комнату отдыха с самоваром и баранками — так цены бы им не будет.
После бани поднялись на самую высокую горку Пантеллерии — Монте Гранде. Ехать на верх нужно по узенькой извилистой дорожке, совсем недолго, расстояния на острове далеки от циклопических. Наверное, для сегодняшней прогулки хорошо подошли бы мотороллеры. Дорожки на острове узенькие и не скоростные. На подступах к горе увидели следы пожара. Он случился всего десять дней назад и капитально прошелся по острову. Много деревьев погибло, стоят теперь почерневшие, хотя не могу не сказать, что это зрелище пепелища завораживает.
Самая верхушка Пантеллерии. Какой-то радар здесь стоит.
Вид на вулкан.
Свежий горельник.
Спустились к озеру Венеры. Красивое озеро с теплой, целебной водой и грязями. Место для хорошего отеля.
Вернулись домой после обеда, груженые продуктами, местным вином и впечатлениями.
Успел понырять вокруг «Джульетты», почистить переднюю часть днища. Совсем немного, в воде уже темно и все еще холодно.
1840, вышли на цыпочках из гавани. По старому треку, с оглядкой. Идем на Сицилию. До Марсалы 62 мили по прямой.
1910, поставили паруса. Миша сказал, что, наверное, когда я чистил днище «Джульетты», то соскреб с него не меньше елки, так лихо мы пошли. Идем на север, курсом 22* со скоростью 5 узлов.
2030, разошлись с сухогрузом. Идет со стороны Суэцкого канала в сторону Гибралтара. Прошел в пяти кабельтовых у нас по курсу.
Ветер до двух баллов, идем со скоростью больше шести узлов.
2244, уступили дорогу рыбацкому судну. Идет себе и несет зеленый и белый круговой, кроме того — оранжевый. Мы увалились.
2300, еще один рыбак. Лежит в дрейфе с двумя красными огнями по вертикальной линии. Как раз над Пантеллерийской банкой.
9 июня
0240, «подскисли» в середине пролива. Идем два-три узла. Слегка качает, тихо вокруг, не хочется заводить мотор. До Марсалы осталось 25 миль.
Прошли рядом с банкой Приключений. Снова «рыбаки» у нас на курсе.
0640, убрали паруса. Идем на моторе.
1000, пришли в Марсалу. Гавань мелкая, глубина под килем не больше фута.
Гуляли по городу.
Жарко. Хочется мороженного.
Поля по моей просьбе ищет дилера Simrad на Сицилии. Забивает в гугл: «Найти диллера на Сицилии». Поисковик ее поправляет: «Найти киллера на Сицилии».
10 июня
Заправили четыре канистры дизелем. В Италии с заправками не просто. Не можем подойти к причалу, потому что мелко.
Обратите внимание на наши кранцы! Лена Прошина пошила чехлы.
«Убрать кранцы!»
0920, вышли с Марсалы. Идем на островок с запада от Сицилии с названием Фавиньяна.
Купались и мыли «Джульетту» с северо-востока от гавани.
После купания двигаемся в сторону гавани. Бухту ограждают два не виданные мною прежде плавучих «специальных знака».
1330, встали в гавани Фавиньяна.
Рядом много морского.
Гуляли по городу и на гору. Вдруг в центре города хранилище старых кованных якорей.
Тоже не встречал нигде такого.
Штук двести кованных якорей, с деревянными веретенами и, судя по состоянию, поднятые со дна.
Рядом на входе в фабрику переработки тунца интересная цепь. Такая не будет скользить по дну.
На горе.
Вид с горы на гавань.
2020, день на Фавиньяне закончился хорошо: настроили датчик пресной воды (не даром у нас в гостях офис Яндекса), подключили помпу забортной воды на камбузе и спасли девочку лет шести: упала в воду напротив «Джульетты». Завтра идем на Сардинию.
Великолепное описание Пантеллерии. Решили сразу не напиваться))) Очень хочу побывать и на Пантеллерии, и на Фавиньяне вместе с двумя маленькими островками по соседству с ней. Спасибо за подробности. Впечатлило!
Всем привет. Отдельное спасибо Лене за чехлы на кранцы. Выглядит очень по морскому. Завидую «текущим» мореплавателям. Вспоминаю зимний поход.
Глеб, рад слышать! Всегда рады видеть снова.